Выступление на педсовете "Результат работы по развитию критического мышления дошкольников"
статья (младшая группа)

Пруткова Ирина Викторовна

Выступление на педсовете "Результат работы по развитию критического мышления дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты работы по развитию критического мышления дошкольников среднего возраста (группа Радужная , группа Ромашковая). 2019 г, ноябрь-декабрь


Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к познавательной деятельности? Как вовлечь дошкольников в образовательный процесс?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый педагог. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к познавательно-исследовательсокй деятельности.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

        Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Я пришла к выводу, что технология критического мышления очень актуальна, ее применение позволяет оживить образовательную деятельность, сделать увлекательным и эмоциональным весь процесс.

Данная технология предполагает использование в образовательной деятельности  трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Приёмы развития критического мышления:

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей и многое другое

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Для оценивания результативности работы по РКМ были подобраны соответствующие  методики.

Изучалось:

  • умение исключать лишнее;
  • словесно – логическое мышление;
  • умение обобщать;
  • умение анализировать.

Уровень развития мышления определялся в баллах:
высокий- 90 и более баллов;
возрастная норма-70-89 баллов;
приближен к норме- 50-69 баллов;
низкий- 30-49 баллов.

Результаты исследования обучающихся:

Гр.Ромашковая
Уровень развития на начало  года          Конец 1 полугодия

Высокий 7,5 %                                                  9, 5%

средний    30%                                                    45%

Низкий 62  %                                                     45 %

Гр.Радужная

Уровень развития на начало  года          Конец 1 полугодия

Высокий   6       %                                                  8%

средний    46%                                                    50%

Низкий 44  %                                                     42 %

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные,но  показывают, что использование технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность дошкольников.
  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;
  • активизируют деятельность дошкольников на занятиях
  • формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Подведем итоги второй главы:у детей среднего возраста,в  группах Радужная и Ромашковая, была проведена работа по формированию критического мышления дошкольников.

Был выявлен первоначальный уровень сформированности критического мышления. Полученные результаты показали достаточно низкий  и средний уровень в обеих группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Материал для семинара-практикума "Технология развития критического мышления дошкольников"

laquo;Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».Д. Халперн...

«Технология развития критического мышления дошкольников». Прием « Таблица ЗХУ»

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является р...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Со...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...