Конспект открытого занятия "В королевстве Скрипичного ключа"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Попова Юлия Владимировна

Познакомить детей со скрипичным ключом, нотами, нотным станом, музыкальным аккомпанементом. Закрепить расположение нот на нотном стане. Знакомить детей с элементарными музыкально - теоретическими знаниями

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Открытое занятие в подготовительной группе  на тему

                                      «В королевстве Скрипичного ключа»

Цель: Создание благоприятных условий для знакомства дошкольников  с основами музыкальной грамоты и творческими проявлениями в музыкально-творческой деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей со скрипичным ключом, нотами, нотным станом, музыкальным аккомпанементом. Закрепить расположение нот на нотном стане. Знакомить детей с элементарными музыкально - теоретическими знаниями.
  2. Развивать музыкальное мышление детей; развивать интерес к исполнительской деятельности; развивать музыкальные и творческие способности детей;
  3. Воспитывать понимание детей красоты и смысла музыки. Воспитывать интерес к музыкальной культуре, мировой классике.

Обарудование:Мультимедийное оборудование, удочки, колокольчики, портрет П.И.Чайковского, магнитная доска, , ткань синего и зеленого цвета, искусственные цветы, клависы, искуственные деревья, кулончики-ноты, нотная тетрадь, указка

Репертуар: «Доброе утро»  муз. и сл. Т.Бурцевой; «Марш» муз.П.И.Чайковского, «Полька» муз.М.Глинка; «Немецкая песня» муз.П.И.Чайковского; «Мы маленькие звезды » муз. Antonio Dyggs, сл. А.Пряжникова; «Весёлый колокольчик» муз. и сл.Анисимовой; «Русская красавица» муз. и сл. В. Дворяниновой.

Ход занятия:

М.р.:Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Здравствуйте, гости дорогие!

Звонкие соловушки, умные головушки!

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.

Давайте мы поздороваемся.

М.р.: А теперь поприветствуем друг друга.

(слайд-1 пустой)

Исполняется песня-приветствия «Доброе утро»  муз. и сл. Т.Бурцевой (вверху)

Доброе утро, улыбнись скорее

И тогда весь день станет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее!

М.р.: Как называют людей,  которые пишут рассказы, сказки, повести (писатели).  Куда они записывают слова?(в тетрадь, книгу).Ребята, скажите, из чего состоит слово?

 ( из букв)…, а буквы?(из звуков).

А теперь скажите, пожалуйста, как называет человека, который сочиняет мелодию?(Композитор).Вы знаете куда записывает композитор свою мелодию?(предположения детей). У  композиторов есть специальная нотная тетрадь, куда они записывают мелодию (показать), а музыканты играют с нотной тетради эту мелодию. Как вы думаете: из чего состоит написанная композиторами мелодия?(из нот).  А вы замечали в музыкальном зале где-нибудь ноты? (показывают) Правильно. (Подходят к стенду рассматривают ноты). Ребята, а вы знаете, как называется этот знак? (Скрипичный ключ). Скрипичный ключ- самый главный знак. Он отрывает нам дверь в мир музыки. Я приглашаю вас сходить в гости в  музыкальную  страну к королю Скрипичному  Ключу.

Туда ведут две музыкальные дороги – одна дорога ведет под марш, а другая дорога – под польку. Вам надо выбрать по какой дороге пойдем к королю Скрипичному ключу ( дети выбирают) .

Выполняются  музыкально-ритмические движения  «Марш»(середина)

муз.П.И.Чайковского, « Полька» муз.М.Глинка ( внизу)

(слайд-2)

 М.р.:( подходят к экрану) Вот мы и пришли в музыкальную страну, где живет король Скрипичный ключ. У Короля Скрипичного ключа есть помощники - весёлые нотки. Их всего семь.

У каждой ноты своё имя-это

До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Ноты живут каждая в своем домике. А всё вместе-это называется нотный стан, который состоит из пяти линеек. А у ноты «до» свой личный домик - дополнительная линейка.

Давайте присядем на коврик, послушаем музыку и узнаем,  как живется ноткам в королевстве Скрипичного ключа

Выполняется слушание «Немецкая песня» муз.П.И.Чайковского (слева)

Дети слушают произведение. Выполняется беседа о характере музыки (веселая-грустная, быстрая-медленная, плавная-отрывистая), её лад( мажорный- минорный).

М.р.: Перед вами портрет композитора, который написал эту мелодию(Показать портрет П.Чайковского).  Кто написал это произведение?(Ответ детей). Если композитор пишет музыку, значит это какая музыка? (Композиторская)… А если мелодию сочинил  неизвестный человек  и она ушла в народ как называется эта мелодия?(Народная).

(дует ветер-справа)

М.р.: Ребята, слышите, ветер дует.

Покажите, как дует ветер

Выполняется физкультминутка «Ветер»

Ветер южный прилетел
И тихонечко пропел
На носочки ты вставай         (Подняться на носки,
Облака ты разгоняй.               руки вверх, помахать руками)
Ветер северный летел,                    (Руки в стороны)
В наши уши он свистел                  (Руками закрыть уши)

Ветер, ветер пролетай,                   (Руки на пояс,

И гулять нам не мешай.                   ходьба на месте)

(щелчек)
 
М.р.:  Посмотрите, он унес все нотки и раскидал их по всему свету. Что же делать? (предложения детей). Надо нам помочь его величеству Скрипичному ключу собрать их вместе, чтобы всегда звучала музыка. Ведь музыка без нот и без скрипичного ключа будет звучать некрасиво! Согласны? (Ответы детей). Тогда нам надо выполнить несколько заданий, прежде чем найти нотки. Путь нелегкий предстоит.

М.р.: Ребята, куда пойдем искать нотки (показывать): на песенную поляну, на танцевальную площадку  или в музыкальный лес? Уверена, что мы поможем королю Скрипичному ключу найти всех его помощников-нотки. (выбор детей)

(слайд-3)

Танцевальная      площадка

 Мы сейчас исполним массовый танец -флешмоб ,чтобы найти наши первые нотки.

 (песня –справа)

М.р.: Посмотрите, (щелчок) нашлись первые нотки- «до», «ре» и «ми»  расположились на нотном стане около своего короля Скрипичного ключа. Ну что, ребята, идём дальше помогать королю Скрипичному ключу искать нотки? (Ответы детей). У нас осталось два пути- песенная поляна, (танцевальная-площадка) и музыкальный лес.

(выбор детей).

(слайд-4)   (танец-слева),  (песня- справа)

Музыкальный лес

М.р.: Мы зашли с вами в музыкальный лес. Посмотрите, повсюду лежат палочки. Но мне кажется, что это не простые палочки, а тоже музыкальные. Но я забыла, как они называются. (Ответы детей-клависы). Спасибо ребята, что напомнили мне их название. Подскажите, к какой группе музыкальных инструментов относятся клависы? ( к ударной). Почему?(Ответы детей). А какие вы группы еще знаете? (струнные, духовые, клавишные). Что делают клависами?(отбивают ритм). Предлагаю вам сесть в круг  и отбить клависами речевку про ёжика, который играл на барабане. Стучать клависами надо на слова бум-бум-бум. На стих-поднимаем клависы вверх. (Спросить, нужна или нет детям помощь).

Выполняется музицирование «Ёжик и барабан»  

Дети садятся в круг и отбивают ритм под речёвку.

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

(Положить клависы около деревьев)

М.р.: А вот и еще (щелчок) две нотки «фа» и «соль» нашлись и вернулись в свое королевство.

Нам осталось попасть на песенную поляну (музыкальный лес, танцевальную площадку)  и поискать там оставшиеся нотки с помощью песни.

- Посмотрите на песенной поляне растут цветы- колокольчики. Но некоторые из них не простые колокольчики, а музыкальные. К какой группе относятся колокольчики?(ударной), почему?(ответы детей). Предлагаю спеть песню про колокольчики. Н омы не просто будем петь, а аккомпанировать песне на музыкальных колокольчиках. Как вы думаете, что такое аккомпанемент? (предположения детей). Аккомпанемент- это музыкальное сопровождение на музыкальных инструментах к песне, которую исполняют. Т.е. мы сейчас будем не только петь песню, но  создадим оркестр и подыграем на наших музыкальных колокольчиках. Скажите, пожалуйста, кто такой оркестр? Какой у нас будет оркестр? (ответы детей).

(слайд-5)

      Но сначала нам надо распеться и разогреть свой голос. Прогуляемся своим  голосом по звуковым ступенькам, начиная с нижней звуковой ступеньки «До» , взбираясь голосом все выше до самой высокой звуковой ступеньки «Си»  и спуститься голосом вниз.(на магнитной доске)

Выполняется фонопедическое упражнение « Высота звука»

Дети акапельно  пропевают  голосом, начиная с нижнего до высокого звука и наоборот.

Исполняется песня «Весёлый колокольчик» муз. и сл.Анисимовой (слева) (флешмоб-справа)

1.Весёлый колокольчик-

Динь-динь-динь,

Смеётся и хохочет-

Динь-динь-динь.

Он пел в лесу чуть слышно

Динь-динь-динь,

Чтоб снова солнце вышло

Динь-динь-динь.

2.Весёлый колокольчик-

Динь-динь-динь,

Смеётся и хохочет-

Динь-динь-динь.

Тут птички прилетели

Динь-динь-динь.

И песенки запели.

Динь-динь-динь.

(дети поют песню, подыгрывая на колокольчиках)

М.р.: Посмотрите, ребята, (щелчок) последние нотки «ля» и «си» нашлись и заняли свое место на нотном стане. Вот мы отыскали все нотки и вернули их своему королю Скрипичному Ключу. Как радуется Скрипичный Ключ ! Он  хочет вас поблагодарить : 

(слайд-6)

Скрипичный ключ: (слева)Спасибо, ребята, что помогли мне и нашли мои нотки-помощники. Благодаря вам композиторы смогут теперь сочинять свои прекрасные мелодии. А я приглашаю вас поиграть в мою любимую музыкальную игру «Веселые нотки»

Проводится музыкальная игра «Веселые нотки» («Русская красавица» муз. и сл. В. Дворяниновой). (справа)

 Каждый ребенок становится нотой и скрипичным ключом( Повесить на шею плоскостные ноты). Встают по- порядку в ряд («Скрипичный ключ»-«до»-«ре»…….). Звучит музыка- дети разбегаются по залу. Музыка останавливается- надо встать в первоочередном порядке. Оставшиеся дети проверяют, правильно ли расположены ноты. Игра проводится 2-3 раза.

М.р.: Ну что, ребята, вот мы сходили в королевство к  его величеству Скрипичному ключу, нашли для него потерянные нотки. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А пойдем мы также как и пришли. По какой дороге мы будем возвращаться –по дороге «марш» или по дороге «полька»? (выбор детей).

(слайд-7. Пустой) (марш-вверху ,    полька-внизу)    

(Садятся на стульчики).

-Ребята, скажите, каким образом вы помогали Скрипичному ключу искать нотки?

-Какие музыкальные слова вы узнали ( скрипичный ключ, ноты, название нот, Аккомпанемент)  и какие музыкальные слова вы вспомнили?(оркестр, композиторская и народная музыка, композитор, клавесы, музыканты)

-Вам было сложно или легко искать нотки?(Ответы детей)

Его величество Скрипичный ключ передал вам нотки. Если вам было легко оказывать помощь королю Скрипичному ключу в поиске нот, то тогда расположите ноты в верхнем углу. А если трудно- то расположите ноты в нижнем углу. (рефлексия)

А теперь наше занятие подходит к концу. Спасибо вам, ребята, за помощь. Нам пора прощаться с гостями и идти в группу.

Подведение итогов. Занятие окончено.

https://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.pnghttps://www.icone-png.com/png/16/15926.png

-Ребята, скажите, каким образом вы помогали Скрипичному ключу искать нотки?

-Какие музыкальные слова вы узнали ( скрипичный ключ, ноты, название нот, Аккомпанемент)  и какие музыкальные слова вы вспомнили?(оркестр, композиторская и народная музыка, композитор, клавесы, музыканты)

-Вам было сложно или легко искать нотки?(Ответы детей)

Его величество Скрипичный ключ передал вам нотки. Если вам было легко оказывать помощь королю Скрипичному ключу в поиске нот, то тогда расположите ноты в верхнем углу. А если трудно- то расположите ноты в нижнем углу. (рефлексия)

А теперь наше занятие подходит к концу. Спасибо вам, ребята, за помощь. Нам пора прощаться с гостями и идти в группу.

        

 

        

 

«Весёлый колокольчик» муз. и сл.Анисимовой

1.Весёлый колокольчик-

Динь-динь-динь,

Смеётся и хохочет-

Динь-динь-динь.

Он пел в лесу чуть слышно

Динь-динь-динь,

Чтоб снова солнце вышло

Динь-динь-динь.

2.Весёлый колокольчик-

Динь-динь-динь,

Смеётся и хохочет-

Динь-динь-динь.

Тут птички прилетели

Динь-динь-динь.

И песенки запели.

Динь-динь-динь.

https://ladushki-club.ru/wp-content/uploads/c/e/d/ced7bede494f9349baf11eea1d05fbca.jpeg

https://w7.pngwing.com/pngs/302/550/png-transparent-clef-treble-musical-note-staff-clef-note-love-text-logo.png

1.Как называются люди, которые сочиняют рассказы, сказки, повести (писатели).  

2.Куда записываются слова?(в тетрадь, книгу).

3. Из чего состоит слово?( из букв)…,

4.А буквы?(из звуков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « королевство скрипичного ключа »

В содержание  включены  современные нетрадиционные методы,  и проходит в форме игры. В  занятии хорошо видно, что игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекатель...

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей» Воспитатель: Кошелева Л.А.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;социально-коммуникативное развитие;речевое развитие.  Цель: формирование элементарных математических представлений, конструк...

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в старшей группе «Пять ключей»

Конспект   открытого занятия по ФЭМП для детей в старшей  группе «Пять ключей»...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательная деятельность комплексное занятие по ФЭМП «Пять Ключей»

Конспект открытого занятия непосредственно образовательная деятельность комплексное занятие по ФЭМП «Пять Ключей» для воспитанников средней группы.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Пять ключей"

Конспект занятия с детьми среднего возраста по ФЭМП "Пять ключей" разработан воспитателем в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей»

Конспект   открытого занятия по ФЭМП для детей в средней группе «Пять ключей»...

Конспект открытого занятия «Королевство красок».

материал «Королевство красок» в рамках образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста посредством выделения выразительных средств...