Семинар-практикум
материал

Мазитова Светлана Айратовна

Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Северяночка»

 г. Нижневартовска

Семинар - практикум

«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания  детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Мазитова С.А.

г. Нижневартовск

Цель: Активизировать представления педагогов об устном народном творчестве, как средстве патриотического воспитания  детей дошкольного возраста 

Задачи:

  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
  • Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам   патриотического воспитания
  • Пробудить и развивать интерес к устному народному  творчеству.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Русский народ создал русский язык, красивый,

как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,

певучий, богатый и задушевный,

как песня над колыбелью.

Л.Н. Толстой

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения к ним.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с историей, родословной, семейными традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися людьми прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.

Процесс патриотического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты: воспитание любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям, воспитание патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств дошкольников имеет свои психологические особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.

Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка дошкольного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, конкретно-образный характер мышления, эмоционально-чувственный характер отношения к миру. Поэтому, формируя патриотические чувства, воспитатель должен опираться на отмеченные выше психологические особенности

Ребенок дошкольного возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты.  Ему   непонятны сложные абстракции, они не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними – это ближе и понятнее ребенку.

Дошкольники в силу конкретности мышления еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брату; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть для дошкольника Родина – близкая, понятная, родная, наполненная знакомыми звуками и запахами. На мой взгляд, тема малой Родины является очень продуктивной для формирования патриотических чувств дошкольников.

Формируя патриотические чувства,  воспитатель должен учитывать и такую особенность дошкольников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуёмная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации процесса патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.

Итак, мы с вами убедились, что патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. В этом  прекрасно помогает устное народное творчество, знакомящее дошкольников с традициями и обычаями русского народа.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Устное народное творчество увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности .

По словам А.П . Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности " .

Характеристика жанров произведений устного народного творчества

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.
Самым лирическим и певучим средством выразительности речи являются
колыбельные песенки. Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. "Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...". Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них - свои обязанности. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п .), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания – наигрыши , которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают к форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали под разные песенки, шуточки-прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток. 

Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза рогатая...", "Сорока-ворона кашку варила...", "Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Скороговорки, или чистоговорки учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

Ребенок растет и уже сам заводит сложные и подвижные игры, пляски, хороводы. Все это сопровождается игровыми песенками, приговорками, выкриками. Если во время игры, например в прятки или пятнашки, надо выбрать того, кто будет водить, используют считалки. Каждая игра имеет свои приговорки и песенки.

 У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.

Есть специальные дразнилки. "Бабка-ежка, костяная ножка!...". Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации ) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично пер е давать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Задача страшилки - попугать слушателей. Психологи считают, что для нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится.


В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может. Нескладухи - различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка. Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов ) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь». Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Так как игра - ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем детям, есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить дошкольников с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа к удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Таким образом, влияние устного народного творчества на воспитание патриотических чувств у  детей неоспоримо Необходимо широко использовать в профессиональной деятельности все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Практическая часть

Выступление воспитателей:

Тяговской А.Е. –  потешек, пестушек, кричалок,  совместное пропевание колыбельных.

Карнаковой С.Н. – проговаривание чистоговорок, скороговорок в разных темпах. Игра  «Кто лучше, быстрее и чище  проговорит скороговорку»

Сердюк Н.В.  – рассказывание небылиц, нелепиц, совместное пропевание частушек.

Русские хороводные игры  «Плетень», «Во поле березка стояла..»

Блиц – опрос

1. Назовите  русских собирателей сказок, которые обрабатывали и представляли их детям (А. Афанасьев, В. Даль, Л. Толстой, Е. Чарушин и т.д.)

2. Назовите типы русских сказок (бытовые, о животных, волшебные)

3. Назовите более часто встречающихся  сказочных героев

4. Назовите наиболее часто встречающиеся в сказках волшебные предметы (гусли-самогуды, скатерть-самобранка, молодильные яблоки, меч-кладенец, шапка-неведимка, ковер-самолет и др.)

5. Пословицы с забытым продолжением

В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.

Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.

Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.

Дело мастера боится, а иной мастер — дела.

Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.

Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.

Чем черт не шутит, пока бог спит.

Что было, то прошло; что будет, то придет.

Бог не без милости, казак не без счастья.

Заварил кашу — не жалей масла.

Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.

Игра с пословицами «Переведи на русский язык»

Чтобы расширить кругозор детей, обогатить их словарный запас, можно проводить игру с пословицами «Переведи на русский язык».

Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Предлагаю ряд пословиц разных народов, которые дети сумеют «перевести на русский язык»

1.Булочника на хлебе не проведёшь (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Тише едешь – дальше будешь

7. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнамская пословица).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

8. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).

Шило в мешке не утаишь.

9. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).

Мал золотник, да дорог.

10. Всё хорошо в своё время (Англия).

Готовь сани летом, а телегу зимой.

11. Сын леопарда тоже леопард (Африка).

Яблоко от яблони недалеко падает.

12. Куда лопата ведёт, туда и вода течёт (Тибет).

Куда иголка, туда и нитка.

13.После обеда приходится платить (Англия).

Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Русские народные загадки с ответами:

  1. Мать толста, дочь красна, сын храбрец под небеса ушел. (Ответ — печь, огонь, дым.)
  2. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Ответ — скатерть.)
  3. Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар — пеленаться стал, выбросили за окно — и собакам не подошел. (Ответ — горшок для приготовления пищи.)
  4. Бежала лиска около лесу близко, по верхушкам деревьев скакала, на землю ногой не ступала — не догнать, не увидеть. (Ответ — солнце.)
  5. Как зайдет в дом — не выгонишь колом, а пора приходит — он и сам уходит. (Ответ — луч солнца.)
  6. С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Ответ — месяц.)
  7. Дед мост мостил без топора, без долота. Получился мост крепкий, да простоял всего одну зиму. (Ответ — лед.)
  8. Шел долговяз — в сырую землю увяз. (Ответ — дождь.)
  9. Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо, и оставили его в одном гнезде. (Ответ — год.)
  10. Черная корова весь свет поборола, людей во дворы и избы загнала. Белая пришла — весь свет подняла. (Ответ — ночь и день.)
  11. Всех кормит, и старого, и малого, а сама есть не просит, только все отдает. (Ответ — земля.)
  12. Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Ответ — береза.)
  13. Не разобьешь горшочка — каши не поешь. (Ответ — орех.)
  14. Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь. (Ответ — молодость и старость).
  15. Лежит колода посреди болота — не гниет, не сохнет. Лишь иногда на белый свет показывается. (Ответ — язык.)

7. Старинные русские слова

Бадья – деревянная емкость для подъема воды из колодца или реки в виде ведра.

Грядка – полка на кухне для посуды, состояла из трех досок.

Ендова - деревянная утварь, используемая для подачи к столу хмельных напитков.

Зыбка – колыбель для младенца. Подвешивалась на веревке за очеп, который вставлялся в прикрученное к потолку кольцу.

Квашня – деревянная посуда для заквашивания теста. Изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клепок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа.

Помело – метла, для подметания в печи, чтобы очистить его от угля или золы перед посадкой хлеба в печь.

Рукотерник (рукотёр) – полотенце.

Рефлексия.

Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытал определенные чувства. C какими чувствами вы заканчиваете этот семинар?

Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня?

Я предлагаю вам высказаться о своем эмоциональном состоянии.

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999

3. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013

4. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.

5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...