Конспект занятия "Игрушки из русской избушки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Остапенко Олеся Виталиевна

Работа по линии патриотического воспитания через игрушки наших предков. Познакомить с видами игрушек, из чего были сделаны и перевести в роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  «Игрушки из русской избушки»

Тип занятия: информационно- практико-ориентированное

Формы организации:  совместная деятельность педагога с детьми.
 Методы и приёмы: Игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие

Участники: дети старшей  (подготовительной) группы.

Возраст: 6-7 лет

Продолжительность: 20 минут.

Цель:

 нравственно-патриотическое  воспитание и приобщение детей к истокам своей культуры 

Задачи:

- воспитательные: воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей, вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки; повышение интереса детей к русскому народному творчеству;

- образовательные: дать представления о народной игрушке; формировать эстетические отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность; приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве; создание творческого продукта (народной игрушки); пробудить познавательный интерес у детей к истории, акультуре своего народа; приобщать к традициям нашего народа;

- развивающие:  способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку;

Оборудование:

 русские народные игрушки из разных материалов, заготовки силуэтов петушка и кота из гипса, картинки с видами материалов ( со скретч-слоем), кокошники и кепки, буханка ржаного  хлеба с солонкой, расписные полотенца, теневой театр, силуэты игрушек на палочке, русские народные сказки ( где герой- петушок), запись русской народной танцевальной.

1. Вводная часть

- Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Милости прошу в прошлое русской народной игрушки! (надевают головные уборы)

- Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции(достается  хлеб-соль)По традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.(вручаем хлеб-соль)

2. Основная часть

- Раньше игрушек было мало, поэтому люди делали их своими руками  и называли мастера их ласково:

Д/И «Назови ласково»

Не лошадь, а... лошадка

Не утка, а... уточка

Не курица, а... курочка

Не собака, а... собачка

Не петух, а... петушок

Не козел, а... козлик

- Из чего делали  игрушки раньше?

Д/И «Образуй в прилагательное» (из дерева- значит они какие? глиняные;  солома, глина…)

 А вот  какие игрушки можно сделать из данного материала мы сейчас узнаем поиграя?

Игра «Со скретч картинками» ( изображен материал и внизу игрушки, которые могут сделать)(Иллюстрации: солома, глина, дерево- материал).

- Найдите игрушки из этого материала на нашей выставке. (ищут игрушки)

(Глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная, нитей, крупы, лечебных трав…)

-Сколько изображено игрушек на картинке, которые  можно сделать из глины, сосчитай?...Д/И «Сосчитай правильно»

- А теперь угадайте  игрушку , которую покажут в «Театре теней»

(показываются тени –силуэтов игрушек в теневом  театре)

- А какими игрушками играли мальчики, а какими девочки, как вы думаете?

- А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру  П/И«Бубенцы». (включается запись русской народной плясовой)

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. Одному ребенку завязывают глаза, дети двигаются  по кругу говоря слова игры. Воспитатель передает колокольчик ребенку из круга и тот звенит, а ребенок с завязанными глазами идет на звон и отгадывает кто звонил.

Все дети говорят:

Трынцы- брынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

Правила:  Идти  начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого угадывают по звуку, не должен издавать других звуков.

 - Сядем рядком, та поговорим ладком

Славилась Россия чудо мастерами

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству нас они учили.

- А сейчас мы будем расписывать народную игрушку-Петушка.

- В каких народных сказках встречается герой- Петушок?

C:\Users\Олеся\Desktop\01536203075021b63e6162d49ded75ef.jpg

C:\Users\Олеся\Desktop\f8a548d0985f91479e0b15b2137d998c.jpg

C:\Users\Олеся\Desktop\859998f1c234c38e5484f39b5673852d.jpg

- Что ж наш петушок заждался, приступим. Представим, что мы с вами мастера по росписи и сейчас будем оживлять нашего петушка, расписывая его.

Но прежде немного разомнем наши пальцы

Физминутка «Игрушки»:

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка, за работу ,чудо мастера!

(руки вперед, в сторону)

Слепим, высушим- и в печь!

(лепят ладошками)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»

(лепят ладошками)

Печка жаром пышет

(кулачки сжимаю и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи игрушки.

(руки вперед)

Порядок выполнение росписи:

- Рисование элементов будем производить гуашевыми красками.  Для замалевок основных деталей будем использовать красный цвет (клюв, гребень, бородки). Сбоку попробуем нарисовать самый простейший узор- бутон. Для этого нам понадобятся: гуашь синего цвета- для изображения середины бутона в виде круга и зеленая краска- для вырисовки лепестков цветка, примакиваем кисточкой делая симметричные и последовательные  небольшие отпечатки средней кистью.  Вот такой получается цветок.

- Цветок –загляденье

Всем на удивленье.

 Как видите, ничего сложного. Вот и ожил наш петушок, красный гребешок.

3. Заключительная часть

-  Спасибо, добры молодцы! Спасибо, красны девицы! Вот и закончилось наше знакомство с русскими народными игрушками.

4.Рефлексия:

- Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики или сундучки. Давайте тоже спрячем наших куколок в волшебный сундучок и скажем волшебные слова.

Все вместе: 

Волшебный сундучок, приоткрой свой бочек

Петушков  наших прими, все настроения сохрани.

( в сундучок кладут петушков, каждый из которых относится к разному настроению)

Прикладывается схема:

Петушок- красный (не понравилось на занятии)

Петушок- желтый  (понравилось)

Петушок – зеленый ( не знаю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-драматизации русской народной сказки. «Заюшкина избушка»

Конспект игры-драматизации русской народной сказки.«Заюшкина избушка»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"...

Конспект игры-драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» в средней группе

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»....

Проект "Игрушки из русской избушки!"

Целью педагогического проекта являлась приобщение детей к русской национальной культуре, а также знакомство их с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы....

Конспект театральной деятельности русской народной сказки «Заюшкина избушка» Во второй младшей группе «Грибочки»

Конспект театральной деятельности русской народной сказки «Заюшкина избушка» Во второй младшей группе «Грибочки»...