Долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
проект (подготовительная группа)
Долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65»
Проект
«Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений»
Составители:
учитель-логопед Бороздина О.В.,
инструктор по физической культуре Углова М.М.,
педагог-психолог Демина А.Ю.,
музыкальный руководитель Дыркова Н.В.
Каменск-Уральский ГО, 2024
Актуальность. Мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу жизнь и обучение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социальный прогресс, новые методики и инновации, направленны на гармоничное развитие детей и требуют нового подхода к системе образования. В свою очередь дошкольное образование создает условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии и нейропсихологии. Согласно исследованиям, дети, регулярно занимающиеся нейроиграми, показывают на 30% лучшие результаты в обучении по сравнению со сверстниками. Это происходит благодаря стимуляции работ обоих полушарий мозга одновременно.
Нейропсихология – относительно молодая научная дисциплина, изучающая особенности развития и функционирования головного мозга, а также то, как эти особенности влияют на поведение, личность и способности человека. За короткий период нейропсихология смогла занять важнейшее место среди наук изучающих ВПФ (высшие психические функции) человека.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, памяти, речи, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. «Нейроигры» задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, обучают самоконтролю.
Исходя из данных мониторинговых исследований воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательном учреждении, все специалисты пришли к выводу, что затруднения в развитии детей обусловлены сниженной концентрацией внимания, памяти, мышления, речи, координации движений. Для улучшения показателей по всем областям развития дошкольников требуется новый современный и эффективный подход, объединяющий и интегрирующий работу всех участников образовательных отношений. Анализируя современные технологии, пришли к выводу, что именно систематическое использование нейроподхода в образовательном учреждении позволит ненавязчиво активизировать работу мозга воспитанников. Данные игры активизируют зоны мозга, отвечающие за речь, внимание, память и другие познавательные процессы. Такой подход позволяет гармонично развивать все системы организма ребенка.
Для реализации данной педагогической формы работы мы использовали метод проекта. Нами разработан долгосрочный проект «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений».
Вид, тип проекта: исследовательский, игровой
Срок реализации: сентябрь 2024- май 2025.
Участники проекта: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, родители, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие межполушарных связей и психических процессов, активизация речи, двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие межполушарных связей с помощью нейроигр и упражнений;
- Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
- Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- Стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
- Активизировать познавательный интерес;
- Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей умение работать в коллективе;
- Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Ожидаемые результаты:
– синхронизируется работа полушарий;
– повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
– развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
– совершенствуется мыслительная деятельность, внимание, память, речь.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности |
1-й этап подготовительный (сентябрь 2024) Цели этапа: -Изучить и проанализировать научную литературу по тематике проекта; -Создание организационной основы реализации проектной деятельности; -Координация деятельности участников проектной деятельности. | Диагностика детей. |
Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности. | |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейроигр при работе с детьми старшего дошкольного возраста специалистами детского сада. | |
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности. | |
2-й этап основной (сентябрь 2024 – декабрь 2024) Цели этапа: -Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности; -Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности. |
Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта. | |
Работа с родителями воспитанников. | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста. | |
3-й этап заключительный (декабрь 2024) Цели этапа: -Обобщение результатов проектной деятельности; -Транслирование опыта работы по реализации проекта. | Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы. |
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов использования нейроигр; - скоординированности действий всех участников проекта. |
Особенности организации и режим занятий
Программа проекта «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она включает работу всех специалистов детского сада: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и музыкального руководителя. Каждый специалист включает нейроподход в занятия для достижения поставленных в проекте целей. Индивидуальная работа каждого специалиста в Приложениях №1, №2, №3, №4.
Срок реализации – полгода.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Описание форм, методов и приемов образовательной деятельности с детьми
В ходе реализации проекта «Нейроподход в системе работы участников образовательных отношений» планируется применение
Форм работы:
- Проблемная ситуация
- Игры
- Упражнения
Методов и приемов:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
Основными формами работы с родителями является:
- Стендовая информация;
- Консультации;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Публикация результатов работы на странице ВКонтакте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр). "Наши отношения"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр).Интеграция образовательных областей: коммуникация, ...

Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного речевого дыхания продол...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я и моё имя» (Формирование позитивного отношения ребёнка к своему Я)
Цель: Создание позитивных межличностных отношений в группе, ценностного отношения к имени любого человека....

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...

Система опытнической работы с комнатными растениями с детьми старшего дошкольного возраста
Система опытнической работы с комнатными растениями....

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

Проект (формированию дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.) «Верные друзья»
Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,...
