ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».
статья (старшая группа)

Табалина Ольга Алексеевна

 

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».

Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Современному педагогу в этом помогают разнообразные методики и технологии. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность.

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления.

Что же такое «критическое мышление»? Критическое мышление это: открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Именно таким мышлением должен обладать современный человек. умение принимать взвешенные решения; работать с информацией; выделять главное и второстепенное; анализировать различные стороны явлений.

Изучая просторы интернета, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется «Кубик Блума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tabalina_olga_alekseevna_statya_kubik_bluma.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Табалина Ольга Алексеевна

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Капелька»

с. Красное

 РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

«КУБИКА БЛУМА».

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».

Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Современному педагогу в этом помогают разнообразные методики и технологии. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность.

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления.

Что же такое «критическое мышление»? Критическое мышление это: открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Именно таким мышлением должен обладать современный человек. умение принимать взвешенные решения; работать с информацией; выделять главное и второстепенное; анализировать различные стороны явлений.

Изучая просторы интернета, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется «Кубик Блума».

Как же использовать «Кубика Блума»?

1. Для этого нужен обычный бумажный куб, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай.

2. Определяется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет задавать вопросы самого разного характера. Педагог или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какой вопрос нужно задать. Удобнее ориентироваться по вопросу  на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Я хочу вас познакомить с методикой работы на практике. Для этого я выбрала кубик по теме «Профессии».

Вопрос на грани «Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например: Назовите: какие вы знаете профессии?

Ответы на этот вопрос можно разнообразить заданиями, они то и помогут проверить самые общие знания по теме. Назови предметы, которые нужны людям этой профессии.

Вопрос на грани «Почему». Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему люди получают профессию? Почему бывают разные профессии?

Вопрос на грани «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Например: Объясни, что значит выражение: «работать по призванию?»

Вопрос на грани «Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, какая профессия самая важная?

Вопрос на грани «Придумай». Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что было бы, если бы люди не получали профессий. Придумай новую профессию.

Вопрос на грани «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Например: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Почему я выбрала этот прием? Мне кажется, что данный прием хорошо подходит для детей дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, что в этом возрасте очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно отметить, что они столкнулись с трудностями, когда нужно было самим придумывать вопросы. Так же им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу. Поэтому я использую этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания. Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены картинки, которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. 

Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены картинки, которые помогают запомнить вопрос на грани кубика.

Например, с детьми проводилась работа по теме «Фрукты». Всю неделю мы знакомились с различной информацией по этой теме. Рассматривали иллюстрации, играли в дидактические игры, читали книги о фруктах, просматривали видео о том, какие фруктовые сады растут в нашей местности, рисовали.

Дети живо, с интересом и фантазией придумывали новые названия фруктов, фруктовых деревьев. Закрепили знания о здоровом образе жизни, в каких фруктах и какие имеются полезные для здоровья витамины. Вспомнили правила приема в пищу фруктов. Повара провели мастер-класс по нарезке  и приготовлению фруктового салата. Сами приготовили вкусный фруктовый салат, соблюдая технику безопасности. И самым интересным было угощение салатом всех детей.

Как закрепление этой темы я использовала «Кубик Блума». На гранях было написано: назови, какие фрукты ты знаешь. Придумай какое блюдо можно приготовить из фруктов. Объясни, когда собирают фрукты и где. Почему необходимо есть фрукты. Поделись, какие фруктовые деревья ты знаешь, и как за ними ухаживают. Предложи новый вид фрукта. Детям было легко и быстро отвечать на эти вопросы, используя личный опыт и полученные знания, применяя свою фантазию.

Особенно эффективно «Кубик Блума» можно использовать в работе по автоматизации различных звуков в пересказах. Как часть занятия мы играем с веселым кубом, который дает детям задания по содержанию рассказа. Эти задания развивают у ребят умение логически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, высказывать личное мнение по проблеме рассказа и соотносить с мнением других ребят.

Хочется еще раз напомнить, что новые технологии - это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, методам и приемам работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использовании «Кубика Блума». Педагогу необходимо подготовить несколько вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно предложить куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем детям.

Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв на презентацию опыта работы "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности".

Презентация опыта работы проходила в рамках единого методического дня "Инновационные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста" ( в рамках реализации инициативного про...

Опыт работы "Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии".

В опыте раскрыта технология развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии....

Сообщение из опыта работы "Развитие творческого мышления дошкольников с использованием кругов Луллия"

В сообщении делюсь опытом, какие игры с использованием Кругов Луллия можно провести в свободную деятельность и на занятиях для развития творческого мышления дошкольников....

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...