Мастер-класс "Интеллект-карты в формировании УУД"
методическая разработка

Ирина Александровна Клюева

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Знакомит с технологией интеллект-карт в формировании предпосылок УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellekt-karta_master-klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Интеллект-карты в формировании предпосылок УУД»

Цель:

Знакомство педагогов с технологией интеллект-карт.

В процессе разработки интеллект-карты закрепление и структурирование знаний о формировании предпосылок УУД у старших дошкольников.

Материал: проектор, ватман (3 шт), цветные маркеры.

Слайд 1

Современная система дошкольного образования предлагает огромный выбор технологий и методов для организации системно – деятельностного подхода как методологической основы реализации требований ФГОС ДО.

Слайд 2

Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию предпосылок учебных действий прописанных в целевых ориентирах дошкольного образования . Одной из таких технологий является технология интеллектуальных карт.

Слайд 3

Первым теорию интеллект-карт или «минтальных карт» придумал Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления.

В настоящее время она получила достаточно широкое распространение в сфере образования и бизнеса.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд 4

В основе интеллект-карт заложены физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека:

- интеллект- карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений.

- взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты;

- информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»;

- включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти;

- ассоциативное мышление (мышление образами) которое как раз преобладает в дошкольном возрасте;

- радиантное мышление человека (возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации)

Слайд 5

Общие требования к составлению любой интеллект – карты:

- главная идея обводится в центре страницы.

- лист располагается горизонтально.

- писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

- для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления линии (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- каждая мысль обводится.

- в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Слайд 6

Интеллектуальная карта помогает :

- Запоминать информацию

- Пересказывать и рассказывать

- Рассуждать и обобщать

- Выражать эмоции и мысли по теме

- Воображать и искать ассоциации

Данная технология используется в образовательной работе с детьми и методической работе с педагогами.

Как вы думаете где используется в работе с детьми дошкольного возраста? (зачитайте желтые карточки )

Сбор материала о предмете или объекте в ходе детского исследования.

Закрепление и обобщение материала. Может быть итоговой работой по изученной теме или реализованному проекту.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

В работе с педагогами? (зачитайте зеленые карточки)

Планирование работы

Структурирование и запоминание информации больших объемов.

Написание статьи или реферата.

Разработка проекта.

Составление презентаций.

Самоанализ.

Слайд 7

На нашей опорной методической площадке мы продемонстрировали педагогам работу с интеллектуальными картами на занятии по развитию речи, познавательному развитию и физической культуре.

Сегодня мы предлагаем вам разработать интеллект - карту «Предпосылки универсальных учебных действий»

Слайд 8

Определим три ключевых вопроса: Какие ? Как ? ( будем их формировать) Зачем?

Перед вами ватманы, цветные маркеры и заготовки

Первая подгруппа работает над вопросом Какие?, вторая – Как?, третья - Зачем?

Мы предложили вам карточки-подсказки и пустые карточки, в которые вы внесете свои мысли и идеи.

(Работа в подгруппах, демонстрация карты)

Для чего может служить разработанная нами интеллектуальная карта? (для структурирования и запоминания информации, для планирования работы по формированию предпосылок УУД). Какие предпосылки УУД формировались в процессе разработки карты?

Характерная особенность интеллектуальных карт: они всегда могут дополняться, дорабатываться и усовершенствоваться как наша с вами педагогическая деятельность.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...