Мастер-класс "Интеллект-карты в формировании УУД"
методическая разработка
Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Знакомит с технологией интеллект-карт в формировании предпосылок УУД.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Интеллект-карты в формировании предпосылок УУД»
Цель:
Знакомство педагогов с технологией интеллект-карт.
В процессе разработки интеллект-карты закрепление и структурирование знаний о формировании предпосылок УУД у старших дошкольников.
Материал: проектор, ватман (3 шт), цветные маркеры.
Слайд 1
Современная система дошкольного образования предлагает огромный выбор технологий и методов для организации системно – деятельностного подхода как методологической основы реализации требований ФГОС ДО.
Слайд 2
Перед нами встала задача – выбрать из всего многообразия технологий и методов такие, которые бы в полной мере способствовали формированию предпосылок учебных действий прописанных в целевых ориентирах дошкольного образования . Одной из таких технологий является технология интеллектуальных карт.
Слайд 3
Первым теорию интеллект-карт или «минтальных карт» придумал Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления.
В настоящее время она получила достаточно широкое распространение в сфере образования и бизнеса.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Слайд 4
В основе интеллект-карт заложены физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека:
- интеллект- карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений.
- взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты;
- информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»;
- включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти;
- ассоциативное мышление (мышление образами) которое как раз преобладает в дошкольном возрасте;
- радиантное мышление человека (возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации)
Слайд 5
Общие требования к составлению любой интеллект – карты:
- главная идея обводится в центре страницы.
- лист располагается горизонтально.
- писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления линии (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- каждая мысль обводится.
- в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Слайд 6
Интеллектуальная карта помогает :
- Запоминать информацию
- Пересказывать и рассказывать
- Рассуждать и обобщать
- Выражать эмоции и мысли по теме
- Воображать и искать ассоциации
Данная технология используется в образовательной работе с детьми и методической работе с педагогами.
Как вы думаете где используется в работе с детьми дошкольного возраста? (зачитайте желтые карточки )
Сбор материала о предмете или объекте в ходе детского исследования.
Закрепление и обобщение материала. Может быть итоговой работой по изученной теме или реализованному проекту.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
В работе с педагогами? (зачитайте зеленые карточки)
Планирование работы
Структурирование и запоминание информации больших объемов.
Написание статьи или реферата.
Разработка проекта.
Составление презентаций.
Самоанализ.
Слайд 7
На нашей опорной методической площадке мы продемонстрировали педагогам работу с интеллектуальными картами на занятии по развитию речи, познавательному развитию и физической культуре.
Сегодня мы предлагаем вам разработать интеллект - карту «Предпосылки универсальных учебных действий»
Слайд 8
Определим три ключевых вопроса: Какие ? Как ? ( будем их формировать) Зачем?
Перед вами ватманы, цветные маркеры и заготовки
Первая подгруппа работает над вопросом Какие?, вторая – Как?, третья - Зачем?
Мы предложили вам карточки-подсказки и пустые карточки, в которые вы внесете свои мысли и идеи.
(Работа в подгруппах, демонстрация карты)
Для чего может служить разработанная нами интеллектуальная карта? (для структурирования и запоминания информации, для планирования работы по формированию предпосылок УУД). Какие предпосылки УУД формировались в процессе разработки карты?
Характерная особенность интеллектуальных карт: они всегда могут дополняться, дорабатываться и усовершенствоваться как наша с вами педагогическая деятельность.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
