Консультации для педагогов и родителей
консультация

Шипицына Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

     Слайд 2   На сегодняшний день процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»  - Е. И. Тихеева.
Развитие ребёнка-дошкольника наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды.            

Речевая развивающая среда-что это?  
Какие требования предъявляются к ней по ФГОС ДО?
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Слайд 3 

Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

– обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

– обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

– обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

– обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

– обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Слайд 4

В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:

– речь педагога;

– методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

– специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Слайд 5

Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т.к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет воспитывающую и обучающую направленность. Речь педагога дошкольного образовательного учреждения должна отвечать следующим качествам:

– правильность – т.е. соответствие языковым нормам;

– точность – в речи адекватно отражается действительность, однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано;

– логичность – в высказывании присутствуют три смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Кроме этого педагог должен уметь правильно, грамотно и логично связывать между собой все предложения и части высказывания;

– чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;

– выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания;

– богатство – количество слов и их смысловая насыщенность, использование разнообразных видов предложений;

– уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Слайд 6

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.  Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах)), обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

-обучение детей применять полученные знания на практике;

- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Подбор методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей, а также специального оборудования зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. Линия речевого развития определяется речевой компетенцией, формируемой на этапе дошкольного детства.

Слайд 7

Речевая компетенция – умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в из совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая составляющая предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, умение употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Ее содержательную линию составляют активный и пассивный словарный запас в пределах возрастной нормы. По количественной и качественной характеристике словарь ребенка таков, что он позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая составляющая предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления разных грамматических форм. Ее содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование.

Фонетическая составляющая предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая составляющая предполагает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Ее содержательная сторона – диалог, разговорная речь.

Монологическая составляющая предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказы, строить самостоятельные связные высказывания разных типов, формирование элементарных знаний о структуре текста, о типах связи внутри него.

Слайл 8

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого - педагогическими особенностями формирования речи.

Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

  • развитие словаря ребёнка;
  • работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
  • развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
  • воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,

закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

  • подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
  • развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
  • знакомство с художественной литературой.

Слайд 9

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Литературный центр

Возрастная группа

Оснащение книжного уголка

Младшая группа

Слайд 10

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, (но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг):

 - книги  на  плотной  основе  по  знакомым  программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

 - книги  с  динамичными  элементами  (двигающиеся  глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

 - книжки  разного  формата:  книжки-половинки  (в  половину альбомного  листа),  книжки  –  четвертушки,  книжки  –малышки;

 - музыкальные  книжки  (с  голосами  животных,  песенками сказочных героев и т.п.);

 - книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

 - предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных);  

 - сюжетные   картинки   с   самыми   простыми сюжетами;

 - эстампы на темы русских народных сказок.

Средняя группа

Слайд 11

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - шкафу):        

1) книги   с   одним   и   тем   же   произведением, но  иллюстрированные разными художниками;

2) альбомы  дополняются        по        темам: «Российская армия»,  «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

3) открытки для рассматривания по произведениям;

4) портреты  писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин и т.д.;

5) тематические        выставки: «Сказки»,   «Времена года»,  «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

6) материал для ремонта книг.

Старшая группа

Слайд 12

1) 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);        

2) портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

3) книги, рекомендованные программой;

4) книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

5)энциклопедии («умные» книжки), словари;

6)«Толстые» книжки;

7)альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.;

8)наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

9)портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачеев, Н.Чарушин и др.);

10)тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему (1 раз в квартал).

Подготовительная к школе группа

Слайд 13

Количество книг в уголке не регламентировано.

1) книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

2) 2-3 сказочных произведения;

3) стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

4) издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

5) весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

6) книги, которые дети приносят из дома;

7) книги на школьную тематику;

8) портреты известных детских писателей, поэтов

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка с  книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой центр

Возрастная группа

Оснащение речевого центра

Младшая группа

Слайд 14

1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам   и  для   руппировки,  до  4-6  в  каждой  группе: домашние   животные,   дикие    животные,   животные   с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты  питания,  одежда,  посуда,  мебель,  транспорт, предметы обихода и др.

2.  Наборы  предметных  картинок  для  последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.)  

3. Серии из 3-4картинок для установления последовательности    событий  (сказки,  социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные  картинки  крупного  формата  (с  различной тематикой,  близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

7. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие  животные» и др.).

8. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания:   «Листочки»;  «Бабочки»;  «Волшебный  пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др.

10.  Пособия  и  игры  для  формирования  фонематического восприятия  и  слуха:  шумовые  инструменты;  звуковые коробочки; погремушки;  предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

11.Развитие   мелкой   моторики:   массажные   мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Средняя группа

Слайд 15-16

1. Наборы   картинок   по   лексическим   темам   и   для группировки  и обобщения  (до  8-10  в  каждой  группе): животные,  птицы,  рыбы,   насекомые,  растения,  продукты питания,  одежда,  мебель,  здания,   транспорт,  профессии, предметы обихода и др.

2. Наборы  парных  картинок  типа  «лото»  из  6-8  частей.

3. Наборы  парных  картинок  на  соотнесение  (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4. Наборы  табличек  и  карточек  для  сравнения  по  1-2 признакам (логические таблицы).

5. Наборы  предметных  картинок  для  группировки  по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6. Серии    картинок (по    4-6)    для    установления последовательности    событий    (сказки,    социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7. Серии  картинок  «Времена  года»  (сезонные  явления  и деятельность людей).

8. Сюжетные  картинки  с  разной  тематикой,  крупного  и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками

(6-8 частей).

10. Разрезные        сюжетные        картинки        (6-8        частей).

11. Разрезные        контурные        картинки        (4-6        частей).

12. Набор кубиков с буквами.                        

13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

14. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

15. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

18. Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старшая и подготовительная к школе группы

Слайд 17

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные   пузыри»,   надувные         игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).

2. Пособия  и  игры  для  формирования  фонематического         восприятия  и  слуха:  шумовые  инструменты;  звуковые  коробочки; предметные, сюжетные картинки для  автоматизации  звуков  и их; игры с  парными   карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое  лото»,  «Определи  место  звука»,  «Подбери         слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры  для  совершенствования  грамматического  строя        речи.                

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

6. Наличие  пособий  и  демонстрационных  материалов  по подготовке детей к обучению грамоте

7.  Результаты  творческой  деятельности  детей:  альбомы         детских   загадок,   книжки   детских   сказок,   портреты         литературных героев и др.,  сделанные детьми в процессе        проектной деятельности

8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого         дыхания:  «Листочки»;  «Бабочки»;  «Волшебный  пушок»;        лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные        снежинки; вертушки        —  карандаши;  колокольчики  из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

10.Аудиозапись со звуковыми эффектами.

10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Слайд 18

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр.

В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой).

Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.

Слайд 19

Модель предметной речевой среды

Слайды  20 - 33 ШКАЛЫ



Предварительный просмотр:

Скаффолдинг как особый вид педагогической поддержки познавательной активности и инициативности

в экспериментально-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Слайд 2. В переводе с английского слово «скаффолдинг» (scaffolding) означает «строительные леса». В англоязычных образовательных медиа и литературе этим термином называют процесс, при котором обучающийся решает задачу при поддержке учителя или другого более опытного человека. При этом задача настолько сложна, что в одиночку ученик точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам.

Эту поддержку и обозначают метафорой «строительных лесов», или «подпорок». Чем лучше воспитанник овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов педагог убирает их. Именно такие подпорки лучше всего отражают метафору «строительных лесов» в обучении. Без них арка не будет держаться, пока не будет достроена полностью

Теорию скаффолдинга в обучении впервые сформулировал в 1976 году американский психолог Джером Брунер в работе «Роль тьюторинга в решении задач».

Слайд 3. Эту теорию в 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер дополнили пятью критериями скаффолдинга:

  • Целенаправленность: у задачи должна быть ясная цель, на достижение которой будут направлены действия ребёнка.
  • Соответствие возможностям: задача должна быть достаточно трудна для самостоятельного решения, но поддаваться усилиям воспитанника при содействии воспитателя.
  • Структурированность: выполнение задачи должно быть организовано так, чтобы способствовать естественному течению мыслей ребёнка, подталкивая его к правильному решению.
  • Сотрудничество: воспитанник должен воспринимать педагога не как оценивающего надзирателя, а как соратника.
  • Интернализация: по мере того как знания и навыки усваиваются дошкольником, внешние «подпорки» стоит постепенно убирать.

Таким образом, скаффолдинг — это временная поддержка воспитанника, которая постепенно должна сходить на нет. Ответственность за выполнение задания сначала разделена между воспитателем и ребёнком, а затем полностью переходит к последнему.

Слайд 4.  Тем, кто знаком со взглядами на обучение советского психолога Льва Выготского, теория скаффолдинга может напомнить идею о зоне ближайшего развития. Задачи, с которыми сталкивается человек при обучении, Выготский поделил на три типа:

  • задачи, которые мы можем выполнить сами;
  • задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
  • задачи, с которыми мы не способны справиться.

Зона ближайшего развития стала в психолого-педагогической литературе синонимом «скаффолдинг». Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин.

Слайд 5.  Скаффолдинг состоит из действий, выполняемых педагогом или более компетентным сверстником для поддержки дошкольника, когда он или она проходит через зону ближайшего развития. Через какое-то время в поддержке отпадает необходимость – ребенок может выполнять действия самостоятельно.

Выготский считает, что роль образования заключается в предоставлении детям опыта, который находится в их зоне ближайшего развития, тем самым поощряя и продвигая их индивидуальное обучение. Педагог играет роль посредника в образовательной деятельности ребенка, когда он делится знаниями через социальное взаимодействие.

Лев Выготский рассматривает взаимодействие со сверстниками как эффективный способ развития навыков и стратегий. Он предлагает педагогам использовать совместные упражнения, когда менее компетентные дети развиваются с помощью более умелых сверстников в зоне ближайшего развития.

Слайд 6. В скаффолдинге два основных правила:

  • помогать ребенку в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться;
  • позволять ему выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно.      

Основной характеристикой, показателем скаффолдинга является «угасающая помощь» со стороны педагога, т. е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда ребенок становится совершенно самостоятельным.

Слайд 7.  Что об эффективности скаффолдинга говорит наука?

Ещё в 1975 году Дэвид Вуд опубликовал работу, в которой описал процесс, напоминающий скаффолдинг. В этом исследовании матери обучали своих детей собирать конструктор. У тех детей, которые строили в паре с мамами и получали от них советы, получались значительно более сложные конструкции, чем у тех, кто строил в одиночку. Успешнее всего были те дети, чьи матери корректировали стратегию поддержки с учётом того, как успешно ребёнок справлялся с заданием. Когда работа продвигалась легко, помощь становилась минимальной. Когда дети сталкивались с трудностями, матери давали более чёткие указания или показывали, как выполнить задачу.

В 1990-м похожие результаты были получены в исследовании, в котором сравнили скаффолдинг с обучением через открытия (когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи).

А сейчас, я хочу поделиться практикой применения технологии скаффолдинга в познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 8 Много лет я работаю с детьми с нарушением зрения. Мои воспитанники, хоть и имеют проблемы со зрением, но показывают высокие результаты в познавательно-исследовательской деятельности.  Доказательством тому является организованное мною дополнительное образование – Кружок «Лаборатория юного исследователя».  Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник с нарушением зрения  познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии.

Слайд 9. Одним из главных базовых умений исследователя, является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Ребята высказывают предположения, объясняют свои догадки. Для меня очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение. ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО

Слайд 10. Проведение опыта, последовательность всех действий я обязательно сопровождаю словесной инструкцией. Так ребята знакомятся на практике с научным обоснованием того или иного явления, реакции. Подводя итоги, еще раз интересуюсь у детей, как получился результат и что на это повлияло. Возможно, во время наблюдения за происходящим у детей возникли новые варианты ответов. Выводы мы делаем совместно, задавая наводящие вопросы и помогая друг другу. В конце эксперимента благодарю  всех за участие в исследовательской деятельности. Всегда опыты вызывают живой интерес у детей.

Слайд 11. В зависимости от имеющегося времени и устойчивости интереса, а так же возраста детей, можно повторить опыт несколько раз, предоставляя детям возможность совершать определенные действия самостоятельно.

Слайд 12. Игры – эксперименты я стараюсь  включать  и в образовательную деятельность. Например,  знакомясь с природными явлениями, через эксперимент воспитанники с нарушениями зрения могут понять,  откуда берется ветер, как путешествует  звук, сколько весит воздух. В непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических  представлений они измеряют объем сосудов, вес и  длину предметов.  На занятиях по изобразительной деятельности –дети смешивают краски, цветной пластилин и получают другие цвета, изучают  свойства бумаги, природного материала и т.д.

Таким образом, опытническая, экспериментальная деятельность  не только знакомит слабовидящих дошкольников с различными  свойствами веществ, дает возможность получить элементарные знания об основных физических и  химических явлениях, но и помогает, через предметно практическую деятельность, развивать  моторную координацию и получать недостающую из за зрительного дефекта информацию об окружающем мире.

А так же  учит:

-  самостоятельно выделять и ставить проблему,  которую необходимо решать.

- Доказывать возможные решения и делать выводы.

- Применять выводы к новым данным, делать обобщения.

        

Слайд 13. Применяя технологию скаффолдинга в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, я помогаю  детям продвинуться от выполнения задания совместно с педагогом к выполнению этого задания самостоятельно.

Эта американская методика с советскими корнями помогает постепенно сформировать у детей самостоятельность и инициативность.

СПАСИБО за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»

Сценарий родительского собрания

в подготовительной к школе группе

с применением интерактивных

 форм взаимодействия

 

«К школе готовы!»

Подготовили и провели:

Воспитатели подготовительной  группы № 8 «Аметист»:

Хасанова Л.Л., Шипицына Т.И.

Учитель-дефектолог: Смирнова С.В.

Инструктор по ФИЗО: Степанова О.А.

Йошкар-Ола, февраль, 2022 г.

Сценарий родительского собрания

в подготовительной к школе группе

с применением интерактивных форм взаимодействия

 «К школе готовы!»

Цель – организация совместной работы детского сада и  семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

активное вовлечение семьи в образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;

повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Ход собрания:

 - Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Приближается день, когда ваши дети пойдут в первый класс. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «Как помочь ребенку стать учеником?».

Нашу встречу мы хотели бы построить в виде квест-игры. Квест - значит «поиск», в рамках которого необходимо выполнить задания и найти ответ на поставленный вопрос. Так и мы сегодня, постепенно передвигаясь от уровня к уровню, попытаемся выяснить, что же включает в себя готовность к школе.

  - Как и любому путешественнику, так и нам необходима карта маршрута (показывает карту). И первая остановка нашего путешествия – это Остров Мотивации

1. Остров Мотивации

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькой сестренке»). Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, совместное обустройство уголка школьника( стол, шкаф для книг и т.д.) просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, рассказы о своей школьной жизни и т.д.  Предлагаю Вам поиграть.

Игра "Я хочу в школу, потому что..."
Ребята по очереди берут мяч и проговаривают, хотят ли они в школу и
почему.

(На мольберте появляется первое ключевое слово «Мотивационная»)

 - А у нас впереди (показывает на карте) Пещера «Сила воли»

2. Пещера «Сила воли»

Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением. Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. 

Игра «Репка» (проводит воспитатель)

Цель: помогает ребёнку развить умение контролировать себя, а также тренирует память, внимание и быстроту реакции.

Как играть. Интереснее, когда играют несколько человек (от 2 и больше). Игроки (от 2 и больше) рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:

Репка – на два хлопка в ладоши

Дедка – на слова «кхе-кхе»

Бабка – на слова «ой-ой»

Внучка – на слова «ля-ля»

Жучка – «гав-гав»

Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»

Мышка – «пи-пи»

Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д.

Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.

((На мольберте появляется второе ключевое слово «Волевая»)

 - Карта нам показывает на «Интеллектуальный лес», поспешим туда.

3. Интеллектуальный лес.

Учитель-дефектолог:  - Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. 

Что же кроется под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.

Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. В детском саду дети развиваются на занятиях, играя в дидактические игры, рисуя и т.д. Приведем пример, как вы можете помочь ребёнку выучить легко и быстро стихотворение при помощи мнемотаблиц.

(На экране появляется видеофайл - Стихотворение «Повар»)

Родители по памяти рассказывают стихотворение (2-3)

((На мольберте появляется третье ключевое слово «Волевая»)

 - Скоро ваш ребенок пойдет в школу. У вас появится много вопросов о том, как сохранить зрение ребенка в дальнейшем, какие факторы помогают в восстановлении зрения. В школе, в домашней обстановке родители должны учитывать рекомендации врача, тифлопедагога. Следует проводить периодические осмотры у врача - офтальмолога с целью контроля за состоянием зрения. Родители должны приучать ребенка следить за чистотой стекол, вырабатывать навык ежедневно протирать очки самостоятельно мягкой фланелью.

Желательно, чтобы ребёнок с нарушением зрения сидел за первой партой или на местах, указанных врачом - офтальмологом. Детям, имеющим диагнозы: амблиопия, сходящееся косоглазие, миопию, книги читать и рассматривать на подставке, при расходящемся – на столе. Оптимальное расстояние от глаз ребенка до книги – 25-30 см.

В школе попросите учителя, чтобы разрешил ребенку с нарушением зрения во время урока встать с рабочего места и посмотреть в окно. Так глаза отдыхают. В целях охраны зрения большое значение имеет создание гигиенических условий рационального освещения. Лучшим видом является дневное освещение. Комната, где занимается ребенок, должна быть светлой. Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным. Стол ребенка следует поставить у окна, чтобы свет падал с левой стороны равномерно на книги, тетрадь. Настольную лампу с непрозрачным абажуром включаем только с общим освещением. Для детей с нарушением зрения целесообразно использовать светильник на гибкой подставке. Следите за позой ребенка, так как наклоны головы и туловища ведут к мышечному напряжению. Правильная поза является обязательным условием для облегчения зрительной работы и предупреждения быстрого утомления.

Нарушение зрения снижает познавательные возможности ребенка, затрудняет чтение, приводит к быстрому утомлению. Поэтому большое значение для сохранения здоровья и зрения детей имеет соблюдение режима дня в целом. В домашнем досуге значительное место занимают игры-занятия за столом. Они должны быть непродолжительными и заканчиваются активным отдыхом: гимнастикой для глаз, упражнениями для снятия напряжения. Желаю Вам успешной адаптации к школе и здоровья детским глазкам.

- Умным быть хорошо – а здоровым лучше! Нас ждёт гора Здоровья и Физической готовности!

4. Гора Физической готовности.

 - Нас приветствует хозяйка горы - наш инструктор по физической культуре - Ольга Александровна!

Ольга Александровна – Здравствуйте, уважаемые родители! Для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность. Это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Я считаю, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

Предлагаю Вам размяться и потренироваться!

(Проводит тренировку с родителями)

(На мольберте появляется четвёртое ключевое слово «Физическая»)

 - Наше путешествие подходит к концу, и последняя точка на карте – это Долина Дружбы и социальной готовности.

5. Долина Дружбы

Социальная готовность - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение-это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей. И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».

Упражнение «Коробка»

 Приглашаются  три участника (по желанию)

Один ставит ноги в коробки (правую ногу-в одну коробку, левую в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре.

В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение.

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее –когда каждый участник двигается в своем направлении?

  Воспитатель: В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной  стороны располагается детский сад, школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а  с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиями детского сада, школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.

(На мольберте появляется пятое ключевое слово «Социальная»)

 - Вот и завершилось наше квест-путешествие, в ходе которого мы  нашли все составляющие школьной готовности. У нас получилась ШКОЛА.

Вопросы для родителей:

  • Как вы думаете, если у ребенка будут сформированы только два компонента школьной готовности, сможет ли он быть успешным в школе?

- Конечно, только сформированность всех компонентов школьной готовности позволит  ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных  результатов.
 Рефлексия:

Воспитатель: Подводя итоги, хотелось бы узнать ваше мнение о  сегодняшней встрече. 

Родители по кругу передают мяч и говорят о своих чувствах, ощущениях после  игры.

Воспитатель:   Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека –  и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Желаем вам добра, взаимопонимания и успехов!

Большое спасибо за активное участие!



Предварительный просмотр:

Конспект

проведения мастер-класса

на городском конкурсе

«Лучший мастер-класс» среди воспитателей

муниципальных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы,

реализующих программы дошкольного образования.

Тема:

«Поддержка познавательной активности, инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в экспериментально-исследовательской деятельности  как особое условие создания пространства детской реализации».

Составила:

Шипицына Татьяна Ивановна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 5 «Хрусталик»

г. Йошкар-Олы»

г. Йошкар-Ола

2022

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри, участники мастер – класса.  Перед началом своего выступления я хочу вызвать доброго Джина, что бы мы все загадали сокровенные желания. Да, да, вы не ослышались. Я и мои воспитанники  умеем вызывать Джина из кувшина. Готовы загадывать желание? (Идёт эксперимент «Джин из колбы» с перекисью водорода и марганцовкой).

 - Я, например, загадала желание – победить в конкурсе «Лучший мастер-класс» среди воспитателей, на который мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Хочу поделиться с вами практикой формирования естественно-научной грамотности, делающей проживание ребёнком дошкольного детства насыщеннее, ярче и интереснее.

Вместе мы сегодня ответим на вопросы: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности?

И главным объектом моего мастер-класса будет – экспериментальная деятельность дошкольников.

Слайд 2 Давайте вспомним, что такое эксперимент?

Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления связи между феноменами.

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных.

Главное достоинство метода детского экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Именно экспериментальная деятельность помогает дошкольнику соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым ребёнок на этапе завершения дошкольного детства должен обладать такими  качествами как: любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.

Слайд 3. По мнению Рольфа Эмерсона: «Самое лучшее открытие – то,  которое ребенок делает сам»

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это происходит постепенно, при поддержке взрослых. Эту поддержку можно обозначить  метафорой «строительных лесов», или «подпорок». Чем лучше воспитанник овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов педагог убирает их.

Слайд 4 Тем, кто знаком со взглядами на обучение советского психолога Льва Выготского, тем вспомнится его теория о зоне ближайшего развития. Задачи, с которыми сталкивается человек при обучении, Выготский поделил на три типа:

  • задачи, которые мы можем выполнить сами;
  • задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
  • задачи, с которыми мы не способны справиться.

Л.С.Выготский считал, что роль образования заключается в предоставлении детям опыта, который находится в их зоне ближайшего развития, тем самым поощряя и продвигая их индивидуальное обучение.

Слайд 5.  В современных реалиях в качестве главного условия развития детской личности предусматривается социальная поддержка детской индивидуальности, для этого разворачивается «пространство детской реализации» (доктор психологических наук, профессор Н.Е.Веракса). Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает сам ребёнок. Создание пространства детской реализации – необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребёнка, где педагог поддерживает инициативу ребёнка на всех этапах и во всех видах деятельности.

 В процессе экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ гармонично сочетаются принцип опоры на зону ближайшего развития и пространство детской реализации, создавая уникальные условия для формирования естественно-научной грамотности, поддержки познавательной активности, инициативности и самостоятельности детей         дошкольного возраста

Слайд 6.  - Хочу поделиться  с вами тем, как я создавала условия поддержки познавательной активности и инициативности  в экспериментально-исследовательской деятельности  детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и с тем, как понемногу, «убирая подпорки строительных лесов», я добивалась  самостоятельности в применении детьми научных знаний в области физики, химии и других естественно-научных областей, в выдвижении ими теоретических гипотез для получения практического опыта.

Много лет я работаю с детьми с нарушением зрения. Мои воспитанники, хоть и имеют проблемы со зрением, но показывают высокие результаты в познавательно-исследовательской деятельности.  Доказательством тому является реализация программы дополнительного образования «Лаборатория юного исследователя».  Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник с нарушением зрения  познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии.

Одним из главных базовых умений исследователя, является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Ребята высказывают предположения, объясняют свои догадки. Для меня очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ КОЛЛЕГ НА ВИДЕО) Слайд 7

На занятиях Лаборатории юного исследователя мои воспитанники приобретают пороговый уровень естественнонаучной грамотности, т. е. приобретают те знания и умения, которые необходимы для перехода к стартовому уровню (к демонстрации умений позволяющих использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях). 

Таким образом, организованное мною дополнительное образование в сфере естественнонаучной грамотности в виде отдельной программы по  детскому экспериментированию «Лаборатория юного исследователя», дает мне возможность подготовить моих воспитанников к тому, о чем мечтает любой учитель – получить ребенка умеющего мыслить, учиться.

Создавая условия для развития пространства детской реализации в  познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, я помогаю  детям продвинуться от выполнения задания совместно с педагогом к выполнению этого задания самостоятельно, что помогает мне постепенно сформировать у детей самостоятельность и инициативность.

Особо ребятам нравятся экспериментальные турниры, в ходе которых они ещё раз закрепляют полученные знания и практики, и просто получают удовольствие от чудесных перевоплощений.

Слайд 8. Предлагаю вам поучаствовать в Турнире Экспериментаторов «Наука не для скуки»

 

Турнир экспериментаторов: «Наука не для скуки»

(в ходе турнира участники мастер-класса выполняют опыты и эксперименты по предложенному заданию,  получают благодарственный комплимент)

Задание № 1.  «Расшифруйте тайное послание»

 - Перед вами чистый лист бумаги,  на нём написано послание для вас. Прочтите его.  Как это можно сделать?

(Идёт выдвижение предположений, Ответ: Нужно отпустить лист бумаги в воду, надпись проявится, благодаря молекулярному проникновения чернил во влажную бумагу)

Задание № 2.  «Как можно уронить листочек бумаги со стойки под бокалом?»

(Идёт выдвижение предположений, Ответ: при помощи статического электричества – наэлектризованной линейки)

Задание № 3. «Послание под блюдцем. Как поднять блюдце, не задев его руками»

(Идёт выдвижение предположений, Ответ: при помощи куска мыла и воды, идёт процесс адгезии – сцепления поверхностей разнородных тел при их молекулярном контакте)

Задание № 4 «Положите 5 кубиков на бумажное перекрытие арки» (на двух опорах лежит лист бумаги)

(Идёт выдвижение предположений, Ответ: предложить поменять форму листа – сложить «гармошкой» – увеличится плотность конструкции)

Задание № 5 - «Послание под блюдцем. Как поднять блюдце, не задев его руками» - новое решение со свечой, стаканом и водой.

(Идёт выдвижение предположений, Ответ: при помощи создания вакуума от углекислого газа, образованного при удалении кислорода при горении свечи).

Рефлексия:

Вот так, не скучая, мы изучаем естественно-научную грамотность!

 - Уважаемые участники, а как используете вы детское  экспериментирование в своей педагогической деятельности?

 - Что для вас сегодня было открытием, тайной, загадкой?

 - Что посоветуете, порекомендуете мне для дальнейшего развития пространства детской реализации?

Слайд 9. Я благодарна всем участникам мастер-класса за поддержку, за активное участие, за советы и предложения! Желаю Вам всем  творческих успехов, послушных, инициативных и самостоятельных воспитанников и… Победы в конкурсе!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...