Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича» средняя группа
рабочая программа

1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича»

разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • СанПиН 2.4.1.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы

Программа имеет познавательную направленность и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – интеллектуальное развитие детей в условиях модернизации образования.

Актуальность программы

Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Эффективное развитие познавательных и  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Ведущая роль в интеллектуальной жизни дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая     предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы

 Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Работая по технологии развивающих игр В.Воскобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Новизна программы

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные игры Воскобовича» является то, что она имеет инновационный характер. Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

Программа призвана обеспечить преемственность между кружком и ДОУ.   Программа предполагает   гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.

Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая целесообразность программы

В основе программ лежит система постоянно усложняющихся развивающих игр и познавательных заданий. Особенностью программ является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей направлена на развитие умственных способностей и приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного образования. Распределение программного материала представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.

 

 

 

Отличительные особенности программы

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями –манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3. Универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.

Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению.

Цель программы: развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:
– Обучать  пониманию и  решению логических задач.

– Формировать умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

– Формировать такие умения, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. 

– Формировать устойчивый  интерес  у детей и родителей  к развивающим играм.

Развивающие:

– Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координацию действий «глаз – рука».
– Развивать математические  способности детей старшего дошкольного возраста.

– Развивать внимание, память, воображение, мышление.

– Развивать у детей навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.

Воспитательные:
–  Воспитывать  элементы коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

– Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
– Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – один год.

Уровень Программы: стартовый (ознакомительный)

Объем и срок реализации Программы:  34 академических часа, с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и имеет стартовый уровень. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, общее количество запланированных занятий – 34 занятия в год. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий организовывается с учетом рекомендуемого режима занятий, указанного в СанПиН 2.4.1.3648-20 для детей средней группы – 20 минут. Общее количество занятий – 34 в год.

 

2. Тематический план.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

 

Всего

Теория

Практика

1.

 

 

«Как мы оказались в необычном лесу»

1

0,5

0,5

Игровое занятие

2.

 

«Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

3.

 Коврограф «Ларчик»          «Осень в Фиолетовом лесу»

 

 

1

0,5

0,5

Игровое занятие

4.

«Квадрат Воскобовича.

Двухцветный»

Конструирование

геометрических фигур

1

0,5

0,5

Игровое занятие

5.

«Кораблик «Брызг-брызг». Количественный  счёт

1

0,5

0,5

Игровое занятие

6.

«Чудо соты».

Сложение предметов из частей по образцу

1

0,5

0,5

Игровое занятие

7.

«Прозрачный квадрат».

Конструирование квадрата.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

8.

«Ларчик».

Выкладывание на ковролине

1

0,5

0,5

Игровое занятие

9.

«Прозрачная цифра».

Конструирование цифры.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

10.

«Шнур - малыш».

Знакомство с приемом

закручивания вокруг.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

11.

«Математические корзинки - 5».

Количественный и порядковый счет.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

12.

«Кораблик брызг -брызг».

Определение

пространственных

отношений.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

13.

«Ларчик».

Чтение карточек - схем.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

14.

«Волшебная восьмерка».

Прямой и обратный счет.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

15.

«Чудо - крестики».

Восприятие цвета, формы, величины.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

16.

«Четырехцветный квадрат».

Сложение многоугольников по схемам.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

17.

«Ларчик».

Ориентировка в пространстве.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

18..

«Счетовозик».

Сравнение чисел первого

десятка.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

19

«Геоконт».

Конструирование предметных фигур по

образцу.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

20

«Ларчик».

Закрепление формы.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

21.

«Чудо - крестики».

Конструирование

предметных форм.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

22.

«Прозрачный квадрат».

Складывание квадрата из

треугольников.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

23.

«Кораблик брызг - брызг».

Знакомство с понятиями:

вертикаль, диагональ,

горизонталь.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

24.

«Прозрачная цифра».

Определение количества

недостающих полосок.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

25.

«Квадрат Воскобовича».

Самостоятельное

рассказывание сказки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

26.

«Чудо - соты».

Придумывание детьми

разных фигур.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

27.

«Счетовозик».

Количественный и порядковый счет .

1

0,5

0,5

Игровое занятие

28.

«Геоконт».

Строение паутинок.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

29.

«Логоформочки».

Классификация

логоформочек.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

30.

«Прозрачный квадрат».

Создание из пластинок

сюжетной картинки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

31.

«Геоконт»

Придумывание сказки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

32.

«Прозрачный квадрат».

Конструирование квадрата.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

33.

«Ларчик».

Выкладывание на ковролине

1

0,5

0,5

Игровое занятие

34.

«Чудо - цветик».

Выкладывание из

головоломки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

 

Итого:

34

18

18

 

 

2.1. Содержание Программы

Месяц

Тема

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

«Как мы оказались в необычном лесу»

Познакомить детей с необычным Фиолетовым лесом, некоторыми его сказочными областями и населяющими их персонажами, вызвать у детей интерес к необычной игровой обстановке и развивающим играм, развивать умение выбирать заданный цвет.

 

Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой

познакомить с именами гвоздиков;

 Коврограф «Ларчик»

«Осень в Фиолетовом лесу»

 

 

плетение из паутинок разных формы, многоугольников, назвать их; плетение фигур по замыслу и по образцу взрослого (паутина треугольной квадратной).

 

ОКТЯБРЬ

«Квадрат Воскобовича.

Двухцветный»

Конструирование

геометрических фигур

Развивать умение выкладывать квадрат,треугольник, прямоугольник с объяснением; знакомство с понятием «прямоугольник» и складывание других пятиугольников из игрового квадрата.

Превращение квадрата в конверт. Конверт

«закрылся». На какую геометрическую фигуру

похож «закрытый конверт»?

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Домик (фигура 1)

 

Составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек;

- ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

- развивать умение составлять фигуры по образцу и замыслу

 

«Найди лишние листочки»,

 «Кто больше собрал листочков?»

Развивать у детей внимание, мышление, речь; закреплять умение распределять листочки в круги по двум признакам – размер и цвет.

Закреплять знания детей о понятиях «больше», «меньше», умения использовать знаки > и <; закреплять умение определять, на сколько больше, на сколько меньше, находить способы уравнивания; учить детей сопереживать персонажам.

 

НОЯБРЬ

«Как ёж нашёл себе друзей».

  1. Закреплять умение определять направление движения (вправо, влево, вверх, вниз); обогащать словарный запас детей «вежливыми» словами.

 

  «Состав числа», 2. «Что изменилось?», 3. «Кто первый назовёт?».

  1. Закреплять навык количественного счёта; работать над составом числа; обогащать речь математическими терминами; развивать навыки пространственной ориентировки, память, внимание, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

 

«Как Малыш Гео увидел волшебный цветок»

 

Развивать умения называть геометрические фигуры,

сравнивать их по форме, конструировать квадрат из

двух других геометрических фигур путем

наложения пластинок друг на друга, составлять силуэт «цветок» по образцу, понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «над».

 

«Собери листья для ёжика»,. 

«Сосчитай деревья».

  1. Совершенствовать крупную моторику; развивать мышление, обучать классифицировать предметы с опорой на несколько признаков; воспитывать чувство сопереживания к ближнему.
  2. Развивать крупную моторику; развивать внимание; закреплять навыки количественного счёта.

 

«Как

 Медвеженок  и

Галчонок поссорились и

Помирились».

 

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (цвет и форма), решать задачи на

пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать фигуры «башмачок» и «самолет»

путем перемещения частей в пространстве

 

ДЕКАБРЬ

«Как  гусеница Фифа Лепила  снеговика»

 

Развивать умения выкладывать контур геометрических фигур заданной площади.

«Веселый счет»

Учить детей соотносить цифру с количеством, учить раскладывать число на два меньших.

«Как в Фиолетовом лесу выпал снег»

Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества частей, придумывать и конструировать разные силуэты, сортировать фигуры по форме.

«Мышкины прятки»

Учить детей ориентироваться в пространстве(справа, слева), учить удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и действовать сосредоточено.

ЯНВАРЬ

«У кого выше улетел шарик»

Закреплять у детей умение сравнивать по длине, использовать слова : длиннее-короче, выше-ниже, закреплять умение соотносить цвета друг с другом, независимо от места расположения.

«Вершки-корешки

Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно-корень или плоды на стебле)

«Освещаем лес фонариками»

Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творческую инициативу, умение рассуждать, познавательные способности; совершенствовать навыки количественного счета, формировать умение ориентироваться в плоскости

 

ФЕВРАЛЬ

 

«Следы»

Развивать зрительно-двигательную координацию, различные виды мышц рук, ног, спины, воображение; формировать умение выполнять поставленное задание; учить работать в команде.

«Ежик Фух-ты-фу»

Создать ситуацию волшебства и сказки через сказочный образ ежика и использование песенки, познакомить детей с исходной формой для лепки ежика-овоидом, учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежика, развивать мелкую моторику рук.

«Кто живет в лесу»

Совершенствовать двигательные навыки, развивать воображение, учить слышать инструкции взрослого

«Прятки»

Научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением, учить употреблять в речи предлог «между», развивать зрительное внимание, память.

МАРТ

«Кто где живет ?»

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий «животные», формировать понятие о классификации животных на диких и домашних.

«Сколько?»

Развивать у детей умение соотносить предмет с образом картинки, тренировать сообразительность, образное мышление, развивать умение конструировать по образцу

«Волшебные камешки »

Учить дифференцировать предметы по цвету, величине, развивать логическое мышление и пространственное мышление, внимание, память, умение рассуждать, воображение, творческую инициативу, познавательные способности, совершенствовать навыки количественного счета, формировать умение ориентироваться на плоскости

«Чудо - соты».

Придумывание детьми

разных фигур.

Дети придумывают фигуру, складывают её из

деталей головоломки, объясняют, из каких

геометрических фигур она состоит и сочиняют

рассказ.

АПРЕЛЬ

«Приключения в лесу»

Формировать пространственные представления и умения их озвучивать, расширять имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, учить высказывать свои суждения, делать умозаключения, совершенствовать память, внимание, стимулировать желание, проявлять чуткое отношение к сверстникам, учить быть справедливыми, уступать в случае необходимости

«Дом из геометрических фигур»

Развивать у детей умение соотносить предмет с образом картинки, тренировать сообразительность, образное мышление, развивать умение конструировать по образцу

Распустились листочки на деревьях

Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Формировать основные логические операции, развивать умение развивать предметы на группы, учить выполнять логические действия с числами, закреплять навыки счета до 5.

«Как буря потрепала Кораблик Плюх-Плюх»

Развивать умения находить флажки по признакам, отсчитывать нужное количество, складывать фигуру «лодочка2 путём перемещения частей в пространстве, придумывать и вышивать контур «рыбка», понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз»

МАЙ

«Геоконт»

Придумывание сказки.

Дети придумывают фигуры, делают их на

своём «Геоконте», а затем каждый по очереди

«загадывает» свою фигуру, называя её

координаты. Остальные дети конструируют

эту фигуру на «Геоконте».

«Составляем пейзаж»

Учить составлять целостное изображение из отдельных предметов, развивать пространственное представление, продолжать формировать понятия «в центре», «сверху», «справа», «слева»

«Кто где живет?»

Развивать у детей внимание, уточнять представление о месте обитания живых существ Фиолетового леса

«Волшебное дерево Фиолетового леса »

Учить рисовать дерево, передавать в рисунке его строение-ствол, ветки разной длины, формировать умение рисовать листву приемом вертикального мазка, , учить согласовывать величину изображения с размером бумаги.

 

 

3. Планируемые результаты.

К концу года дети 4-5 лет, занимающиеся по данной программе должны:

– освоить цифры и буквы, счёт,

– знать геометрические фигуры,

– уметь ориентироваться на плоскости;

– уметь концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

– уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять;

– у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

– хорошо развита мелкая моторика рук.

Применение предложенной программы и игр в учебно-воспитательной деятельности помогают не только сформировать у детей знания, умения, но, прежде всего, способствует творческому развитию личности ребенка. У детей развивается память, воображение, речь, логическое мышление.

Диагностика воспитанников проводится три раза в год – в начале (октябрь), в середине учебного года (январь),  и в конце обучения (май).

Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточный контроль – проводиться в середине учебного года, его цель – оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода).

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, чтобы выявить уровень полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в течение учебного года.

 

 

3.1. Форма аттестации (контроля)

Вид контроля

Время проведения

Цель проведения контроля

Формы и

средства

выявления

результата

Формы

фиксации и

предъявления

результата

Стартовый

 

Октябрь  

оценка исходного уровня знаний на первом году обучения в начале учебного года

опрос

 

мониторинг

Промежуточный

Январь

 

оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода).

 

наблюдение, опрос

мониторинг

 

Итоговый

 

Май 

 

оценка уровня достижений учащихся, заявленных в

образовательных программах, по окончанию всего курса

образовательной программы.

наблюдение, опрос

мониторинг

 

 

Уровни полученных знаний, умений и навыков определяются по разработанным критериям:

Владение приемами:

- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;

- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.

- умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок;

- умение составлять цифры от 0 до 9 по образцу и памяти.

Выполнение действий:

- по образцу;

- по словесной инструкции;

- по схеме.

Эмоционально – волевая сфера:

- самостоятельность выполнения;

- умение доводить начатое до конца;

- умение сотрудничать;

- знает и применяет правила безопасной работы.

1 балл – ребенок с заданием не справляется;

2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

От 1 до 3 - низкий уровень

От 4 до 6- средний уровень

От 7 до 9 – высокий уровень

Результаты первичного диагностического обследования воспитанников

Фамилия, имя ребёнка

Владение

приемами

Выполнение

действий

Эмоционально-

волевая сфера

Количество баллов, уровень

С

П

И

С

П

И

С

П

И

С

П

И

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методические материалы

Методы реализации программы.

Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесные (диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, сказка, уточнение, стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка, взаимооценка, саморефлексия); наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов); игровые (манипуляции с игровыми персонажами, фигурками; побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности); практические (манипуляция, превращение, складывание, выбор, показ, совместные действия, сравнение).

2) По характеру познавательной деятельности: репродуктивные (воспроизводящий); частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности: работа под непосредственным руководством

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия - занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Используемые технологии:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология модульного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология игровой деятельности;
  • здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебных занятий:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная игровая деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивная деятельность.

5. Развлечения

 

5. Организационно-педагогические условия реализации Программы

5.1 Календарный учебный график

 

Раздел

 

 

Наименование контрольных процедур

Сроки

Количество занятий

Раздел 1. «Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой»

Сентябрь

3

Диагностика

Раздел 2.

«Конструирование

геометрических фигур, счет».

Октябрь

4

 

Раздел 3. «Количественный и порядковый счет».

Ноябрь

4

 

 

 

Педагогическое наблюдение

Раздел 4.  «Количественный и порядковый счет».

Декабрь

4

Раздел 5. «Пространственные отношения, цвет, форма, величин.

Январь

4

Раздел 6. «Конструирование геометрических фигур»

Февраль

4

Раздел 7. Знакомство с понятиями:

вертикаль, диагональ,

горизонталь.

Март

4

Раздел 8.  «Закрепление количественного счета первого десятка»

 Апрель

4

Раздел 9. Закрепление геометрических фигур».

Май

3

Диагностика

Итого:

 

34

 

 

 

 

 

5.2 Материально-технические условия реализации Программы.

Помещение для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям –  просторное, хорошо освещенное, теплое, проветриваемое. Оно оснащено: детскими регулируемыми модульными столами и стульями, переносными магнитными мольбертами.

Для применения во время занятий ИКТ имеется ноутбук, проектор, колонки.

Средства обучения

Количество

% использования от продолжительности программы

Ноутбук

1

100%

Интерактивная доска

1

100%

Цифровые средства обучении: презентации

10

100%

 

 

Игровые комплекты, пособия, необходимые для работы:

  •  «Ларчик» и приложения к нему: разноцветные веревочки, «Забавные буквы»;
  • «Игровизор» и приложение к нему «Лабиринты букв»;
  •  «Конструктор-шнур»;
  • «Шнур-затейник»;
  •  «Знаковый конструктор»: « Конструктор букв»- 1,2,3.;
  • «Логоформочки»;
  •  «Прозрачный квадрат»;
  •  «Счетовозик»;
  • «Геоконт»;
  •  «Кораблик «Брызг-брызг»
  • «Чудо-соты»,
  • «Чудо-крестики»,
  • «Четырёхцветный квадрат»,
  •  «Волшебная восьмёрка»

Игровой комплект «Тысячеслов»:

  • Пособие «Складушки»;
  •  Пособие «Теремки»;
  • «Читайка 1-2»;
  •  «Копилка букв»

Информационно-методические условия:

  • методические разработки занятий;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактический наглядно-иллюстративный материал по каждой теме;
  • электронные образовательные ресурсы;
  •  диск с записями «Складушки Воскобовича»

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим и раздаточным материалом. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала.

Использование в работе ИКТ позволяет сделать занятие еще более привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи. Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала.

Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учиться, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

 

6. Кадровое обеспечение реализации Программы.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности реализуется воспитателем старшей группы №7, Личиевой Дианой Вахеавной, имеющей педагогическое среднее профессиональное образование.

 

 

7. Список литературы:

 

1. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И., «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.

2. Воскобович В.В., «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.

3. Воскобович В.В., «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.

4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.

5. Пяткова Л.П., Стальбовская О.А. «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости».Издательство «Учитель»2013 г.

6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С., 2012

7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В.Воскобовича.

8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.

 

Интернет – ресурсы

http://www.umka.by/methods/voskobovich.html#igri

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_no9_2023-2024.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Колокольчик» города Когалыма

Принята на заседании

педагогического совета

МАДОУ «Колокольчик»

Протокол от «   »      20    г. №

        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ «Колокольчик»

_________________________Радькиной С.А.

Приказ от «  »        20    г. №

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебные игры Воскобовича»

направленность: познавательная

Уровень: стартовый (ознакомительный)

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

     

Составитель: Личиева Динара Вахаевна

воспитатель

г. Когалым, 2023 г.

Содержание

1.  Пояснительная записка        3

2. Тематический план.        6

2.1. Содержание Программы        8

3. Планируемые результаты.        12

3.1. Форма аттестации (контроля)        12

4. Методические материалы        14

5. Организационно-педагогические условия реализации Программы        15

5.1 Календарный учебный график        15

5.2 Материально-технические условия реализации Программы.        16

6. Кадровое обеспечение реализации Программы.        17

7. Список литературы:        18

1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича»

разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  • федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • СанПиН 2.4.1.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы

Программа имеет познавательную направленность и отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – интеллектуальное развитие детей в условиях модернизации образования.

Актуальность программы

Обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Эффективное развитие познавательных и  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Ведущая роль в интеллектуальной жизни дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая     предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы

 Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Работая по технологии развивающих игр В.Воскобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Новизна программы

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные игры Воскобовича» является то, что она имеет инновационный характер. Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

Программа призвана обеспечить преемственность между кружком и ДОУ.   Программа предполагает   гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.

Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая целесообразность программы

В основе программ лежит система постоянно усложняющихся развивающих игр и познавательных заданий. Особенностью программ является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей направлена на развитие умственных способностей и приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного образования. Распределение программного материала представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.

Отличительные особенности программы

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями –манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3. Универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.

Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению.

Цель программы: развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: 
– Обучать  пониманию и  решению логических задач.

Формировать умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

Формировать такие умения, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  

Формировать устойчивый  интерес  у детей и родителей  к развивающим играм.

Развивающие:

 Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координацию действий «глаз – рука».
Развивать математические  способности детей старшего дошкольного возраста.

– Развивать внимание, память, воображение, мышление.

– Развивать у детей навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.

Воспитательные:
–  Воспитывать  элементы коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

– Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
– Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – один год.

Уровень Программы: стартовый (ознакомительный)

Объем и срок реализации Программы:  34 академических часа, с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и имеет стартовый уровень. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, общее количество запланированных занятий – 34 занятия в год. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий организовывается с учетом рекомендуемого режима занятий, указанного в СанПиН 2.4.1.3648-20 для детей средней группы – 20 минут. Общее количество занятий – 34 в год.

2. Тематический план.

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Как мы оказались в необычном лесу»

1

0,5

0,5

Игровое занятие

2.

«Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

3.

 Коврограф «Ларчик»          «Осень в Фиолетовом лесу»

 

1

0,5

0,5

Игровое занятие

4.

«Квадрат Воскобовича.

Двухцветный»

Конструирование

геометрических фигур

1

0,5

0,5

Игровое занятие

5.

«Кораблик «Брызг-брызг». Количественный  счёт

1

0,5

0,5

Игровое занятие

6.

«Чудо соты».

Сложение предметов из частей по образцу

1

0,5

0,5

Игровое занятие

7.

«Прозрачный квадрат».

Конструирование квадрата.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

8.

«Ларчик».

Выкладывание на ковролине

1

0,5

0,5

Игровое занятие

9.

«Прозрачная цифра».

Конструирование цифры.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

10.

«Шнур - малыш».

Знакомство с приемом

закручивания вокруг.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

11.

«Математические корзинки - 5».

Количественный и порядковый счет.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

12.

«Кораблик брызг -брызг».

Определение

пространственных

отношений.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

13.

«Ларчик».

Чтение карточек - схем.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

14.

«Волшебная восьмерка».

Прямой и обратный счет.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

15.

«Чудо - крестики».

Восприятие цвета, формы, величины.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

16.

«Четырехцветный квадрат».

Сложение многоугольников по схемам.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

17.

«Ларчик».

Ориентировка в пространстве.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

18..

«Счетовозик».

Сравнение чисел первого

десятка.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

19

«Геоконт».

Конструирование предметных фигур по

образцу.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

20

«Ларчик».

Закрепление формы.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

21.

«Чудо - крестики».

Конструирование

предметных форм.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

22.

«Прозрачный квадрат».

Складывание квадрата из

треугольников.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

23.

«Кораблик брызг - брызг».

Знакомство с понятиями:

вертикаль, диагональ,

горизонталь.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

24.

«Прозрачная цифра».

Определение количества

недостающих полосок.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

25.

«Квадрат Воскобовича».

Самостоятельное

рассказывание сказки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

26.

«Чудо - соты».

Придумывание детьми

разных фигур.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

27.

«Счетовозик».

Количественный и порядковый счет .

1

0,5

0,5

Игровое занятие

28.

«Геоконт».

Строение паутинок.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

29.

«Логоформочки».

Классификация

логоформочек.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

30.

«Прозрачный квадрат».

Создание из пластинок

сюжетной картинки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

31.

«Геоконт»

Придумывание сказки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

32.

«Прозрачный квадрат».

Конструирование квадрата.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

33.

«Ларчик».

Выкладывание на ковролине

1

0,5

0,5

Игровое занятие

34.

«Чудо - цветик».

Выкладывание из

головоломки.

1

0,5

0,5

Игровое занятие

Итого:

34

18

18

2.1. Содержание Программы

Месяц

Тема

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

«Как мы оказались в необычном лесу»

Познакомить детей с необычным Фиолетовым лесом, некоторыми его сказочными областями и населяющими их персонажами, вызвать у детей интерес к необычной игровой обстановке и развивающим играм, развивать умение выбирать заданный цвет.

Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой

познакомить с именами гвоздиков;

 Коврограф «Ларчик»

«Осень в Фиолетовом лесу»

 

плетение из паутинок разных формы, многоугольников, назвать их; плетение фигур по замыслу и по образцу взрослого (паутина треугольной квадратной).

ОКТЯБРЬ

«Квадрат Воскобовича.

Двухцветный»

Конструирование

геометрических фигур

Развивать умение выкладывать квадрат,треугольник, прямоугольник с объяснением; знакомство с понятием «прямоугольник» и складывание других пятиугольников из игрового квадрата.

Превращение квадрата в конверт. Конверт

«закрылся». На какую геометрическую фигуру

похож «закрытый конверт»?

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Домик (фигура 1)

Составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек;

- ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

- развивать умение составлять фигуры по образцу и замыслу

«Найди лишние листочки»,

 «Кто больше собрал листочков?»

Развивать у детей внимание, мышление, речь; закреплять умение распределять листочки в круги по двум признакам – размер и цвет.

Закреплять знания детей о понятиях «больше», «меньше», умения использовать знаки > и <; закреплять умение определять, на сколько больше, на сколько меньше, находить способы уравнивания; учить детей сопереживать персонажам.

НОЯБРЬ

«Как ёж нашёл себе друзей».

  1. Закреплять умение определять направление движения (вправо, влево, вверх, вниз); обогащать словарный запас детей «вежливыми» словами.

  «Состав числа», 2. «Что изменилось?», 3. «Кто первый назовёт?».

  1. Закреплять навык количественного счёта; работать над составом числа; обогащать речь математическими терминами; развивать навыки пространственной ориентировки, память, внимание, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Как Малыш Гео увидел волшебный цветок»

Развивать умения называть геометрические фигуры,

сравнивать их по форме, конструировать квадрат из

двух других геометрических фигур путем

наложения пластинок друг на друга, составлять силуэт «цветок» по образцу, понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «над».

«Собери листья для ёжика»,.  

«Сосчитай деревья».

  1. Совершенствовать крупную моторику; развивать мышление, обучать классифицировать предметы с опорой на несколько признаков; воспитывать чувство сопереживания к ближнему.
  2. Развивать крупную моторику; развивать внимание; закреплять навыки количественного счёта.

«Как

 Медвеженок  и

Галчонок поссорились и

Помирились».

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (цвет и форма), решать задачи на

пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать фигуры «башмачок» и «самолет»

путем перемещения частей в пространстве

ДЕКАБРЬ

«Как  гусеница Фифа Лепила  снеговика»

Развивать умения выкладывать контур геометрических фигур заданной площади.

«Веселый счет»

Учить детей соотносить цифру с количеством, учить раскладывать число на два меньших.

«Как в Фиолетовом лесу выпал снег»

Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества частей, придумывать и конструировать разные силуэты, сортировать фигуры по форме.

«Мышкины прятки»

Учить детей ориентироваться в пространстве(справа, слева), учить удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и действовать сосредоточено.

ЯНВАРЬ

«У кого выше улетел шарик»

Закреплять у детей умение сравнивать по длине, использовать слова : длиннее-короче, выше-ниже, закреплять умение соотносить цвета друг с другом, независимо от места расположения.

«Вершки-корешки

Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно-корень или плоды на стебле)

«Освещаем лес фонариками»

Развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творческую инициативу, умение рассуждать, познавательные способности; совершенствовать навыки количественного счета, формировать умение ориентироваться в плоскости

ФЕВРАЛЬ

«Следы»

Развивать зрительно-двигательную координацию, различные виды мышц рук, ног, спины, воображение; формировать умение выполнять поставленное задание; учить работать в команде.

«Ежик Фух-ты-фу»

Создать ситуацию волшебства и сказки через сказочный образ ежика и использование песенки, познакомить детей с исходной формой для лепки ежика-овоидом, учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежика, развивать мелкую моторику рук.

«Кто живет в лесу»

Совершенствовать двигательные навыки, развивать воображение, учить слышать инструкции взрослого

«Прятки»

Научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением, учить употреблять в речи предлог «между», развивать зрительное внимание, память.

МАРТ

«Кто где живет ?»

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий «животные», формировать понятие о классификации животных на диких и домашних.

«Сколько?»

Развивать у детей умение соотносить предмет с образом картинки, тренировать сообразительность, образное мышление, развивать умение конструировать по образцу

«Волшебные камешки »

Учить дифференцировать предметы по цвету, величине, развивать логическое мышление и пространственное мышление, внимание, память, умение рассуждать, воображение, творческую инициативу, познавательные способности, совершенствовать навыки количественного счета, формировать умение ориентироваться на плоскости

«Чудо - соты».

Придумывание детьми

разных фигур.

Дети придумывают фигуру, складывают её из

деталей головоломки, объясняют, из каких

геометрических фигур она состоит и сочиняют

рассказ.

АПРЕЛЬ

«Приключения в лесу»

Формировать пространственные представления и умения их озвучивать, расширять имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, учить высказывать свои суждения, делать умозаключения, совершенствовать память, внимание, стимулировать желание, проявлять чуткое отношение к сверстникам, учить быть справедливыми, уступать в случае необходимости

«Дом из геометрических фигур»

Развивать у детей умение соотносить предмет с образом картинки, тренировать сообразительность, образное мышление, развивать умение конструировать по образцу

Распустились листочки на деревьях

Развивать у детей способность анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Формировать основные логические операции, развивать умение развивать предметы на группы, учить выполнять логические действия с числами, закреплять навыки счета до 5.

«Как буря потрепала Кораблик Плюх-Плюх»

Развивать умения находить флажки по признакам, отсчитывать нужное количество, складывать фигуру «лодочка2 путём перемещения частей в пространстве, придумывать и вышивать контур «рыбка», понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз»

МАЙ

«Геоконт»

Придумывание сказки.

Дети придумывают фигуры, делают их на

своём «Геоконте», а затем каждый по очереди

«загадывает» свою фигуру, называя её

координаты. Остальные дети конструируют

эту фигуру на «Геоконте».

«Составляем пейзаж»

Учить составлять целостное изображение из отдельных предметов, развивать пространственное представление, продолжать формировать понятия «в центре», «сверху», «справа», «слева»

«Кто где живет?»

Развивать у детей внимание, уточнять представление о месте обитания живых существ Фиолетового леса

«Волшебное дерево Фиолетового леса »

Учить рисовать дерево, передавать в рисунке его строение-ствол, ветки разной длины, формировать умение рисовать листву приемом вертикального мазка, , учить согласовывать величину изображения с размером бумаги.

3. Планируемые результаты.

К концу года дети 4-5 лет, занимающиеся по данной программе должны:

– освоить цифры и буквы, счёт,

– знать геометрические фигуры,

– уметь ориентироваться на плоскости;

– уметь концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

– уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять;

– у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

– хорошо развита мелкая моторика рук.

Применение предложенной программы и игр в учебно-воспитательной деятельности помогают не только сформировать у детей знания, умения, но, прежде всего, способствует творческому развитию личности ребенка. У детей развивается память, воображение, речь, логическое мышление.

Диагностика воспитанников проводится три раза в год – в начале (октябрь), в середине учебного года (январь),  и в конце обучения (май).

Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточный контроль – проводиться в середине учебного года, его цель – оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода).

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, чтобы выявить уровень полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в течение учебного года.

3.1. Форма аттестации (контроля)

Вид контроля

Время проведения

Цель проведения контроля

Формы и

средства

выявления

результата

Формы

фиксации и

предъявления

результата

Стартовый

Октябрь  

оценка исходного уровня знаний на первом году обучения в начале учебного года

опрос

мониторинг

Промежуточный

Январь

оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугода).

наблюдение, опрос

мониторинг

Итоговый

Май  

оценка уровня достижений учащихся, заявленных в

образовательных программах, по окончанию всего курса

образовательной программы.

наблюдение, опрос

мониторинг

Уровни полученных знаний, умений и навыков определяются по разработанным критериям:

Владение приемами:

- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;

- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.

- умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок;

- умение составлять цифры от 0 до 9 по образцу и памяти.

Выполнение действий:

- по образцу;

- по словесной инструкции;

- по схеме.

Эмоционально – волевая сфера:

- самостоятельность выполнения;

- умение доводить начатое до конца;

- умение сотрудничать;

- знает и применяет правила безопасной работы. 

1 балл – ребенок с заданием не справляется;

2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

От 1 до 3 - низкий уровень

От 4 до 6- средний уровень

От 7 до 9 – высокий уровень

Результаты первичного диагностического обследования воспитанников

Фамилия, имя ребёнка

Владение

приемами

Выполнение

действий

Эмоционально-

волевая сфера

Количество баллов, уровень

С

П

И

С

П

И

С

П

И

С

П

И

1.

2.

3.

4.

4. Методические материалы

Методы реализации программы.

Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесные (диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, сказка, уточнение, стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка, взаимооценка, саморефлексия); наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов); игровые (манипуляции с игровыми персонажами, фигурками; побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности); практические (манипуляция, превращение, складывание, выбор, показ, совместные действия, сравнение).

2) По характеру познавательной деятельности: репродуктивные (воспроизводящий); частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности: работа под непосредственным руководством

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия - занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Используемые технологии:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология модульного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология игровой деятельности;
  • здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебных занятий:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная игровая деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивная деятельность.

5. Развлечения 

5. Организационно-педагогические условия реализации Программы

5.1 Календарный учебный график

Раздел

Наименование контрольных процедур

Сроки

Количество занятий

Раздел 1. «Геоконт».

Знакомство с игрой-сказкой»

Сентябрь

3

Диагностика

Раздел 2.

«Конструирование

геометрических фигур, счет».

Октябрь

4

Раздел 3. «Количественный и порядковый счет».

Ноябрь

4

Педагогическое наблюдение

Раздел 4.  «Количественный и порядковый счет».

Декабрь

4

Раздел 5. «Пространственные отношения, цвет, форма, величин.

Январь

4

Раздел 6. «Конструирование геометрических фигур»

Февраль

4

Раздел 7. Знакомство с понятиями:

вертикаль, диагональ,

горизонталь.

Март

4

Раздел 8.  «Закрепление количественного счета первого десятка»

 Апрель

4

Раздел 9. Закрепление геометрических фигур».

Май

3

Диагностика

Итого:

34

5.2 Материально-технические условия реализации Программы.

Помещение для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям –  просторное, хорошо освещенное, теплое, проветриваемое. Оно оснащено: детскими регулируемыми модульными столами и стульями, переносными магнитными мольбертами.

Для применения во время занятий ИКТ имеется ноутбук, проектор, колонки.

Средства обучения

Количество

% использования от продолжительности программы

Ноутбук

1

100%

Интерактивная доска

1

100%

Цифровые средства обучении: презентации

10

100%

Игровые комплекты, пособия, необходимые для работы:

  •  «Ларчик» и приложения к нему: разноцветные веревочки, «Забавные буквы»;
  • «Игровизор» и приложение к нему «Лабиринты букв»;
  •  «Конструктор-шнур»;
  • «Шнур-затейник»;
  •  «Знаковый конструктор»: « Конструктор букв»- 1,2,3.;
  • «Логоформочки»;
  •  «Прозрачный квадрат»;
  •  «Счетовозик»;
  • «Геоконт»;
  •  «Кораблик «Брызг-брызг»
  • «Чудо-соты»,
  • «Чудо-крестики»,
  • «Четырёхцветный квадрат»,
  •  «Волшебная восьмёрка»

Игровой комплект «Тысячеслов»:

  • Пособие «Складушки»;
  •  Пособие «Теремки»;
  • «Читайка 1-2»;
  •  «Копилка букв»

Информационно-методические условия:

  • методические разработки занятий;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактический наглядно-иллюстративный материал по каждой теме;
  • электронные образовательные ресурсы;
  •  диск с записями «Складушки Воскобовича»

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим и раздаточным материалом. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала.

Использование в работе ИКТ позволяет сделать занятие еще более привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи. Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала.

Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учиться, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

  1. 6. Кадровое обеспечение реализации Программы.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности реализуется воспитателем старшей группы №7, Личиевой Дианой Вахеавной, имеющей педагогическое среднее профессиональное образование.

7. Список литературы:

1. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И., «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.

2. Воскобович В.В., «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.

3. Воскобович В.В., «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.

4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.

5. Пяткова Л.П., Стальбовская О.А. «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости».Издательство «Учитель»2013 г.

6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С., 2012

7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В.Воскобовича.

8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.

Интернет – ресурсы

http://www.umka.by/methods/voskobovich.html#igri


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»   (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...