Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка
материал по логопедии на тему

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование  (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_praktika_v_do.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад подготовила и представила:

Учитель – логопед Кукушкина Г.Н.

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка

(в рамках инновационной деятельности)

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование  (включённое образование) даёт возможность детям с ОВЗ развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  •  Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
  • Принцип междисциплинарного подхода. (комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения)
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения  и воспитания.(наличие  необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды)
  •  Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. (Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов)

Предлагаю  вашему вниманию основные этапы организации образовательного процесса в инклюзивной группе

Организация образовательного процесса  в инклюзивной группе

1.  Наблюдение и диагностика  индивидуальных особенностей развития детей  инклюзивной группы

2.  Составление Индивидуального образовательного маршрута и АООП.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей  детей группы

4 Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

5. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса и подведение итогов.

Остановимся подробнее на некоторых этапах  образовательного процесса в инклюзивной группе

Итак, в  группе появился «особый ребенок». Встает вопрос: «С чего начать?». Ведущие специалисты по инклюзивному образованию рекомендуют начинать с наблюдения и диагностики.

Наблюдение помогает:

  • лучше понять, что происходит с ребенком.
  • определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он   предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.
  • увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени.
  • внести изменения в развивающую среду.
  • определить моменты, вызывающие озабоченность.
  • найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации.
  • внести изменения в учебный план.
  • получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители.
  • дать возможность родителям больше узнать о своих детях.
  • получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка.
  • получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных  педагогических действий.

После наблюдения переходим на следующий этап работы -  к составлению индивидуального образовательного маршрута.

  • Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается на основе диагностики ребенка.
  • Индивидуальный образовательный маршрут является ориентиром для педагогов, родителей и специалистов при работе с детьми.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута ведется командой из специалистов и воспитателей группы.
  • После разработки индивидуального образовательного маршрута члены команды несут ответственность за его реализацию в повседневной практической работе в группе и других местах дошкольного отделения (например, на игровой площадке).

При составлении  индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности формирования навыков у детей с ОВЗ. Надо помнить,что 

  • Каждый отдельный навык в действительности складывается из нескольких промежуточных навыков. Поэтому просто не бывает занятий, позволяющих обучить чему-либо сразу. Такие навыки, как завязывание шнурков, вырезание ножницами круга из бумаги, кувыркание или счет, требуют поэтапного освоения многих  промежуточных навыков.
  • Некоторые дети могут освоить что-то новое очень быстро при небольшой помощи с вашей стороны. Эти дети уже владеют промежуточными навыками, и пользуются ими. У детей с ОВЗ таких промежуточных навыков обычно нет, поэтому им необходимо сначала овладеть ими, чтобы добиться общего успеха. У умственно отсталых детей эта проблема существует во всех областях.

При формировании навыков у детей с ОВЗ используются различные методы:

  1. Метод «Анализа задания»- алгоритм действия

Он состоит в разбивке задания (занятия) на несколько мелких последовательных шагов и обучении им ребенка, пока ребенок не освоит всё занятие в целом.( Например, если ребенок никак не может научиться самостоятельно надевать футболку,  воспитатель может разбить это задание на следующие мелкие шаги:

  • Положите футболку на стол спиной вверх и подолом в сторону ребенка.
  • Засуньте обе руки внутрь футболки.
  • Продвиньте руки вперед вдоль боков футболки к рукавам.
  • Поднимите футболку так, чтобы ворот находился над головой.
  • Опустите футболку, продев голову в ворот.
  • Потяните футболку за подол вниз - с подмышек на грудь.
  • Опустите подол футболки с груди на талию.)

  1. Метод: «Обратной последовательности»

Суть метода -  педагог помогает (делает вместе с ребёнком всё действие), но последний шаг делегирует ребёнку (т.е.обучает делать этот шаг самостоятельно). Когда освоил последний шаг, воспитатель формирует предпоследний и т.д.

Удовлетворение от выполнения какого-либо задания - будь то надевание рубашки или сборка головоломки - значительно  возрастает, когда сделан последний шаг. Применение метода обратной последовательности не только повышает шансы ребенка на успех, но и позволяет немедленно увидеть результат своих усилий, получить удовольствие от завершения работы.

  1. Метод «Подражание сверстнику»

Одно из преимуществ вовлечения детей с ОВЗ  в дошкольную программу состоит в том, что им предоставляется возможность играть со сверстниками и учиться новым навыкам, наблюдая за теми, кто их уже освоил. Вы можете планировать и организовывать учебные ситуации так, чтобы такое взаимодействие, так называемое “подражание сверстнику”, стало возможным. В тех областях, где ребенок с ОВЗ отстает, другой ребенок (сверстник), обладающий необходимыми навыками, может служить в качестве модели. И, наоборот, там, где ребенок с ОВЗ превосходит других, он может послужить примером для отстающего ребенка.

Такой метод имеет и дополнительное преимущество: он способствует вырабатыванию у детей позитивного отношения к «особенным детям».

Вы, как педагоги-практики, прекрасно знаете, что речь проходит красной нитью через все формы организованной и самостоятельной деятельности детей. Поэтому формированию навыков коммуникации у детей с ОВЗ надо уделять особое внимание с учётом следующих рекомендаций:

  • Привлеките к себе внимание детей.
  • Будьте хорошим слушателем
  • Разговорите детей 
  • При разговоре с детьми используйте язык, соответствующий уровню их языкового развития  
  • Давайте простые указания  
  • Говорите медленно и четко.
  • Используйте то, что дети уже знают
  • Называйте то, что вы делаете и то, что делает ребенок.
  • Сопровождайте свои объяснения жестами, иллюстрирующими предполагаемые действия.
  • Используйте картинки и пиктограммы

Коснёмся следующего этапа образовательного процесса в инклюзивной группе, а именно

Практических рекомендаций по организации совместной жизнедеятельности детей (в условиях инклюзивной группы).

  • Предложите детям  правила организации их жизни в группе.
  • Составляйте план на день так, чтобы спокойные и активные занятия были надлежащим образом сбалансированы.
  • Обсудите организацию занятий с детьми. График занятий в картинках, чтобы дети знали последовательность и характер занятий.
  • По окончании каждого занятия объясняйте детям, что вы будете делать дальше.
  • Следуйте одному и тому же порядку изо дня в день, чтобы дети заранее знали, какое занятие будет следующим.
  • Отдавайте четкие указания, но не более одного за раз.
  • Не прерывайте занятий резко. Объясните детям, что надо будет заканчивать, когда “зазвенит колокольчик” или “заиграет музыка”. Такой вариант позволяет детям подготовиться к смене занятий, и при этом избежать слез и скандалов. 

Подводя итоги, хочется напомнить те принципы, на которых  базируется инклюзивное образование

Принципы предоставления помощи детям с особыми потребностями

  • Поддержка должна быть как можно более ординарной, ненавязчивой и не унижающей ребенка.
  • Сверстники (другие дети) могут быть прекрасным источником помощи.
  • Помогая ребенку, необходимо учитывать его право делать выбор и принимать решения, связанные с его жизнью (например, где играть, с кем сидеть рядом во время еды, когда заканчивать сооружения башни, как рисовать).
  • Семьи должны привлекаться к определению методов поддержки их детей.
  • Необходимо постоянно контролировать и оценивать эффективность поддержки.
  • В группе необходимо создавать такой климат, чтобы дети чувствовали себя членами коллектива, в котором все поддерживают друг друга.

Наряду с положительными моментами  инклюзивное образование столкнулось с рядом трудностей, а именно:

- психологическая неготовность многих родителей принять особенности своего ребёнка (замалчивание диагнозов, не идут на контакт со специалистами)

- неготовность родителей массовых групп принимать таких детей

- недостаточный уровень подготовки педколлектива для работы с детьми ОВЗ (необходимость курсов)

- недостаточное методическое обеспечение

Модель принятия решений при определении необходимой адаптации

девочка с синдромом Дауна.

Возраст: 3 года.

Задачи или умения, которыми необходимо овладеть

Может участвовать наравне с другими детьми

Адаптация среды

Адаптация

воспитательных средств

Адаптация материалов

Адаптация учебного плана

Поддержка сверстников

Здороваться с товарищами и воспитателями

да

Снимать верхнюю одежду

нет

Вешать верхнюю одежду на крючок

нет

Приклеить под крючком для одежды фотографию

Алисы

Убирать свои вещи

нет

Товарищи по группе показывают Алисе, куда класть свои вещи

Выбирать центр деятельности

да

Вариант формы индивидуального маршрута

Основное направление деятельности  

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Необходимый специалист

Показатели достижений

Формы оценки результатов работы

Помощь в освоении образовательной среды, установление доверительной атмосферы на занятиях.

Установление контакта

Построение сюжетной игры

Научить играть в сюжетные игры с пониманием контекста и соблюдением правил

Занятия 1 раз неделю четверг

Педагог-психолог

Идет на контакт

Самостоятельно приходит на занятия в кабинет психолога

Ребенок общителен, свободно себя чувствует в коллективе,  

Наблюдение на занятиях; специально-созданные диагностические ситуации на занятиях, беседа с родителями, учителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

Горбунова Е.И., Кабашова Л.В., Казацкая Л.В. Вариативность культурных практик в дошкольной образовательной организации. Организация экспериментирования на основе театрализованной деятельности: Методические рекомендации.

Настоящее пособие включает теоретическое обоснование вариативности культурных практик детей: игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, двигательной, художественно – творчес...

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС

Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение сучетом ФГОС...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...