«Лучшая инклюзивная практика в дошкольном образовании Югры - 2023»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аксенкина Алена Владимировна

Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через игры»

 

Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей.

Задачи: дать элементарные представления родителям о мелкой моторике рук; пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_praktika_v_dou.docx195.53 КБ
PDF icon seminar_praktikum.pdf935.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»

Методическая разработка по взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ

Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через игры»

Подготовила

Аксенкина

Алена

Владимировна

                                                                             логопед

2023 год

Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через игры»

Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей.

Задачи: дать элементарные представления родителям о мелкой моторике рук; пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Актуальность проблемы.

Естественным пространством (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления на свет и оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка, является семья. Именно в силу приоритетной роли семьи, а в случае с ребенком с ОВЗ – уникальной, в процессе воздействия на его развитие логопед и воспитатели стараются максимально привлечь родителей в «союзники» в общем и важном деле преодоления речевых нарушений.

Задача логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Особенно, это важно для детей, посещающих коррекционно-логопедические занятия, так как родители детей с ограниченными возможностями здоровья помимо педагогических знаний, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при проведении занятий со своим ребенком.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей

Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Ошибочно мнение, что ребенок вырастет, и проблемы в его развитии уйдут. «Основой работы учителя-логопеда с родителями является понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, повышения педагогической компетенции и культуры» 

В современном мире проблема обучения детей с ограниченными психофизическими способностями с каждым днем становится все актуальнее. Это связано с возрастающим количеством детей, имеющих отклонения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют к себе повышенного внимания, у них слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи.

У детей с ОВЗ очень часто встречаются такие психофизические отклонения как нарушение мелкой моторики рук, которое может быть вызвано, в свою очередь, различными заболеваниями нервной системы и физическими травмами. В свою очередь, развитие тонких движений рук непосредственно влияет на функционирование головного мозга, на речевой и двигательный аппараты ребенка.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся : способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т. д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Василий Александрович  Сухомлинский (советский педагог-новатор, создатель педагогической системы) писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».

Марионилла Максимовна Кольцова (физиолог, доктор медицинских наук), занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идёт параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.

Эти выводы не случайны. Моторика относится к высшим психическим функциям. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

 Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребёнка более чёткой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности.

Ход семинара –практикума:

Логопед: Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.

 Как вы думаете, уважаемые родители, с чем это связано?

(Высказывания родителей).

Вывод:  Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома;

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.);

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Логопед :В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, выполняем аппликацию, лепим из пластилина, теста, делаем упражнения для развития мелкой моторики рук. На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры и упражнения:

- Игры- манипуляции ( «Сорока- ворона», «Ладушки- ладушки»,);

-Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением («Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Раз, два, три , четыре, пять, будем листья собирать» «Этот пальчик – дедушка…»), 

-  Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

(«Кулак- ребро- ладонь», «Ухо- нос», «Симметричные рисунки», «Колечко»)

Сейчас я вам предлагаю поиграть в пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе.

Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Дом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Пирожки и

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно!

Сжимают и разжимают кулачки

Прихлопывают ладошками, «лепят»

Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца

Обе ладошки разворачивают вверх

Гладят живот

«Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца

Игры с простым шестигранным карандашом.

Пальчиковые игры с шестигранными карандашами можно отнести к нейропсихологическим, так как они направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать свои результаты. Описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

 Выполняем упражнения на разогрев мышц пальцев рук.

Упражнение 1.

Перехватываем карандаш пальцами одной руки снизу вверх .

Упражнение 2.

Перекатывание карандаша по ладони то правой, то левой руки снизу вверх , прижимая карандаш к ладони пальцами рук.

Упражнение 3.

Работаем в парах. Передаём друг другу карандаш поочерёдно каждым по очереди пальцем, начиная с мизинца. Например : один держит карандаш мизинцем левой руки, а второй, должен перехватить карандаш из руки первого мизинцем своей левой руки и т. д. 

Шнуровки

 Это вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах можно найти разные  варианты этой игрушки - из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Они способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления

- шнуровка сюжетная,

- «незаконченная картинка»,

- шнуровка на игрушке – основе.

Также, такую игрушку можно сделать самим. Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки. Предлагаю родителям изготовить шнуровку. Для этого раздаю шаблоны заготовок и необходимый материал.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивается чувственный опыт.

- Перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

 Сейчас, из цветного картона , Вы можете вырезать любые фигуры, а прищепки использовать как: Солнышко-лучики, Тучка - дождик, Ежик - иголочки (Показываю, как сделать).

Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую ,

- «волшебные мешочки» - угадывание на ощупь ,

- «Сухой бассейн» из фасоли разного цвета (игры «Найди клад», «Помоги Золушке»)

- выкладывание различных  фигур по опорным точкам

Рисование на крупе -  это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребёнка, а также способствуют массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе, чем крупнее ее зёрна, тем лучше массируются пальцы ребёнка во время рисования.

Предлагаю родителям разные крупы и попробовать порисовать.

А сейчас возьмите фасоль и выкладывайте за мной рисунок по образцу:  дорожки, геометрические фигуры, домики, солнышко и т.д.

Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

 

Упражнения  с бумагой и ножницами

Способствуют: развитию мелкой моторики , ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание разрезных  фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами

- Аппликация из бумаги

- Оригами

Игры и упражнения со  счетными палочками

Способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Игры с конструкторами, пазлами , вкладышами, мозаикой, интеллектуальные игры

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного , логического мышления, воображения, различение цвета, формы.

-собирание по схеме,

- свободная деятельность.

Игры с пластилином.

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, и т. д.

- разрезать на кусочки,

- мять и отщипывать,

- выкладывать рисунок,

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

https://img.razrisyika.ru/img/180/1200/716443-dlya-palchikovy-krasok-dlya-2-3-let-21.jpg http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660660098_15-klubmama-ru-p-shabloni-dlya-podelok-iz-plastilina-raspec-16.jpg

 

Игры с песком

Способствуют  формированию чувства комфорта; снимают мышечное напряжение; улучшают зрение; расширяют словарный запас; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

-усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А также, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Сейчас мы поиграем в кладоискателей. Перед вами в песке зарыт клад (камушки марблс) вам нужно найти клад и разложить их по цветам в соответствующие коробочки.

Графические упражнения.

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.  зрительно-моторной координации,

- Работа по трафарету.

- Рисование, раскрашивание, штриховка, обводка,

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

- Графические диктанты по клеточкам

https://tacon.ru/wp-content/uploads/f/1/a/f1a1b72f71fff39545004bf3e266f6d8.jpeg

 

Теперь познакомимся еще с двумя упражнениями, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и развивают  способность к концентрации внимания и стимуляцию межполушарного взаимодействия.

Упражнение «Фасолька»

Перед каждым участником на однотонном блюдце без рисунка лежит горстка фасоли белого и красного цвета. Надо, работая двумя руками, отделить красную фасоль от белой. Каждую фасолинку берём двумя пальцами соответствующей руки (большим и указательным) и кладём сбоку от блюдца. Например: красную фасоль – слева, а белую – справа.

·                         Упражнение «Рисуем двумя руками

Перед каждым участником мастер-класса лежит лист с заданием (см. Приложение). В каждой руке у всех по карандашу. Работаем сначала одновременно двумя руками. При этом одна рука обводит нарисованную часть предмета, а другая рисует со своей стороны вторую часть этого же предмета (выполняем дважды).

В третьем случае двумя руками рисуем любую фигуру по представлению, взяв за точку отправления верх вертикальной линии. 

  

Обмен впечатлениями 

Все сегодня очень хорошо потрудились. Очень приятно, что вам понравилось работать вместе. Надеюсь, что сегодня в ходе нашего семинара вы взяли для себя много нового и интересного замечательно, если  вы дома с детьми будете выполнять эти упражнения .

Любая работа в ДОУ не проходит без помощи и поддержки родителей воспитанников . Для родителей оформляем папки- ширмы, памятки, проводим консультации, беседы, приглашаем на семинары, мастер- классы.

 И конечно же одному педагогу в развитии детей с ОВЗ трудно достичь хороших результатов, поэтому педагоги работают в тесном контакте друг с другом: логопеды, воспитатели, педагог по изо, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог- психолог.

 

Таким образом , систематическая работа в данном направлении приносит  результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность,  движения становятся более согласованными , координированными.

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание, воображение.

4. Определяется ведущая рука.

5. Ребенок старается правильно держать карандаш, ориентируется на листе бумаги

6. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

7.  Улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование...

Статья «Повышение двигательной активности детей в группе компенсирующей направленности через организацию игровых упражнений со скакалкой» в сборнике "Лучшие педагогические практики в системе образования Белгородской области" Выпуск №2

В статье представлен опыт внедрения игровых упражнений со скакалкой для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: двигательная активность, речевое, психофиз...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. 2021г

Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование....

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение сучетом ФГОС...