Долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
проект (подготовительная группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroproekt_2024.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65»

Проект

«Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений»

Составители:

учитель-логопед Бороздина О.В.,

инструктор по физической культуре Углова М.М.,

педагог-психолог Демина А.Ю.,

музыкальный руководитель Дыркова Н.В.

Каменск-Уральский ГО, 2024

Актуальность. Мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу жизнь и обучение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социальный прогресс, новые методики и инновации, направленны на гармоничное развитие детей и требуют нового подхода к системе образования. В свою очередь дошкольное образование создает условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии и нейропсихологии. Согласно исследованиям, дети, регулярно занимающиеся нейроиграми, показывают на 30% лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками. Это происходит благодаря стимуляции работ обоих полушарий мозга одновременно. 

Нейропсихология – относительно молодая научная дисциплина, изучающая особенности развития и функционирования головного мозга, а также то, как эти особенности влияют на поведение, личность и способности человека. За короткий период нейропсихология смогла занять важнейшее место среди наук изучающих ВПФ (высшие психические функции) человека.

Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, памяти, речи, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. «Нейроигры» задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, обучают самоконтролю.

Исходя из данных мониторинговых исследований воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательном учреждении, все специалисты пришли к выводу, что затруднения в развитии детей обусловлены сниженной концентрацией внимания, памяти, мышления, речи, координации движений. Для улучшения показателей по всем областям развития дошкольников требуется новый современный и эффективный подход, объединяющий и интегрирующий работу всех участников образовательных отношений. Анализируя современные технологии, пришли к выводу, что именно систематическое использование нейроподхода в образовательном учреждении позволит ненавязчиво активизировать работу мозга воспитанников. Данные игры активизируют зоны мозга, отвечающие за речь, внимание, память и другие познавательные процессы. Такой подход позволяет гармонично развивать все системы организма ребенка.

Для реализации данной педагогической формы работы мы использовали метод проекта. Нами разработан долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений».

Вид, тип проекта: исследовательский, игровой

Срок реализации: сентябрь 2024- май 2025.

Участники проекта: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, родители, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие межполушарных связей и психических процессов, активизация речи, двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие межполушарных связей с помощью нейроигр и упражнений;
  • Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
  • Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
  • Стимулировать речевую активность у детей.

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес;
  • Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • Формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение работать в коллективе;
  • Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Ожидаемые результаты:

– синхронизируется работа полушарий;

– повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

– развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

– совершенствуется мыслительная деятельность, внимание, память, речь.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации проекта, цели этапа

Содержание и методы деятельности

1-й этап подготовительный (сентябрь 2024)

Цели этапа:

-Изучить и проанализировать научную литературу по тематике проекта;

-Создание организационной основы реализации проектной деятельности;

-Координация деятельности участников проектной деятельности.

Диагностика детей.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности.

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейроигр при работе с детьми старшего дошкольного возраста специалистами детского сада.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности.

2-й этап основной (сентябрь 2024 – декабрь 2024)

 Цели этапа:

-Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности;

-Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта.

Работа с родителями воспитанников.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

3-й этап заключительный (декабрь 2024)

 Цели этапа:

-Обобщение результатов проектной деятельности;

-Транслирование опыта работы по реализации проекта.

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы.

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов использования нейроигр;

- скоординированности действий всех участников проекта.

Особенности организации и режим занятий

Программа проекта «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она включает работу всех специалистов детского сада: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и музыкального руководителя. Каждый специалист включает нейроподход в занятия для достижения поставленных в проекте целей.  Индивидуальная работа каждого специалиста в Приложениях №1, №2, №3, №4.

Срок реализации – полгода.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Описание форм, методов и приемов образовательной деятельности с детьми

В ходе реализации проекта «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» планируется применение

Форм работы:

- Проблемная ситуация

- Игры

- Упражнения

Методов и приемов:

- Наглядные

- Словесные

- Практические

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Основными формами работы с родителями является:

  • Стендовая информация;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Публикация результатов работы на странице ВКонтакте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр). "Наши отношения"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр).Интеграция образовательных областей: коммуникация, ...

Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного  речевого дыхания продол...

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

Проект (формированию дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.) «Верные друзья»

     Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,...