Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5лет посредством сюжетно-ролевых игр.
статья (средняя группа)

Хманова Алёна Николаевна

Социальное развитие позволяет детям строить гармоничные, позитивные отношения с другими людьми. По мере социального развития дети учатся общаться и управлять своими эмоциями, учитывать другие точки зрения, прежде чем действовать, разрешать конфликты, сотрудничать и участвовать в жизни общества. Темперамент ребенка, в первую очередь определяемый генетикой, влияет на то, как он взаимодействует с другими людьми с раннего возраста. Однако по мере взросления они продолжают развивать социальные навыки, обучаясь на личном опыте и опыте окружающих их людей, а именно своих родителей и членов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_posredstvom_igry_detey_4-5_let.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5лет посредством сюжетно-ролевых игр.

Социальное развитие позволяет детям строить гармоничные, позитивные отношения с другими людьми. По мере социального развития дети учатся общаться и управлять своими эмоциями, учитывать другие точки зрения, прежде чем действовать, разрешать конфликты, сотрудничать и участвовать в жизни общества. Темперамент ребенка, в первую очередь определяемый генетикой, влияет на то, как он взаимодействует с другими людьми с раннего возраста. Однако по мере взросления они продолжают развивать социальные навыки, обучаясь на личном опыте и опыте окружающих их людей, а именно своих родителей и членов семьи.

Педагоги и педагоги-психологи считают, что игра позволяет детям практиковать как вербальные, так и невербальные навыки общения, согласовывая роли, пытаясь получить доступ к продолжающейся игре и оценивая чувства других; реагировать на чувства своих сверстников, ожидая своей очереди и делясь материалами и опытом; экспериментируйте с ролями людей в их доме, детском саду и сообществе, вступая в контакт с потребностями и желаниями других Когда их спрашивают об их игровой деятельности, дети говорят о важности веселья, общения с друзьями, свободы выбора и пребывания на свежем воздухе. Игра поддерживает эмоциональное развитие, предоставляя способ выразить чувства и справиться с ними. Ролевая игра помогает детям выражать чувства следующими способами:

  1. Упрощение событий путем создания воображаемого персонажа, сюжета или обстановки, соответствующих их эмоциональному состоянию. Например, ребенок, боящийся темноты, может исключить темноту или ночь из игрового эпизода.
  2.  Компенсация ситуаций путем добавления запрещенных действий в имитационную игру. Ребенок может, например, в игре съесть на завтрак печенье и мороженое, тогда как на самом деле это недопустимо.
  3. Контроль выражения эмоций путем многократного воспроизведения неприятных или пугающих переживаний. Например, ребенок может притвориться, что попал в аварию, увидев реальное дорожно-транспортное происшествие на шоссе.
  4. Избегание неблагоприятных последствий, притворяясь, что другой персонаж, реальный или воображаемый, совершает неподобающие действия и страдает от последствий. Например, дети, чей просмотр телевизора контролируется дома, могут притвориться, что позволяют кукле смотреть все без разбора, а затем отругать «плохого ребенка» за неприемлемые привычки просмотра телевизора. Помимо выражения чувств, дети также учатся справляться со своими чувствами, когда они злятся, грустят или волнуются в ситуации, которую они контролируют. Ролевая игра позволяет им думать вслух о переживаниях, наполненных как приятными, так и неприятными ощущениями.
  5. Игры и развлечения имеют решающее значение для развития и очень мотивируют детей. Естественная обстановка детской игры предоставляет возможности для развития речи, проверки гипотез, решения проблем и формирования мыслительных конструкций и «сценариев», которые отражают общие когнитивные темы, связанные с культурным пониманием.

Сила использования игр для обучения социально-эмоциональным навыкам заключается в интерактивном характере совместной игры. Игры доставляют удовольствие детям и поэтому очень мотивируют. Они обеспечивают потенциал преобразующего обучения посредством социального взаимодействия, социальных связей, сотрудничества, а также обладают многими функциями, которые способствуют благополучию и устойчивости учащихся.

 Ролевая игра – это разновидность игры, в которой дети вживаются в персонажа и разыгрывают роль или контекст реальной жизни. Ролевая игра — это активная социальная деятельность, в которой дети могут войти в образ персонажа и использовать ролевую игру, чтобы поразмышлять и развить свои знания по теме.

Обучение посредством ролевых игр настолько важно, что в детских садах обычно имеется специально отведенные «центры для ролевых игр». Эти центры можно украсить по определенной тематике, а детям можно оставить реквизит, чтобы они могли его использовать и исследовать. Хотя ролевая игра обычно может показаться занятием под руководством ребенка, роль взрослого может оказаться жизненно важной. Правила должны быть четко установлены вместе с детьми (или ими), и взрослый может инициировать обсуждение или задавать вопросы, чтобы помочь детям подумать о своей воображаемой среде и извлечь из нее уроки.

Ролевая игра особенно полезна для развития речи как для детей. Помимо словарного запаса и языка, ролевая игра развивает у малышей коммуникативные навыки, поскольку они общаются друг с другом в безопасной «игровой» среде. Ролевая игра – один из самого эффективного способа овладения языком. Ролевая игра позволяет выражать как положительные, так и отрицательные чувства. Важным преимуществом ранних ролевых игр может быть повышение способности ребенка к когнитивной гибкости и, в конечном итоге, творчеству.

Достоинствами ролевой игры являются:

- она позволяет способность учащегося взаимодействовать с ситуациями, похожими на реальную жизнь;

 - это определяет изменения в отношениях и поведении - это требует использования дополнительных методов, таких как упражнения, моделирование, тематическое исследование и т. д.;

 - это развивает критическое мышление и творческие способности учащихся - это требует обмена и передача информации, опыта и стратегий;

- это создает основу для принятия будущих ролей в дальнейшей жизни

 - это обеспечивает прочную основу для долговременной памяти благодаря театральному представлению знаний;

- это поощряет общение, обмен мнениями, принятие на себя ответственности; - он предлагает надлежащие условия для сотрудничества - он предлагает мотивацию к обучению и мощное воздействие на групповой/командный дух;

- он требует вовлечения всех членов группы и высокой степени участия каждого из них.

Следующие психометодологические предпосылки являются главным образом ключевыми преимуществами ролевой игры:

1. Развивает коммуникативные и языковые навыки.

2. Позволяет детям разыгрывать и осмысливать ситуации из реальной жизни.

3. Позволяет детям исследовать, исследовать и экспериментировать.

4. Развивает социальные навыки, когда дети сотрудничают с другими.

5. Дети учатся. сопереживать другим – участие в ролевой игре обычно означает, что вы берете на себя роль персонажа, который научит детей сочувствию и пониманию различных точек зрения. 

6. Помогает детям узнать о различных культурах

7. Поощряет детей выражать свои идеи и чувства в непринужденной обстановке

8. Развивает понимание детьми себя и других

9. Помогает детям узнавать больше, поскольку обучение замаскировано под игру

10. Пробуждает творчество и воображение.

Ролевая игра – эффективный инструмент обучения, поскольку она побуждает детей становиться активными участниками своего обучения. Они могут передвигаться, ставить себя на чужое место, возможно, носить костюмы и использовать реквизит, общаться и принимать решения в образе персонажа, что позволит им рисковать и исследовать разные области.

Таким образом, обучение в ролевых играх с гораздо большей вероятностью запомнится детям, чем, например, при выполнении упражнений, главным образом потому, что они будут гораздо более готовы и полны энтузиазма.

 Большинство областей ролевых игр будут отражать контекст реальной жизни. Таким образом, ролевая игра является для детей эффективным способом познания окружающего мира. Обустройство кабинета врача, супермаркета, полицейского участка или даже бассейна позволит детям исследовать эти ситуации из реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством сюжетно-ролевой игры

социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством сюжетно-ролевой игры...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей....