«Игровая деятельность как средство формирования навыков безопасного поведения в условиях современного социума сюжетно ролевые игры»
консультация

Пугачева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Администрации Городского округа

Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Игровая деятельность как средство формирования навыков безопасного поведения в условиях современного социума: сюжетно ролевые игры»

Семинар практикум

                                                       

  Составила и прочитала:

Воспитатель : Пугачева Е.В.

МОУСОШ 22 ( дошкольное отделение)

Ноябрь   2020

Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

В нынешнее время вопрос безопасности жизнедеятельности детей является очень актуальным. Эта проблема связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция, на опасные ситуации, которые свойственны взрослым.

Задача воспитателя – сформировать у ребенка систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека, так чтобы он усвоил практические навыки охраны жизни и здоровья. Это научит ребенка находить выход из опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Родители стремятся обеспечить своим детям счастливое и интересное детство. Но наш современный и неспокойный мир таит в себе много опасностей: ядовитые и токсичные вещества, лекарственные препараты, бытовая техника, электрические приборы, дорожное движение, растительный и животный мир, пожарная обстановка, контакты с незнакомыми людьми, терроризм и т.д. Даже в помещении детского сада, на игровой или спортивной площадке при неумелом поведении, ребёнок может сам нанести вред своему здоровью. Любознательность и активность малышей может привести к большой беде.

ФГОС дошкольного образования подтверждает важность обучения детей навыкам безопасности жизнедеятельности. Сегодня этот вопрос входит в систему образовательной области «социально-коммуникативное развитие» и является его немаловажной составляющей.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить. А.М.Горький

Более эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста, по формированию основ безопасности жизнедеятельности – сюжетно – ролевая игра.

Детская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. В детсадовской жизни ребёнка особое место занимают сюжетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевые игры помогают преодолевать замкнутость и застенчивость, развивать логику, мышление, а попав в сложную придуманную ситуацию, самостоятельно находить выход. В игре происходит моделирование различных житейских событий, и ребёнок незаметно приобретает жизненный опыт. С помощью сюжетно – ролевой игры можно ненавязчиво объяснить ребенку  как избегать и не попадать в трудные ситуации, а также как правильно себя вести и что делать, чтобы избежать негативных последствий. Ведь в игре всё «понарошку» и ребёнок не боится воображаемой опасности и гордится тем, что у него получается найти выход из трудного положения. А в случае неудачи всегда есть шанс переиграть воображаемую историю и сделать всё правильно.

Сюжетно-ролевая игра позволяет «проиграть» опасные жизненные ситуации и в то же время охватить несколько основных аспектов:

  • Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию.
  • Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая о безопасности.
  • Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.

  • Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью ознакомления детей с социальной значимостью профессии, системой присущих им действий (например, инспектор ГИБДД):
  • демонстрация способов профессиональных действий одного взрослого относительно другого взрослого;
  • показ способов профессиональных действий взрослого, направленных, на какой либо предмет.
  • Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей с целью обучения детей принятию игровой роли:
  • побуждение ребенка принять роль взрослого через создание проблемной ситуации;
  • поощрение детей, которые уже обозначили свои роли атрибутами, но еще не готовы выполнять соответствующие игровые действия;
  • эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.
  • Принятие взрослым параллельной роли с целью обогащения ролевого поведения (например, пожарный).
  • Введение в игру ребенка новых атрибутов (копий реальных предметов, предметов заместителей) с целью обогащения его ролевого поведения:
  • рассказ воспитателя «О том, как я играла в детстве»;
  • предложение новых атрибутов непосредственно во время игры;
  • принятие воспитателем главной роли в игре на себя.
  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно, которая будет способствовать появлению у ребенка желания играть вместе с другими детьми.

О каких правилах безопасности можно поиграть с детьми:

     

       I  «Безопасность в доме»

Закрепить правила безопасного поведения:

- пользования горячей водой;

- лекарственными препаратами и бытовой химией;

- в ситуации с нахождением на балконе и с открытым окном;

-с незнакомыми людьми, если они звонят в дверь, звонят по телефону;

Закрепить:

- правила пожарной безопасности;

- правила обращения с электроприборами;

-правила пользования лифтом.

II «Транспорт».

Учить:

- называть некоторые дорожные знаки (пешеходный переход, пункт медицинской помощи, телефон);

- правилам безопасного поведения на железнодорожных путях;

- правилам пользования общественным транспортом (опасно бежать через дорогу, всегда уступать место пассажирам с маленькими детьми, пожилым и больным людям и т. д.).

- правилам поведения во дворе (играть только в специально отведенных местах, помнить о том, что во дворе тоже ездят машины).

Воспитывать осторожность, осмотрительность в отсутствии близких взрослых.

III Опасности в природе»

Закрепить правила безопасного поведения с животными:

- опасно кричать и угрожать палкой бездомным собакам;

- опасно гладить без разрешения хозяина собаку или кошку;

Закрепить правила безопасного поведения на воде во время купания летом, на льду – зимой.

Закрепить правила безопасности при сборе грибов и ягод.

IV «Опасности в социуме».

Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с:

- незнакомыми людьми, уметь вежливо отказаться от угощения, предложенного чужим человеком, или пойти с ним куда-либо.

Закрепить умение позвать на помощь.

Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с незнакомыми предметами вне дома (опасно заглядывать, а тем более брать с собой оставленные кем- то сумки, пакеты, игрушки).

Закрепить правила поведения в ситуации, если ты потерялся.

Закрепить названия телефонов специальных служб (02, 03, 01, 04).

Примеры сюжетно-ролевых игр:

  • Сюжетно ролевые игры: «Мы - пожарные»

Предварительная работа: беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар», рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).

  • Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде, беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т. д.) ,предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т. д., телефон, набор игрушек «Мы – пожарные», игровой уголок, обустроенный детской и кукольной мебелью.

  • Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения «Улица»

Цель: развивать умение двигаться в заданном темпе и направлении, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию дорожного движения. Закреплять знания о дорожных знаках и их назначении, о сигналах светофора, поведении на улице. Знакомить с работой регулировщика дорожного движения. Воспитывать навыки коллективной игры.

Оборудование: игровая площадка на участке детского сада, нагрудные машины (игрушки) – наземный транспорт, рули, светофор, дорожные знаки, жезл.

  • Сюжетно-ролевая театрализованная игра по обучению противопожарной безопасности «Спички детям не игрушка!»

Цель: формирование у детей ответственного отношения к противопожарной безопасности. Закрепление знаний правил противопожарной безопасности; в игровой форме показать к чему приводит беспечность игры со спичками; развивать игровые навыки и театрализованные способности.

Оборудование: театральные маски 2 лесных животных, костюм огня и пожарного; бутафорские спички, костёр и огнетушитель, телефон.

  • Сюжетно ролевая игра. “Незнакомец”

Цель:

- помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

- научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей мл. школьного возраста);

- сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения

“кричать, бежать, рассказывать” (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

- познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1.На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации“Незнакомец”:

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.         Рафикова Э.Т.,...

«Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка»

Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализац...