Проект "Обобщение педагогического опыта"
проект

Попова Юлия Владимировна

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.popova_yu.v.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

           «Берёзка» села Иогач Турочакского района республики Алтай.

                                                   iogachberezka@yandex.ru

                         Обобщение педагогического опыта

                     Музыкально- дидактические игры как

               средство развития творческих способностей

                      детей дошкольного возраста

        Попова Юлия Владимировна

        Музыкальный руководитель

         МДОУ детский сад «Берёзка»

        с.Иогач

                                                         

              Иогач

                                                        2019

 

                  Музыкально-дидактические игры как

            средство развития творческих способностей

                        детей дошкольного возраста.

                       Попова Ю.В., музыкальный руководитель

                       МДОУ детский сад «Березка» с. Иогач

С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Восприятие музыки – это сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у детей дошкольного возраста пока нет. Поэтому  необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. На развитие специальных музыкальных способностей оказывают влияние творческие способности дошкольников. Под детским музыкальным творчеством понимается способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания..

Именно с этой целью мной применяются такие методы и приемы, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. 

Применение мною на занятиях музыкально-дидактических игр актуально тем, что в игре дети усваивают требование рабочей программы по разделам развития певческих навыков, музыкально-ритмических движений, а также слушания музыки и песен. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности

В проведении музыкально-дидактических игр мной поставлена цель:  создание условий для развития музыкальных способностей дошкольников, способствование их активному восприятию музыки посредством музыкально-дидактических игр.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;

-формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (тембр, высота, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях;

-Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические  игры  подразделяются на несколько видов:

1. Настольные.

2.Спокойное музицирование .

3. Подвижные игры

4. Игры, построенные по типу хороводных 

Настольные музыкально-дидактические игры с помощью наглядного материала закрепляют и  развивают у дошкольников чувство ритма, звуковысотный ,тембровый и динамический слух. К настольным музыкально-дидактическим играм относятся карточки, картинки, пособия  на определение регистра, звуков, нот, тембра. Также относятся  музыкальное лото, пазлы, изображающие музыкальные инструменты или картинки, связанные с музыкой.

Настольные музыкально-дидактические игры разработанные и применяемые мною на музыкальных занятиях:

 Название

           Цель

              Ход игры

«Лишний инструмент»

Учить различать группы инструментов, развивать зрительное внимание.

Назвать изображённые на картинке группу инструментов и убрать лишний.

«Музыкальное лото»

Формирование  умения и называть музыкальные инструменты. Развивать внимание.

Детям раздаются карточки-игровые поля. Игрок, у которого на игровом поле есть названный инструмент, забирает карточку и выкладывает её на своем игровом поле.

«Музыкальные кружева»

Развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

Дети в ряд раскладывают  короткие и длинные нити .С помощью педагога,а затем самостоятельно пропевают длинные и короткие звуки, складывая их в мелодию.

К спокойному музицированию относятся игры нацеленные на восприятие мелодии, В данном случае дети слушают музыку, а затем воспроизводят её на музыкальных инструментах. С помощью музицирования дети учатся определять тембр инструментов (например, барабана, погремушки ,дудочки), их звучание, наглядно изучают группы музыкальных инструментов(шумовые, ударные, струнные, клавишные). 

Примеры музыкально-дидактических игр с помощью музицирования разработанные и применяемые мною:

   Название

          Цель

                 Ход игры

«Музыкальная рыбалка».

Дети выступают в роли композиторов. Удочкой ловят рыбки-ноты.Педагог размещает их на доске в определённом порядке а затем проигрывает на музыкальном инструменте получившуюся мелодию.

«Угадай ,назови , проиграй »

Развитие внимания и памяти детей,расширение представления о музыкальных инструментах.

Дети должны по звучанию угадать музыкальный инструмент, определить к какой группе он относится и проиграть мелодию на этом инструменте.

Подвижные музыкальные - дидактические игры построены на единстве музыки и движения. («Ножки –ладошки»). Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, текстов песен, характером движений. Игровое действие должно помочь ребёнку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать в соответствии с ними. В музыкально-дидактических подвижных играх должны сочетаться элементы соревнования, неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями (на восприятие, слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, тембр, свойства звука). Подвижные музыкально-дидактические игры могут сопровождаться наглядными музыкально-дидактическими пособиями.

Примеры подвижных музыкально-дидактических игр применяемые на моих занятиях:

     Название

  Цель

 Ход игры

«Солнышко и дождик»

Умение с помощью игровых действий определять лад в музыке (мажор или минор)

Звучат две мелодии. Одна веселая(мажорная)-это солнышко, под которую дети гуляют.Другая-грустная(минорная)-это дождик, под неё дети прячутся под зонтик.

«Ножки-ладошки»

Развитие чувства ритма у детей.

Каждый ребёнок выбирает себе карточку (по принципу жребия) и выполняет изображённое на ней задание, проигрывая ритм с помощью ног и рук.


         
В  хороводных  музыкально-дидактических играх в отличие от подвижных двигательная  активность  детей ограничена. Основой  хоровода является исполнение хороводной  песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны  между собой. Дети, как правило, держатся за руки, образуя  круг или  движутся друг за другом, иногда идут парами. Хороводные игры являются средством развития музыкальных способностей  дошкольников. Эти игры побуждают детей активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками.

 

Примеры хороводных музыкально-дидактических игр применяемые на моих занятиях:

Название

                Цель 

        Ход занятия

«Гости ходят в огород»

Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками.

Дети, изображающие домашних животных проникают в огород, пропевая слова. Остальные дети ходят по кругу держась за руки, изображая воротики.

«Шарик!»

Развитие у детей выразительности интонации, мимики, движений, воображения, чувство коллективизма.

Дети,согласно тексту песни, расходятся, образуя круг. Сужают круг к центру.Поднимают руки вверх. Показывают руками, какой стал шарик.Повтор игры 2-3-раза.

Музыкально-дидактические игры делятся на три группы:

І группа - игры на развитие внимания.

ІІ группа - игры на развитие памяти.

ІІІ группа - игры на развитие мышления.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту реакции.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации , удержания и воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий - сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой материал, игровой замысел, правила.

В результате проводимой мною работы в использовании музыкально-дидактических игр дети приобрели специальные знания и способности. У них уже формируются необходимые черты личности, а также чувство товарищества и ответственности. Создаются условия для формирования способностей детей к музыкальному творчеству. Развивается зрительная, слуховая и двигательная активность

 Таким образом музыкально-дидактические игры на моих занятиях применяются: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе игры на детских музыкальных инструментах, в процессе ритмических движений(танец, хоровод, музыкальная игра). Они просты , доступны и интересны. Необходимо и дальше создавать условия для формирования способностей  детей к музыкальному творчеству.

Литература:

  1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. - 304с.: ноты.
  2. Кшенникова Н. Г. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников,2018 Серия:Музыкальному руководителю ДОО|
  3.  Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.;
  4. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010
  5. Переверзева Т.А.,Гладышева Н.Н. Развивающие игры. Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности.Средняя группа.-Волгоград:Учитель,2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...