Консультация "Как научить ребенка играть"
консультация

Потапова Наталья Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_igrat_konsult_dlya_pedagogov.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Как научить ребёнка играть?»

Игра в детском саду должна организовываться, во – первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во – вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

Приёмы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Сначала взрослый задействован на главных ролях в игре (врач, продавец, и т.д.) и даёт указания детям в разных формах. Это могут быть прямые указания (продавец – педагог говорит ребёнку: «Идите в кассу. Оплатите покупку и принесите, пожалуйста, мне чек» и т.п.), указания в форме конкретных или общих вопросов, например: «Твоя дочка хочет спать? Что надо сделать?» и т.п. Позже педагог занимает второстепенные роли (покупатель, больной, директор магазина и т.д.).

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жёсткого подчинения.

Как правильно организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду?

Этот вопрос интересует не только молодых педагогов, но и нас педагогов с большим стажем. Игр много, как угадать, во что захотят играть сегодня и как увлечь их запланированной игрой. Нужно ли планировать сюжетно-ролевую игру заранее или организовывать по выбору детей?

Сначала необходимо организовать подготовку к игре, прочитать подходящий сюжет, рассмотреть картинки, побеседовать о предыдущей игре в вечернее время. Заинтересовать дошколят заранее запланированной игрой: приготовить атрибуты, игрушки, предметы заместители, активизировать словарь по данной теме.

Например, предстоит лексическая тема недели «Овощи и фрукты», как тут обойтись без игры в «Магазин», «Семью». Вечером достать коробку с игрушками «Овощи и фрукты» и предложить рассмотреть их. Рассказать детям, о том, что на следующей недели у нас будет данная тема недели и обсудить в какие игры они хотели бы поиграть на следующей недели с этими игрушками. И тут мир фантазий ваших детей превзойдёт себя.

«Семья» - сюжет едут на дачу собирать овощи и фрукты, для заготовки на зиму. Задаю вопрос: Что делать мне у меня нет дачи, а хочется заготовить овощи на зиму? Предлагают купить в магазине (Игра «Овощной магазин»). Задаю вопрос: Пришла в магазин, а овощей нет? Продавец не успела получить? Предлагают отправить заявку на овощную бузу. (Игра «Овощная база» - сюжет сортировка овощей по ящикам, погрузка овощей в машины, отправка в магазин). Хорошо привезли в магазин, разгрузили, приняли товар, разложили по полкам, установили цену, начали продавать. Вопрос: Люди каких профессий были задействованы в том, чтоб в магазине появились овощи? Идёт активизация речевой деятельности по данной тематике, вспомнили профессии, глаголы- действия, инструменты «Кому, что нужно для работы». Предлагаю детям вспомнить сюжеты их личного опыта. Вариантом сюжетов наперебой. Каждый хочет рассказать, как они с мамой покупали овощи, фрукты. Рассматриваем картинки, составляем предложения по картинкам.

Продолжаю беседу, купила овощи и фрукты, принесла домой. Не успела помыть мой малыш съел немытое яблоко, заболел живот. Что делать? Тут советов было много: вызвать скорую, вызвать врача на дом, провести беседу с малышом, дать микстуру. Значит нужна, ещё одна игра «Больница», где все эти сюжеты будут отражены. И конечно же опять возвращаемся к игре «Семья», где будем обыгрывать сюжеты заготовки овощей и компотов на зиму.

Такая подготовительная работа поможет запланировать сюжетно- ролевые игры по лексической теме, а у детей появится интерес к этим играм. Наблюдая за игрой детей, увидите, что все оговоренные сюжеты отобразились в игре. А самое главное, в игре дети используют такую форму общения, как диалог, употребляют слова –действия, называют профессии.

Лексическая тема отобразится в игре,  дети играя, закрепили не только названия овощей и фруктов, но и где они растут, люди каких профессий помогли в их выращивании, и появлении на столе. В игре дети закрепили правила обработки овощей и фруктов, запомнили, что немытые овощи есть нельзя.

Играя в заготовку овощей и фруктов на зиму вспомнили о их свойствах и пользе.

А самое главное, все эти игры были объедены в один общий сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Консультация - практикум для родителей: «Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с др...

Консультация для родителей "Как научить ребенка играть в дидактические игры"

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с др...

Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии

Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явления...

«Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

Консультация предназначена для родителей детей раннего возраста....