«Русская народная сказка в жизни дошкольника»
статья (подготовительная группа)

Ломакина Елена Алексеевна

«Русская народная сказка в жизни дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruskie_narodnye_skazki.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская народная сказка в жизни дошкольника»

 

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами. Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).

Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

Направления работы

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.

Целью нашей работы является воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

Задачи: Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других. Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Направления и этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей  посредством русских народных сказок: 1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т.д.

2 этап – Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение.

Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

 3 этап – театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев. На первом и втором этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам. На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение. При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим. Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы : У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей. Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. В группе созданы условия для знакомства с народными сказками. Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей. Дети бережно относятся к книгам. Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на «Мудрец» * № 10 (37) * октябрь 2022 г. 52 нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Литература: 1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с. 2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с. 3.Интернет-портал https://razvivashka.online/chtenie/chemuuchat-russkie-narodnye-skazki-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки в жизни детей

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных....

Отчет по проекту " Русская народная сказка в жизни вашего ребенка"

Отчет по проекту«Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»           Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффект...

русская народная сказка в жизни детей

Современный ребенок и сказка....

"Русские народные сказки в жизни детей"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Русская народная сказка в жизни дошкольника"

Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль....

Консультация для родителей «Русская народная сказка в жизни дошкольника»

      Нравственное развитие ребенка начинается с семьи. Огромную роль играет раннее приобщение ребенка к миру народной культуры, литературы.  С помощью сказки дети знак...

Русская народная сказка в жизни дошкольника

laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»(Алексей Николаевич Толстой)....