Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Савинская Марина Ивановна

При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного  речевого дыхания продолжается в течение  всех этапов коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_r-ty_nad_dyhaniem_s_zaik._detmi.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБДОУ «Детский сад № 167»

Методическая  разработка раздела

образовательной  программы

по  теме:

«Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила  учитель-логопед

Савинская М.И.

Нижний Новгород

2014

Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

       Энергию для речи всегда несет дыхание.  Поэтому одним из важнейших условий правильной, четкой, выразительной речи является плавный длительный выдох. При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного  речевого дыхания продолжается в течение  всех этапов коррекционной логопедической работы с заикающимися детьми.

Задачи работы над дыханием:

  1. Развитие физиологического дыхания (без речевого сопровождения).
  2. Развитие речевого дыхания; воспитание рационального дыхания во время устной речи.
  3. Воспитание слитности произношения слов, фраз.

В работе над дыханием необходимо соблюдать ряд правил:

1. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательных

    упражнений.

2. Не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

3. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать темп и количество

    упражнений.

4. Следить: вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;  не поднимать плечи;  не надувать щеки при выдохе.

Этапы работы над дыханием:

I этап (середина сентября – середина октября).

Задачи:

  • Развитие физиологического дыхания.
  • Постановка диафрагмального дыхания.
  • Длительное и плавное произнесение гласных и согласных звуков.
  • Произнесение слогов с нарастанием их количества за один выдох.

II этап (середина октября – середина января).

Задачи:

  • Заучивание считалок, стихов, потешек с произнесением короткой стихотворной строки слитно на одном выдохе.
  • Слитное произнесение с опорой на ударные гласные звуки ряда слов с нарастанием их количества за один выдох.
  • Произнесение  фраз на одном выдохе с постепенным ее наращиванием:
  • сопряжено – отраженное произнесение;
  • вопросно – ответная речь с фразовыми ответами на одном выдохе: разучивание диалогов; вопросно-ответная речь с опорой на наглядность (игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки, демонстрация различных действий) и без опоры на наглядность (ответы на вопросы по прослушанному рассказу, беседа на знакомую тему).

Перспективный план II этапа работы над дыханием с заикающимися дошкольниками.

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

III

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 Лексическая

тема занятия

                         

                                     ОСЕНЬ

Задачи работы

над   дыханием

1.Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания.

2. Закреплять навык длительного плавного безречевого

     выдоха.

3. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

Методы и приемы в работе над дыханием

                               1-ое занятие

1. Упражнение «Шарик» (с тактильным контролем руки движения передней стенки живота).

2. Рассказывание стихотворения А.Плещеева «Осень»

                             2-ое занятие

1. Игра «Дуют ветры сильные» (дуть на вертушки)

2.Игра-хоровод «Осень спросим»

IV

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                                ДЕРЕВЬЯ  

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык длительного плавного безречевого выдоха.

 2. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

Методы и приемы в работе над дыханием

                             1-ое занятие

1. Игра «Подуем на листики осенние»

2. а) Рассказывание стихотворения А.Плещеева «Осень»  

        (повтор)

     б) Разучивание считалки «Раз, два, три, четыре, пять…»

                            2-ое занятие

 1. Игра «Подуем на листики осенние»

 2. Заучивание небольших загадок о деревьях (ель, дуб,

    береза )   со стихотворной формой текста

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

I

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 Лексическая

тема занятия

                         

                       ПЕРЕЛЕТНЫЕ     ПТИЦЫ

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык сильного плавного безречевого

    выдоха.

3. Развитие речевого дыхания: учить произносить короткую

    стихотворную строку на одном выдохе.

Методы и приемы в работе над дыханием

                               1-ое занятие

1. Игра «Чья птичка дальше улетит?» (дуть на бумажные

    птички)

2. а) Рассказывание  считалки «Кукушка»

    б) Подвижная игра «Кот и птички» (со словами в

        стихотворной форме)

                             2-ое занятие

1. Игра «Чья птичка дальше улетит?» (повтор)

2. Подвижная игра «Гуси – лебеди» (со словами в

        стихотворной форме)

II

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                                ИГРУШКИ  

Задачи работы

над   дыханием

1.Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания.

2. Закрепление навыка произнесения короткой стихотворной    

    строки на одном выдохе.

3. Развитие речевого дыхания: учить слитному произнесению

    ряда слов (с опорой на ударные гласные звуки) с нарастанием  

    их количества на одном выдохе

Методы и приемы в работе над дыханием

                             1-ое занятие

1. Игра «Покатай игрушку» (со зрительным контролем)

2. Заучивание загадок об игрушках (мяч, юла, кукла)

3. Д/игра «Какие  игрушки спрятались?» (назвать от 2-х до 4-х

     игрушек по порядку на одном выдохе)

                            2-ое занятие

 1. Игра «Поиграем на губной гармошке» (с тактильным

     контролем руки движения передней стенки живота)

 2. Рассказывание загадок об игрушках (повторить)       

 3. а) Д/игра «Магазин игрушек» - рассмотреть, а затем назвать

     в «магазине» все пластмассовые  (резиновые, бумажные,

     деревянные) игрушки на одном выдохе

     б) Упражнение «Как играет Катя с куклой?» (по серии

     сюжетных картинок). Сначала действие называется по каждой картинке, затем на одном выдохе называются по порядку все действия.

III

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 Лексическая

тема занятия

                         

                                ПОСУДА

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;    

    плавного длинного выдоха.

2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить слитному  

   произнесению ряда слов на одном выдохе.

Методы и приемы в работе над дыханием

                               1-ое занятие

1. Игра «Задуй упрямую свечу» (диафрагмальное дыхание)

2. а) Д/и «Запомни, назови»: запомнить, а затем произнести названия 3-4 предметных картинок с изображением предметов посуды.

б) Д/игра «Магазин посуды»: рассмотреть, а затем на выдохе назвать 3-4 предмета чайной (столовой, кухонной) посуды; деревянной (фарфоровой, стеклянной, металлической) посуды.

                             2-ое занятие

1. Игра «Буль-бульки»: подуть через трубочку в стакан с водой

2.Д/игра «4-ый лишний» (дифференциация понятий «кухонная», «столовая», «чайная» посуда).

IV

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                            ПРОДУКТЫ   ПИТАНИЯ                                 

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;    

    плавного длинного выдоха.

 2. Развитие речевого дыхания: продолжать учить слитному    

     произнесению ряда слов на одном выдохе.

Методы и приемы в работе над дыханием

                          1-ое занятие

1. Упр. «Шар сдувается» (диафрагмальное дыхание )

2. а) Разучивание считалки «Раз, два, три, горшочек вари!»

    б) Д/игра «Что приготовила хозяйка»: образовать и произнести 3-4 относительных прилагательных на одном выдохе (с опорой на предметные картинки с изображением фруктов, овощей).      

                           

                          2-ое занятие

1. Игра «Погреем ручки» (удлиненный  ротовой выдох)

2. а) Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» (стихотворный текст).

б) Порядковый счет на выдохе

в) Упр. «Внимательные ушки»: послушать ряд слов, выбрать, запомнить и назвать на выдохе только фрукты, только овощи, только молочные продукты и т.д.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Д  

Е

К

А

Б

Р

Ь

I

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                               ЗИМА

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык сильного плавного безречевого

    выдоха.

2. Развитие речевого дыхания:  слитное   произнесению ряда  

   слов на одном выдохе, стихотворной строки (закрепление).

   Учить произносить короткую фразу на одном выдохе с

    постепенным ее наращиванием.

Методы и приемы в работе над дыханием

                         1-ое занятие

1. Игра «Снежинки» (сдуть ватку-«снежинку» с ладони)

2. Речевые упражнения:

    а) Рассказывания стихотворения И..Сурикова «Белый снег

       пушистый».

    б) «Кто больше придумает слов?» к существительному

       подобрать 2-4 слова-признака или действия и произнести на

       одном выдохе .

   в) По сюжетным картинкам составить фразы с наращиванием

       слов (Например, Пришла зима. Пришла холодная зима.

      Пришла холодная снежная зима.  И  т. д. )

                         2-ое занятие

1. Игра «Снежинки» (повторить)

2. Речевые упражнения:

а) Произнесение пословиц, поговорок о зиме.

б) Отраженное произнесение на выдохе каждого предложения рассказа «Белые мухи».  

II

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                       ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ

Задачи работы

над   дыханием

1. Закреплять навык правильного диафрагмального дыхания;    

    плавного длинного выдоха.

2. Развитие речевого дыхания:  слитное   произнесению ряда  

   слов на одном выдохе (закрепление). Продолжать учить

   произносить короткую фразу на одном выдохе с постепенным

   наращиванием.

Методы и приемы в работе над дыханием

                                     1-ое занятие

1. Упражнение на закрепление правильного диафрагмального

    дыхания.

2. Речевые упражнения:

а) д/игра «Запомни как можно больше картинок». Задание

   посмотреть на ряд предметных картинок, запомнить

   несколько из них и назвать их на одном выдохе.

б) д/игра «Какой? Какая? Какие?» на образование

   относительных прилагательных

в) д/игра «Поможем кукле одеться на прогулку» – составить фразу с опорой на вопрос и предметную картинку с   постепенным ее наращиванием. Например, Что наденет Оля? Теплую шапку. Теплую меховую шапку. Теплую меховую пушистую шапку. И т. д.

                                  2-ое занятие

1. Сдувание со стола комков бумаги («снежки») на сильном

    длительном выдохе.  

2.Речевые упражнения:

   а) упр. «Продолжи ряд слов» на классификацию предметов.

   б) д/игра «4-ый лишний» на дифференциацию понятий

     «головные уборы» – «одежда» – «обувь».

   в) Произнесение фраз на выдохе с наращиванием слов  по

     сюжетным картинкам.  Например. Мама шьёт. Мама шьёт

     шелковое платье.  Мама пришивает пуговицы. Мама

    пришивает пуговицы к платью. Мама вышивает. Мама

    вышивает узор. Мама вышивает красивый узор. И т. д.

 

 

III

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                    ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Задачи работы

над   дыханием

  1. Закрепление навыка плавного, длительного выдоха
  2. Развитие речевого дыхания: произнесение стихотворной строки на выдохе (закрепление). Продолжать формировать навык фразовой речи в вопросно-ответной речи.

Методы и приемы в работе над дыханием

                                  1-ое занятие

1. Игра на дыхание «Чья птичка дальше улетит?»

2.Речевые упражнения:

а) П/ и «Кот и птички» (со словами в стихотворной форме).

б) Рассказывание диалога «Мы с синичкой повстречались».

в) Беседа о зимующих птицах (с опорой на предметные картинки и вопросы логопеда).

                                  2-ое занятие

1. Игра на дыхание «Чья птичка дальше улетит?» (повторение)

2. Речевые упражнения:

а) Рассказывание загадок  о зимующих птицах ( текст в стихотворной форме).

б) Беседа по сюжетной картине «Мы – друзья птиц».

IV

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                   ЗИМА. ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Задачи работы

над   дыханием

1.Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

2.Развитие речевого дыхания:

а) произносить несколько слов на одном выдохе;

б) произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

Методы и приемы в работе над дыханием

                                 1-ое занятие

1. Игра «Снежинки» (сдуть ватку-«снежинку» с ладони)

2. Речевые игры:

а) Упражнение «Придумай слова»: придумать и произнести на одном выдохе 2-3 слова-признака, подходящих  к существительным (зима, снег, снежинка,  снеговик, небо, лыжи, коньки и т.д.)

б) Составление предложений (их распространение) по сюжетным картинкам с изображением зимних развлечений по вопросам логопеда.

                                2-ое занятие

1. Упражнение на закрепление диафрагмального дыхания.

2. Речевые упражнения

а) П/и «Мороз – красный нос» (со словами в стихотворной форме).

б) Рассматривание и беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

                                                I  НЕДЕЛЯ  ЯНВАРЯ  – КАНИКУЛЫ

II

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                 ДОМАШНИЕ    ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Задачи работы

над   дыханием

1. Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

Методы и приемы в работе над дыханием

                                1-ое занятие

  1. Игра «Покатай игрушку» (в положении лежа).
  2. Речевые упражнения:

а) Составление предложений по вопросам «Кто у кого?», «Кто с кем?», «Кто о ком заботится?» с опорой на картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

б) Инсценировка диалога «Почему ты черен кот?»

                                2-ое занятие

       1. Дутье на мелкие пластмассовые игрушки (уточки).

       2. Речевые упражнения:

       а) Д/и «Кто какую пользу приносит?»

       б) П/и «Коршун и наседка» (со словами в форме диалога).

       в) Беседа по картине «Курица с цыплятами».

III

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Лексическая

тема занятия

                                ДИКИЕ    ЗВЕРИ

Задачи работы

над   дыханием

1. Закрепление навыка правильного диафрагмального дыхания; плавного длительного выдоха.

2.Развитие речевого дыхания: продолжать учить произносить фразу на выдохе (вопросно-ответная форма речи.)

Методы и приемы в работе над дыханием

                                1-ое занятие

      1.Игра «Покатай игрушку» (в положении лежа).

2.Речевые упражнения:

а) Д/и «Кто где живет?» (с опорой на картинки)

б) Д/и «Угостим зверушек» (с опорой на предметные    

    картинки).

в) Инсценировка диалогов «Медведь и лиса», «Мышонок и

   лис».

                               2-ое занятие

       1. Дутье на небольшие пластмассовые игрушки.

       2. Речевые упражнения:

        а) Упр. «Повтори и продолжи» - произнесение ряда слов на

            выдохе с наращиванием (до  4-5 слов).

       б) Упр. «Загадай загадку» - на выдохе произнести 3-4 слова-

           признака, характерных для того или иного животного

          (с опорой на предметные картинки).

      в) Беседа по прослушанному рассказу «Зайка зимой».

III этап (вторая половина  января - май).

Задачи:

  • закрепление навыков речевого дыхания на более сложном речевом материале: ответы на вопросы сложными предложениями с объяснениями причинно-следственных связей (почему, для чего, зачем и т.д.);
  • составление рассказов-описаний с опорой на наглядность, план;
  • пересказ текстов разной степени сложности;
  • составление рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из опыта, творческих;
  • самостоятельная  речь во всех видах деятельности.

           На этом этапе работы логопед учит детей навыку правильного произнесения развернутого предложения, разбивая его на отрезки. После каждого смыслового отрезка делается остановка (пауза) и новый вдох. Паузы должны быть четкими и достаточно длительными.

          Значение паузы огромно: во время паузы человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить; во время паузы отдыхает речевой аппарат. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше. Паузы делают речь понятной и выразительной. Поэтому необходимо научить ребенка правильно соблюдать их в речи. Для этого используются разнообразные упражнения, игры, речевой материал, которые подбираются для каждого логопедического занятия в соответствии с целью, задачами, содержанием занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по развитию речи "Прятки на лесной полянке" с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки....

Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...

Конспект НОД с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи...

Конспекты индивидуальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксацион...

Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми....

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.Причины заикания бывают двух видов: ...