Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет: «Жил был…утенок» (По произведению Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим») (Технология продуктивного чтения-слушания)
план-конспект занятия

Аннотация.

Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг. При написании данной методической разработки была использована технология продуктивного чтения – слушания Чиндиловой О.В, которая предполагает совершенно новый подход к прочтению текста, а значит и пониманию его смысла и задумки автора.

Технология продуктивного чтения - слушания предполагает три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.

Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

  1. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
    • прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
    • задать вопросы автору;
    • включить воображение детей;
    • привлечь внимание к чему-то и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utenok.docx136.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет:

«Жил был…утенок»

(По произведению Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим»)

(Технология продуктивного чтения-слушания)

Аннотация.

Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг. При написании данной методической разработки была использована технология продуктивного чтения – слушания Чиндиловой О.В, которая предполагает совершенно новый подход к прочтению текста, а значит и пониманию его смысла и задумки автора.

Технология продуктивного чтения - слушания предполагает три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения - предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п.

Цель: вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

  1. Работа с текстом во время чтения - взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
  • прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
  • задать вопросы автору;
  • включить воображение детей;
  • привлечь внимание к чему-то и пр.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Результат:        включение        эмоций,        воображения,        реакция        на        содержание, сопереживание героям.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:

  • диалог с автором.
  • комментированное чтение.
  1. Работа с текстом после чтения - обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания.

Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Результат: понимание текста, выражение своего отношения к героям.

Таким образом, работая с текстом, применяя данную технологию, мы решаем комплекс задач: вызываем у ребёнка желание, мотивацию прочитать произведение, обеспечиваем полноценное восприятие текста и понимание его содержания.

Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения- слушания» на примере знакомства со сказкой «Знаменитый утенок Тим» Энид Мэри Блайтон.

В процессе организованного взаимодействия дети учились восстанавливать сюжет рассказа, составляли простой план по сказке, пересказывали по опоре. С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую и познавательную активность всех участников образовательного процесса.

ЦЕЛЬ: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с произведением Энид Мэри Блайтон «Знаменитый утенок Тим»; способствовать формированию навыка эмоционально, воспринимать произведение, понимать содержание сказки; критически оценивать поступки героев произведения.

Задачи:

Создать условия для:

  • пробуждения интереса к слушанию сказки «Знаменитый утенок Тим»
  • знакомства с текстом произведения;
  • расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные), формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
  • формирования умения составлять простой план, восстанавливать сюжет рассказа
  • контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.

Словарная работа:

Обогащение: находчивый, смекалистый, любознательный Активизация: отважный, любопытный, отзывчивый.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: книга с произведением Энид Мэри Блайтон

«Знаменитый утенок Тим».

Раздаточный материал: картинки - рисунки на каждого ребенка, простые карандаши.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивационный этап:

Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех К нам придёт успех!

  • Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в группе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

В группе раздается стук в дверь.

На пороге лежит посылка с письмом.

Воспитатель: (читает письмо- загадку) «Здравствуйте, ребята. Я маленькая водоплавающая птица, которая появилась из яйца. У меня желтый окрас перьев, гибкая шея и плоский клюв, короткий хвост. Когда хожу по земле, я переваливаюсь из стороны в стороны. Отгадайте, кто я?»

Воспитатель: Правильно, ребята. Утенок.

Воспитатель: (продолжает читать письмо) «Ребята, я отправил вам в подарок замечательную книгу.» (В посылке книга «Знаменитый утенок Тим» Энид Мэри Блайтон)

Дети рассматривают иллюстрации, высказывают предположения, о чем и о ком эта книга.

Воспитатель: Подумайте: какие события могут в ней развиваться? Воспитатель: Как думаете, о чем будет это произведение? (ответы детей). А как вы думаете, чем знаменит утёнок? (ответы детей). Вы, когда-нибудь слышали о Тиме? Кто же не знает Тима? О его приключениях? Вы хотите

узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, проверим ваши предположения, когда прочитаем произведение Энид Мэри Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».

Исполнительский этап Чтение-слушание

Сказка про любознательного, храброго и доброго утенка Тима, который жил на птичьем дворе.

Тим был особенный и постоянно попадал в разные происшествия. Жил-был……утёнок Тим. Всё ему было интересно.

И вот как это произошло… Слышите?

— Кряк! Кряк!

А знаете, кто это крякает? (ответы детей принимаются, но не комментируются)

Это крякает знаменитый утёнок Тим. Вы когда-нибудь слыхали о Тиме?

(ответы принимаются, но не комментируются)

Наверно, слыхали. Кто же не знает Тима! О его приключениях можно написать целую книгу. У Тима три сестры и три брата, но все они — обыкновенные утята, а Тим особенный. (Интересно почему? Ответы детей принимаются, но не комментируются).

Вы только посмотрите на него. Правда, можно подумать, что он — самый главный во дворе? (Где мы можем его увидеть Тима? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

Тим любит гулять один, и Мама-Утка постоянно волнуется: где Тим, не случилось ли с ним чего-нибудь? Все во дворе жалеют Маму- Утку, все

говорят, что Тим плохой сын. (А вы поняли, почему так говорят? Ответы принимаются, но не комментируются)

Корова Роза сказала:

  • Этот Тим добром не кончит.
  • Ох, — вздохнул козёл Буль, — попадёт он когда-нибудь на сковороду. А Тим только засмеялся:
  • Посмотрим. Кряк! Кряк!

Однажды Тим вышел за ворота, посмотрел направо, посмотрел налево и побежал в поле.

  • Эй, Тим! — забеспокоилась Мама-Утка. — Не отходи от меня так далеко.
  • Ничего, мама! — крикнул Тим. — Я скоро вернусь! — И побежал дальше. Бежал, бежал и вдруг увидел речку.
  • Ого, — сказал Тим, — да здесь можно выкупаться! Какая чистая вода! Не то что в нашем пруду.

Тим стал разглядывать камешки на дне и только собрался прыгнуть в речку, как вдруг из воды вылезло какое-то чудовище с длинными ногами и выпученными глазами. (Испугались? Как вы думаете, кто это? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

  • Ой, кто ты? — испугался Тим.
  • Я — лягушка, — ответило чудовище и выскочило на берег.
  • Ты лягушка? — обрадовался Тим. — Вот хорошо. Мама говорила мне, что лягушки очень вкусные. Дай-ка я тебя съем.
  • Что ж, — квакнула лягушка, — попробуй.
  • Вот и попробую! — крикнул Тим и кинулся на лягушку.
  • Ква-ква-ква-а-а! — запела лягушка и вдруг прыгнула влево, в траву. Тим
  • влево, а лягушка — вправо. Тим — вправо, а лягушка как подпрыгнет вверх — и шлёпнулась сверху прямо на Тима. Уселась на нём верхом и кричит:
  • Но! Но! Живей!

Тим испугался и заплакал: (Бедный Тим!)

  • Мама! Мама! Лягушка хочет меня съесть!

Мама-Утка выбежала навстречу. А лягушка увидела утку — прыг в воду! Буль-буль-буль! — и нырнула на дно.

Только её и видели!

  • Как тебе не стыдно катать на себе лягушек! — сердито закричала Мама- Утка. — Лягушек надо есть, а не катать. Катать глупую зелёную лягушку! В другой раз я тебя за это побью!
  • Буль-буль-бульк! — фыркнула лягушка из воды. Тим опустил голову и поплёлся за мамой.

Так прошли они несколько шагов, и вдруг Тим остановился. Он увидел в траве какую-то странную вещь. Это была старая печная труба, внутри вся чёрная от сажи. Ну, конечно, Тиму нужно было в неё заглянуть.

  • Да это настоящий тоннель! — обрадовался Тим. — Вот хорошо! А я буду паровоз!

Тим протиснулся в трубу и сразу весь перепачкался в саже. (Догадались, что с ним произошло? Ответы принимаются, но не комментируются).

Чем дальше лез Тим, тем он становился всё чернее и чернее. Видите, каким он вылез из трубы, — даже клюв стал чёрным.

Мама-Утка не знала, что Тим полез в трубу.

Мама-Утка думала, что Тим смирно идёт сзади. Вдруг она обернулась.

  • Караул! Спасите! — завопила Мама-Утка и бросилась к своим утятам. — Бежим! Скорее! За нами гонится какой-то чёрный урод!( Некрасивый, безобразный)! (А вы поняли, кто гонится на утятами? Ответы детей принимаются, но не комментируются)

Мама-Утка и утята побежали по полю.

Они мчались изо всех сил, а Тим бежал за ними вдогонку и кричал:

  • Подождите! Подождите! Это я — Тим!

Но Мама-Утка и утята не слышали Тима. Они бежали по траве, громко крякали, падали, поднимались и снова бежали.

Вот и пруд.

  • Прыгайте в воду! — скомандовала Мама-Утка. — Наверное, чёрный урод не умеет плавать!

Утята попрыгали в воду, и Мама-Утка за ними. А Тим? Тим тоже добежал до пруда и тоже прыгнул в воду. Он нырнул на дно и забулькал, как лягушка.

Но вот он вылез из воды. Смотрите — что такое? (Догадались, что произошло? Ответы детей принимаются, но не комментируются).

Он опять стал жёлтенький и хорошенький. Мама-Утка осторожно поглядела по сторонам.

  • Где этот чёрный урод? — спросила она. — Он ушёл! Мы спасены! Тим, ты тоже здесь?
  • Да, да, мама, — крякнул Тим. — Это я прогнал чёрного урода. Не бойтесь! Я не дам вас в обиду. (Ну и Тим! Как он ловко придумал!)
  • Молодец, Тим! — хором закричали утята. — Какой ты умный и храбрый!
  • Ну, не очень-то хвалите его, — проворчала Мама-Утка. — Это ему вредно. А теперь — хвосты вверх, головы прямо — плывите за мной.

И они поплыли домой: Мама-Утка впереди, утята позади, а за утятами — гордый и счастливый Тим.

Беседа по содержанию текста

Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (сказка)

Воспитатель: Чем же знаменит этот утенок, что он такого сделал, какие подвиги совершил? (ответы детей)

Воспитатель: Почему в семье все его считали необыкновенным? (Тим был очень смелым, удивительно находчивым и любопытным)

Воспитатель: Дети, как вы считаете, эти качества вам необходимы в жизни? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всегда ли был послушным утёнок?

Какие качества привели к беде? (ответ детей)- непослушание взрослых, любопытность. Как вы думаете, каким самым главным качеством обладал Тим? (доброе сердце и отзывчивая душа). Какими словами можно ещё назвать Тима? (отважный, любознательный, смекалистый, находчивый)

Воспитатель: Ребята, продолжите: «Мама беспокоилась. Потому что Тим…» Почему мама утка велела утятам не очень- то хвалить

Тима? (ответы детей). Подводим к мысли о том, что часто хвалить вредно.

Физкультурная минутка «Утята»

Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)

Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.) Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.) Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)

А седьмой от всех отстал— (Шагаем на месте.) Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)

  • Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
  • Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

Творческая деятельность (за столами)

Воспитатель: Рассмотрите рисунки. В каком порядке происходят события в сказке? Расставьте цифры 1,2,3,4 в пустые клеточки.

Ребята, придумайте название для каждого рисунка, объясните свой ответ.

Расскажите, что случилось с Тимом и его семьёй. Используйте для этого рисунки – помощники.

Воспитатель: Ребята, о чём же эта сказка? Чему она нас учит? (ответы детей: быть послушными, смелыми, смекалистыми, находчивыми, добрыми) Рефлексивный этап

Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным? А что было самым весёлым? Интересным?

Перспективный этап:

Воспитатель: Ребята, вечером я предлагаю вам нарисовать главного героя

сказки «Знаменитый утенок Тим» и придумать название для своего рисунка.

Литература:

  1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 4 (6 - 7 лет). – М.: Баласс, 2017. – 110 с.
  2. Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим. – М.: Махаон, 2020. – 80 с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»

Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»

Конспект занятия  по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...