РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ Тема: « Формирование положительной самооценки у детей» ( онлайн конференция)
материал (старшая группа)

Котова Анастасия Константиновна

 

image

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ


Тема: « Формирование положительной самооценки у детей»

( онлайн конференция)

 

 

 

 

Подготовила: Котова А.К.

воспитатель 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

п.Целинный 2021г.

Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье своего ребенка; содействовать формированию потребности к совершенствованию детско-родительских взаимоотношений.

 

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и побуждает их к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Благодаря этому методу можно и создать проблемную ситуацию для родителей, и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать, – отработать некоторые  приемы  эффективного  взаимодействия в системе «родитель – ребенок». В то же время этот метод позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Участники: родители, воспитатели.

Форма проведения: беседа – диалог воспитателя с родителями через видеочат через сервис Skype.

 

 

Ход собрания

I. Вступительная часть.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует…  Обычная  ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли… Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, занижена самооценка. Такие дети нередко становятся замкнутыми или агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению.

II. Основная часть (практическая).

1. Упражнение для родителей «Слабые и сильные стороны моего ребенка».

Ведущий. Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны  напишите  слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны – сильные.

Вопрос:

· Какие личностные качества  было  писать легко, а какие вызвали затруднение?

Выслушиваются ответы родителей.

Ведущий. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, а с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.

2. Проблемная мини-лекция «Факторы воспитания и психологического микроклимата семьи».

Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете что-то подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.

 Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивы.

Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, – это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.

 Соперничество с братом или сестрой. Нарушение психологического микроклимата семьи может быть связано с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью с другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.

– Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, родителям необходимо прийти к единому согласию, а во-вторых, убедить ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.   

– Неадекватные требования. Обычно это проявляется во внешне благополучных, культурных семьях. От малыша хотят всегда сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают ненужные ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.

 Негативные требования «нельзя». Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение. Сюда относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, – допустим, сказать неправду.

Ведущий (обобщает). Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.

3. Упражнения для родителей.

«Идеальный родитель».

Ведущий. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества должны присутствовать в идеальном родителе.

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

«Семья».

Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего.

1) Несколько участников (5–7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти.

комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья».

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья, устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным.

«Ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители».

Ведущий спрашивает у этих родителей: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится несладко.)

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга), «ребенок» продолжает всех изводить.

Комментарий ведущего: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи».

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.

В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу, и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти так называемый «эмоциональный инвалид».

4. Памятка «В помощь родителям».

Воспитатель.Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать вместе (читать, играть, заниматься).

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит, доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Я по тебе соскучилась. Давай посидим (посмотрим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший».

10. Обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.  

III. Заключительная часть.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

Рефлексия.

· Чем помогла вам сегодняшняя встреча?

· Какая часть вызвала особый интерес?

· Ваши предложения и пожелания на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranieno2.doc53.5 КБ
Файл protokol.docx95.97 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ


Тема: « Формирование положительной самооценки у детей»

( онлайн конференция)

Подготовила: Котова А.К.

воспитатель 1 квалификационной категории

п.Целинный 2021г.

Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье своего ребенка; содействовать формированию потребности к совершенствованию детско-родительских взаимоотношений.

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и побуждает их к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Благодаря этому методу можно и создать проблемную ситуацию для родителей, и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать, – отработать некоторые  приемы  эффективного  взаимодействия в системе «родитель – ребенок». В то же время этот метод позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Участники: родители, воспитатели.

Форма проведения: беседа – диалог воспитателя с родителями через видеочат через сервис Skype.

Ход собрания

I. Вступительная часть.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует…  Обычная  ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли… Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, занижена самооценка. Такие дети нередко становятся замкнутыми или агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению.

II. Основная часть (практическая).

1. Упражнение для родителей «Слабые и сильные стороны моего ребенка».

Ведущий. Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны  напишите  слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны – сильные.

Вопрос:

 Какие личностные качества  было  писать легко, а какие вызвали затруднение?

Выслушиваются ответы родителей.

Ведущий. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, а с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.

2. Проблемная мини-лекция «Факторы воспитания и психологического микроклимата семьи».

Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете что-то подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.

 Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивы.

Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, – это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.

 Соперничество с братом или сестрой. Нарушение психологического микроклимата семьи может быть связано с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью с другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.

 Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, родителям необходимо прийти к единому согласию, а во-вторых, убедить ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.  

 Неадекватные требования. Обычно это проявляется во внешне благополучных, культурных семьях. От малыша хотят всегда сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают ненужные ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.

 Негативные требования «нельзя». Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение. Сюда относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, – допустим, сказать неправду.

Ведущий (обобщает). Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.

3. Упражнения для родителей.

«Идеальный родитель».

Ведущий. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества должны присутствовать в идеальном родителе.

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

«Семья».

Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего.

1) Несколько участников (5–7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти.

Комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья».

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья, устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным.

«Ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители».

Ведущий спрашивает у этих родителей: «Как вам?» (Тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится несладко.)

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга), «ребенок» продолжает всех изводить.

Комментарий ведущего: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи».

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.

В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу, и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти так называемый «эмоциональный инвалид».

4. Памятка «В помощь родителям».

Воспитатель.Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать вместе (читать, играть, заниматься).

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит, доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Я по тебе соскучилась. Давай посидим (посмотрим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший».

10. Обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.  

III. Заключительная часть.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

Рефлексия.

 Чем помогла вам сегодняшняя встреча?

 Какая часть вызвала особый интерес?

 Ваши предложения и пожелания на будущее.



Предварительный просмотр:

IMG_20231107_182212_610

IMG_20231107_182229_324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» (старшая группа)

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и их ведёт к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует, буждает внутренн...

Формирование положительной самооценки у детей. Рекомендация родителям.

Материал для воспитателей детского сада, для родителей о барьерах препятствующий развитию у детей самооценки. Статья поможет родителям установить контакт с детьми, наладить отношения....

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам для работы с самооценкой детей дошкольного возраста и для её коррекции....

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Самооценка это  процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств. Самооценка является базисной основой для формирования  мотивации (мотивации познания, мотиваци...

Консультация для воспитателей:" Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – первый период когда ребенок осознает самого себя, причины, мотивы и потребности в мире отношений между людьми. И как никогда важно в этот период заложить основы дл...

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностью, своих способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребека самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни ...