«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания с детьми старшего дошкольного возраста»
статья

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне.

Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из СМИ информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой. Однако в современном обществе невозможно достичь успехов без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее, т. е. современный мир заинтересован в квалифицированном читателе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2100_nashi_knizhki.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Бабич В.В.

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне.

Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из СМИ информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой. Однако в современном обществе невозможно достичь успехов без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее, т. е. современный мир заинтересован в квалифицированном читателе.

Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Формирование навыка чтения (умения складывать буквы в слова) – задача начального образования. Учителя начальной школы справляются с этой задачей вполне успешно. Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать.

Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.

В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям литературные произведения в режимных моментах либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.

Что такое ТЕХНОЛОГИЯ?

(Последовательность этапов работы).

Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

А какой результат может быть у чтения?

(Восприятия текста - эмоциональное реагирование на текст - и понимание смысла прочитанного).

Итак, в результате, чтения должно появиться восприятие текста – процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

В целом восприятие художественных произведений дошкольниками обнаруживает следующие характеристики:

1. Господство наивно-реалистического восприятия при самостоятельном чтении и оценке произведения. «Наивный реализм» – естественная доминанта восприятия дошкольников. Он ведёт к слиянию искусства с действительностью и наделяет ребёнка эмоциональной активностью, силой сопереживания, целостностью впечатления, хотя оно довольно схематично и порой не слишком логично.

2. Понимание событий, о которых идёт речь в тексте, происходит намного интенсивнее, чем работа творческого воображения.

3. Эмоциональная реакция намного опережает другие стороны восприятия, часто она даже не мотивирована самим текстом.

4. Характер и полнота восприятия художественного произведения в первую очередь определяются конкретно-чувственным опытом маленького читателя, сформированностью его эмоциональной сферы, умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Данные характеристики восприятия в процессе чтения художественного текста детьми дошкольного возраста нельзя рассматривать как раз и навсегда заданные. В зависимости от социальной ситуации развития, от педагогических условий ребёнок может присваивать их ускоренно или задерживаться на той или иной стадии. Очевидно, что переход ребёнка с уровня первичного (эмоционального) восприятия в дошкольном возрасте на уровень образного к началу школьного обучения требует соответствующего научно-методического сопровождения.

Еще одним результатом чтения является понимание смысла текста. Что такое понимать текст? Это значит уметь вычитывать 3 вида информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной. (Пример, со сказкой «Каша из топора»)

Под чтением дошкольников принято понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называется чтением-слушанием (О. В. Чиндилова).

Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.

Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.

Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей. Кроме того, она рекомендована в ОС «Школа 2100», ОП ДО «Детский сад 2100», которая взята за основу нашей основной образовательной программы.

Технология продуктивного чтения была разработанна профессором, школьного возраста, и адаптированна для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой.

Она способствует достижению тех результатов, о которых говорится в федеральных государственных образовательных стандартах ДО.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (этапы будут перекликаться со структурой занятия, разработанного по данной технологии).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения

- Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?. ", "Почему именно так?. ", "Для чего?. ", "Кто такой?. ". В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.

- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.

(Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.

Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)

2. Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?

Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

Точен ли художник в деталях?

Так ли ты себе представлял эту сцену?

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.

Обсуждение:

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

4. Как чувствовал себя герой?

5. А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников) .

Посмотрите на фотографию, как вы думаете: кто этот человек по профессии?

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Как бы вы сейчас назвали рассказ?

Или если дети умеют читать -

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста:

-пересказ текста,

- игра «Правда – неправда»,

- игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя)

- обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».

- разыгрывание произведения с помощью пальцев,

- инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.

- рассказ по схемам, мнемотаблицам.

-придумай другой конец произведения.

Таким образом, технология продуктивного чтения- слушания  является инновационной продуктивной технологией,  которая направлена  на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.

 Данная технология поможет обеспечить решение задач Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования по образовательным областям:

 Познавательное развитие

- развить умение детей наблюдать и  анализировать  различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

- сформировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним.

Художественно-эстетическое развитие

- добиться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия  детьми произведений искусства, опираясь как  на их чувственное восприятие, так и на мышление.

- выработать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

- обратить внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

- поддержать стремление детей к творчеству;

- обогатить и расширить  художественный опыт детей;

- научить добиваться выразительной передачи образа через форму и др.

 

Практика проведенных занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми  дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста.

 Используемая технология позволила успешно интегрировать знания (понятия) из различных образовательных областейформировать исследовательские навыки у детей, повышает уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.

Таким образом, технология продуктивного чтения является инновационной технологией, которая позволяет  более  эффективно организовать процесс введения художественной литературы в непосредственной образовательной деятельности.

Обеспечивает решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по всем образовательным областям.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!...

Реализация технологии Е. В. Стародубцевой «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда»

Реализация технологии Е. В. Стародубцевой«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда»...

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценн...

Реализация технологии продуктивного чтения - слушания.

    Я считаю, что  технология продуктивного чтения- слушания  позволяет использовать совершенно новый подход к прочтению текста,  пониманию его смысла, а значит и помож...

Мастер-класс для педагогов "Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду"

Чтение   дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивает...