Выстраивание отношений с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Анна Евгеньевна Уварова

Особенно значима роль взрослого в системе общественного воспитания и здесь предметом внимания становится система отношений «воспитатель - дошкольник». Построение ребенком своих отношений с окружающими людьми в полной мере зависит от его полноценного развития и овладения навыками общения, которые он усвоит в процессе взаимодействия с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №278" Подготовила Уварова А. Выстраивание отношений с детьми младшего дошкольного возраста

Слайд 2

Модели общения Демократический Авторитарный Либеральный (попустительский) Хаотический (противоречивый) предполагает высокий уровень контроля, когда родители и воспитатели признают и поощряют растущую автономию детей, а также тёплые отношения (взрослые открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. характеризуется высоким контролем, взрослые ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Взрослые слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя они и открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка ко взрослому, детям предоставлен избыток свободы, взрослые не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста. отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Слайд 3

главные принципы общения с ребенком ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ

Слайд 4

Принятие и не принятие ребенка Язык принятия Язык непринятия Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие Улыбка Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи,

Слайд 5

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание Оценка поступка («Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками») Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик») «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует») Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. Просьба Команды, приказы Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» Опора на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Слайд 6

главные принципы общения с ребенком Общаемся в утвердительной форме Нельзя говорить ребенку Нужно говорить ребенку Нельзя переходить улицу на красный свет Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора Не спеши во время еды Будем есть не торопясь, потихонечку Не кричи так громко Будем разговаривать тише Не рисуй на стене Рисуй на бумаге Не стучи по машинке Давай покатаем машинку Не мешай мне разговаривать по телефону Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем

Слайд 7

Разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений 1 . Четко выражайте свои мысли 2. Незамедлительно реагируйте на поведение ребенка 3. Будьте конкретны 4. Будьте позитивны 5. Активно включайтесь во взаимодействие с детьми 6. Предоставляйте необходимую информацию

Слайд 8

«Язык принятия» 1. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела»

Слайд 9

2. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме. «Меня это очень огорчает», «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же», «Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Слайд 10

3 . Метод «смещения негативной оценки» - на самого себя «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки». «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение». «Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь». «Да сколько же можно повторять!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

Слайд 11

4. Метод «смещения негативной оценки» - на третье лицо «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения». «Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться». на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее». «Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их, потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».

Слайд 12

5. Метод временного языка «Постоянный» язык «Временный» язык «У тебя никогда ничего не получается как следует!» «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»

Слайд 13

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. «Ты же умная, терпеливая, способная девочка». «Неужели это Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

Слайд 14

«Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?». 7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека.

Слайд 15

«Ребенок хорош, плох его поступок» 8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Слайд 16

Результаты изучения убедительно свидетельствуют о том, что в психическом развитии ребенка - дошкольника большую роль играет процесс общения. Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления . Разумеется, общение как видимая сторона взаимоотношений имеет решающее значение в полноценном развитии личности ребенка - дошкольника и от того, какую роль в развитии навыков сыграет взрослый будет зависеть дальнейшее благополучие ребенка в системе взаимоотношений «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - сверстники ». Особенно значима роль взрослого в системе общественного воспитания и здесь предметом внимания становится система отношений «воспитатель - дошкольник». Построение ребенком своих отношений с окружающими людьми в полной мере зависит от его полноценного развития и овладения навыками общения, которые он усвоит в процессе взаимодействия с воспитателем . Группа детского сада - это первый в индивидуальной истории человека организованный коллектив, влияние которого на развитие личности ребенка -дошкольника играет важную роль. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима . Научное изучение проблемы показало, что воспитатели, обладающие такими личностными характеристиками как способность к сопереживанию, смешанный или демократический стили руководства, подвижность процессов мышления, низкое нервно-психическое напряжение, отсутствие невротических реакций, низкий уровень мнительности, импульсивности, контроля, небольшое количество страхов, чаще состоящие в браке, имеющие своих детей, определенный опыт работы могут создавать благоприятные взаимоотношения в группе детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

В статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ

НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....