Конспект занятия "Игрушки из русской избушки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Остапенко Олеся Виталиевна

Работа по линии патриотического воспитания через игрушки наших предков. Познакомить с видами игрушек, из чего были сделаны и перевести в роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  «Игрушки из русской избушки»

Тип занятия: информационно- практико-ориентированное

Формы организации:  совместная деятельность педагога с детьми.
 Методы и приёмы: Игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие

Участники: дети старшей  (подготовительной) группы.

Возраст: 6-7 лет

Продолжительность: 20 минут.

Цель:

 нравственно-патриотическое  воспитание и приобщение детей к истокам своей культуры 

Задачи:

- воспитательные: воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей, вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки; повышение интереса детей к русскому народному творчеству;

- образовательные: дать представления о народной игрушке; формировать эстетические отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность; приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве; создание творческого продукта (народной игрушки); пробудить познавательный интерес у детей к истории, акультуре своего народа; приобщать к традициям нашего народа;

- развивающие:  способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку;

Оборудование:

 русские народные игрушки из разных материалов, заготовки силуэтов петушка и кота из гипса, картинки с видами материалов ( со скретч-слоем), кокошники и кепки, буханка ржаного  хлеба с солонкой, расписные полотенца, теневой театр, силуэты игрушек на палочке, русские народные сказки ( где герой- петушок), запись русской народной танцевальной.

1. Вводная часть

- Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Милости прошу в прошлое русской народной игрушки! (надевают головные уборы)

- Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции(достается  хлеб-соль)По традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.(вручаем хлеб-соль)

2. Основная часть

- Раньше игрушек было мало, поэтому люди делали их своими руками  и называли мастера их ласково:

Д/И «Назови ласково»

Не лошадь, а... лошадка

Не утка, а... уточка

Не курица, а... курочка

Не собака, а... собачка

Не петух, а... петушок

Не козел, а... козлик

- Из чего делали  игрушки раньше?

Д/И «Образуй в прилагательное» (из дерева- значит они какие? глиняные;  солома, глина…)

 А вот  какие игрушки можно сделать из данного материала мы сейчас узнаем поиграя?

Игра «Со скретч картинками» ( изображен материал и внизу игрушки, которые могут сделать)(Иллюстрации: солома, глина, дерево- материал).

- Найдите игрушки из этого материала на нашей выставке. (ищут игрушки)

(Глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная, нитей, крупы, лечебных трав…)

-Сколько изображено игрушек на картинке, которые  можно сделать из глины, сосчитай?...Д/И «Сосчитай правильно»

- А теперь угадайте  игрушку , которую покажут в «Театре теней»

(показываются тени –силуэтов игрушек в теневом  театре)

- А какими игрушками играли мальчики, а какими девочки, как вы думаете?

- А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру  П/И«Бубенцы». (включается запись русской народной плясовой)

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. Одному ребенку завязывают глаза, дети двигаются  по кругу говоря слова игры. Воспитатель передает колокольчик ребенку из круга и тот звенит, а ребенок с завязанными глазами идет на звон и отгадывает кто звонил.

Все дети говорят:

Трынцы- брынцы, бубенцы,

 Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

Правила:  Идти  начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого угадывают по звуку, не должен издавать других звуков.

 - Сядем рядком, та поговорим ладком

Славилась Россия чудо мастерами

Дерево и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству нас они учили.

- А сейчас мы будем расписывать народную игрушку-Петушка.

- В каких народных сказках встречается герой- Петушок?

C:\Users\Олеся\Desktop\01536203075021b63e6162d49ded75ef.jpg

C:\Users\Олеся\Desktop\f8a548d0985f91479e0b15b2137d998c.jpg

C:\Users\Олеся\Desktop\859998f1c234c38e5484f39b5673852d.jpg

- Что ж наш петушок заждался, приступим. Представим, что мы с вами мастера по росписи и сейчас будем оживлять нашего петушка, расписывая его.

Но прежде немного разомнем наши пальцы

Физминутка «Игрушки»:

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка, за работу ,чудо мастера!

(руки вперед, в сторону)

Слепим, высушим- и в печь!

(лепят ладошками)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»

(лепят ладошками)

Печка жаром пышет

(кулачки сжимаю и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи игрушки.

(руки вперед)

Порядок выполнение росписи:

- Рисование элементов будем производить гуашевыми красками.  Для замалевок основных деталей будем использовать красный цвет (клюв, гребень, бородки). Сбоку попробуем нарисовать самый простейший узор- бутон. Для этого нам понадобятся: гуашь синего цвета- для изображения середины бутона в виде круга и зеленая краска- для вырисовки лепестков цветка, примакиваем кисточкой делая симметричные и последовательные  небольшие отпечатки средней кистью.  Вот такой получается цветок.

- Цветок –загляденье

Всем на удивленье.

 Как видите, ничего сложного. Вот и ожил наш петушок, красный гребешок.

3. Заключительная часть

-  Спасибо, добры молодцы! Спасибо, красны девицы! Вот и закончилось наше знакомство с русскими народными игрушками.

4.Рефлексия:

- Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики или сундучки. Давайте тоже спрячем наших куколок в волшебный сундучок и скажем волшебные слова.

Все вместе: 

Волшебный сундучок, приоткрой свой бочек

Петушков  наших прими, все настроения сохрани.

( в сундучок кладут петушков, каждый из которых относится к разному настроению)

Прикладывается схема:

Петушок- красный (не понравилось на занятии)

Петушок- желтый  (понравилось)

Петушок – зеленый ( не знаю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованного представления «Заюшкина избушка»

Программное содержание:·        Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезону;·...

Конспект игры-драматизации русской народной сказки. «Заюшкина избушка»

Конспект игры-драматизации русской народной сказки.«Заюшкина избушка»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"...

Конспект игры-драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» в средней группе

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»....

Проект "Игрушки из русской избушки!"

Целью педагогического проекта являлась приобщение детей к русской национальной культуре, а также знакомство их с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы....

Мини-музей "Игрушки из русской избушки".

В рамках педагогического проекта "Игрушки из русской избушки!" был создан в группе Мини-Музей "Игрушки из русской избушки". Все экспонаты в музее были собраны педагогами группы, а ...