Картотеки
материал (младшая группа)

Магдеева Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

                                                                         

                                           

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                   Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                                                                     Магдеева Н.А


Животные зимой

Спят зимой барсук и ежик,

И медведь зимой спит тоже.

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней.

Дети загибают пальцы на руке , перечисляя животных и насекомых , впадающих зимой в спячку.

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большого

ИГРУШКИ  

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка. Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого

Зима»

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)

Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)

Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)

Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

Подарки»

Дед мороз принес подарки: («Шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки, (На каждое название загибают

Кукол мишек и машины, по одному пальчику, сначала на

Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке.)

Шоколадок пол мешка (Делают из пальчиков правой руки

И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты

Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки»)

Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку,

(Показывают длинный нос)
И разные игрушки:

(Вытягивают ладони вперёд)
И мишку - шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку

( Прикладывают раскрытые ладони к голове).

Снежная баба.

Вышли дети погулять,                         Идём на месте друг за другом

Бабу снежную катать.                          Руки перед собой

Покатили снежный ком,                      Ладони отталкиваем от себя (катаем ком снега).

Будет ком снеговиком.

Вот  Наташа катит ком,                       Руки перед собой,

Будет ком снеговиком,.                       «катаем ком снега».

Три комка соединили,                          Круговые движения  руками

Бабу снежную слепили                        Сверху вниз – три комка

И морковку прилепили,                        кулачок правой руки приставляем к носу.

Уголёчки вставили                                Указательными пальцами дотронуться до век

И метлу поставили.                               Правую руку приставит к правой стороне бедра.

Баба снежная стоит                              Круговые движения сверху вниз.

И на деточек глядит.                            Кулачки приставляем к глазам – бинокль.

Но солнце припечёт  слегка,               Руки вверху , пальцы соединить – круг.

Увы! И нет снеговика!                         Руки в разные стороны.

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                 Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,                      «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                                      Чертим руками круг

Очень гладкий,                                            Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий.                    Грозим пальчиком

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять                           Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.                        «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,                                  «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,                        Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,                         Кулачком  правой руки  скользим от плеча левой руки вниз к запястью

А ещё в снегу валялись.                                 Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой

И снежками мы кидались                              Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.                           Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью

Съели суп и спать легли.                               Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.                Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки.                       Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,                            Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком.                 Круговые движения руками

Лыжи,                                                       Скользим по столу ладонями вперед-назад

Санки                                                       Кисти рук соединить вместе, большими пальцами  вниз, движение                                                                                                                                       от груди вперед

И коньки                                                  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу

Мчатся наперегонки.

Пришла зима

Пришла зима.                                  Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                                 Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                             Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом.                   Руки ладонями вниз соединить и                                                                                                 в    разные стороны

Пошел снег.                                      Руки поднять вверх,

Он падал белыми,                           а затем плавными,

Пушистыми хлопьями                   зигзагообразными движениями.

На землю                                         не спеша, опускать их вниз

На дома,                                           Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша»

На деревья,                                      Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.                                        Положить руки себе на голову

Елка

Зелененькая  елочка                                  Пальцы рук переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки.                                   Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила                                       Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила                           Погладить себя обеими руками

Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок,                          Имитируем движения

Построю из снега домок-теремок.                            Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу

И окна, и двери я вырублю в нём,                           Ребром ладоней "вырубаем"

Почищу дорожки, посыплю песком.                        Имитируем движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!                   Одной рукой изображаем зайчика, другой маним к себе

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»                Пожимаем свои руки

Падал снег на порог

Падал снег на порог,                         Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог.                        Ладони приставляем к голове, изображая уши

А пока лепил и пек,                            Лепим пирог

Ручейком пирог утек.                         Ладони соединяем вместе, делаем волнистые движения

Медведь в берлоге

Медведь в берлоге крепко спит,            Руки сложены лодочкой под щечкой

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                             Загибаем поочередно пальцы

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится                       Указательным и средним  пальцами делаем заячьи ушки

Убегает от лисицы.                                  Указательным и средним пальцами "убегаем"

Мелькает он среди кустов,                     Изображаем зигзагообразные линии

Напетлял — и был таков                        Разводим руки в стороны

Дедушка Мороз

Закрывайте двери,                                    Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем  от себя

Закрывайте двери                                     Закрываем ладошками глаза

Закрывайте уши,                                       Закрываем ушки

Закрывайте нос.                                        Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам                       Ходим указательным и средним пальцами

Старый дедушка Мороз!                          Изображаем бороду, усы

Щиплет уши, щиплет нос,                      Щипаем названные части тела

Щиплет щёчки дед Мороз

Зайка

Зайка серенький сидит                              Делаем зайку (указательный и средний пальцы вверх)

И ушами шевелит.                                     Шевелим указательным и средними пальчиками

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,                               Обнимаем себя руками

Надо лапочки согреть.                              Растираем ручки

Вот так, вот так                                           или хлопаем одной рукой другую

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять,                               Переворачиваем "зайчика вниз ушками"-                                                                                                                                                                                       теперь это ножки

Надо зайке поскакать.                                 "Прыгаем" с одной ножки на другую

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал!                                    Обе руки вверх-лапы медведя, рычим

Зайка прыг и убежал!                                     Прячем правую руку за спину

Колючий шарик

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!

Дети крутят между ладонями массажные мячи.

Смотрят на мяч, держа его в ладонях.

Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу.

У кого какая шуба?

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

Дети поочередно загибают пальцы на руке , перечисляя диких животных и цвета их «шуб» .

Качают головой из стороны в сторону.



Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

                                                                            Подготовила воспитатель:

Магдеева Н.А


«Найди листочек».

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например, кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Отгадайте что в руке».

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Деревья и их плоды».

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

«Назвать птицу».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Какого цветка не стало».

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

«Ухаживать за цветами».

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

«Магазин цветов».

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например, «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

«Кто в лесу живет».

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

«Найти цветок».

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

«Волшебный мешочек».

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Узнайте животное».

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

«Овощи и фрукты».

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

«Назвать дерево».

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

«С какого дерева листочек».

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

«Узнаете по описанию».

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

«Кто лишний».

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

«Кто как кричит».

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

«Какой птицы не стало».

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Название птицы.

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры

Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Распределение плодов по цвету»

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...