Дополнительная образовательная программа "Забавушка"
методическая разработка

Младшева Оксана Витальевна

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavushka.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Дополнительная общеобразовательная   рабочая программа

Фольклорного кружка

 " Забавушка"

Возраст обучающихся: 4 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составила:

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Младшева О.В.

Покачи

2023

Пояснительная записка

«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее».

Д.АРытов

     

Актуальность

 

      Сегодня приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.  

      Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни "педагогическими надобностями народа" и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.

       Многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

     Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – эта та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре, а музыкальный фольклор – это синтез, в котором  неразрывно связаны - музыка, пение, движение, а также игра на детских народных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить  шесть аспектов  музыкального фольклора:

1. Народная песня;

2. Народная хореография;

3. Народные игры;

4. Народные музыкальные инструменты.

5. Календарные народные праздники. Театр Петрушки.

6. Знакомство с русским  народным декоративно-прикладным искусством.

      В соединение этих компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально – нравственного, эстетического воспитания дошкольников.

Новизна.

Новизна программы состоит в том, что она имеет комплексный подход.

 В работе с детьми используется не только музыкальные занятия ,игры на русских народных инструментах, театрализация, но и используются  нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: нетрадиционные техники рисования, а также лепка, изготовление обрядовых народных кукол ,аппликация народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.

Темы занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.

Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

      Цель программы: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа посредством музыкально-этетического образования и воспитания через разнообразные формы музыкальной деятельности. 

      Задачи: 

Образовательные: 

  • формировать у детей интерес к народной культуре, традициям через разнообразные формы музыкальной деятельности;
  • формировать комплекс начально-практических навыков: речевых, музыкальных, двигательных;
  • обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
  • учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

          Воспитательные:  

  • формировать  у детей чувства патриотизма, любви к родной земле и  природе;
  • формировать бережное отношения к культурному наследию и традициям своего народа;  
  • формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей. 

          Развивающие: 

  • развивать творческий и личностный потенциал ребёнка, его объективную самооценку; 
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Ожидаемые результаты

  • Проявление интереса к русскому народному фольклору;
  • Исполнение простейших русских народных песен, потешек, колядок, считалок, пословиц;
  • Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора;
  • Разыгрывание русских народных сказок и инсценировка народных песен;
  • Постановка инсценировок календарных  народных праздников, обрядов (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха) и  изучение их традиций;  предметов быта;
  • Знание русских народных музыкальных инструментов (гармонь, ложки, трещотки, треугольник, дудочка, балалайка, колокольчики, маракасы) и отличие их по звучанию;
  • Умение чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на других музыкальных инструментах в ансамбле и самостоятельно;
  • Выполнение хороводных движений: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнение движения в свободной пляске;  Барыня, Гопачок Кадриль и т.д.
  • Умение ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), хождение за ведущим змейкой, перестроение в пары из круга и наоборот, кружение в парах с разным положением рук;
  • Участие в играх с театральными действиями и развёрнутыми диалогами.

      Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;

      Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.

Работа с родителями

Консультация для родителей:

«Приобщение детей к народным традициям»;

«Устное народное творчество в жизни детей дошкольного возраста».

«Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и элементами росписи.»

«Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;

«Народная музыкотерапия»;

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».

Анкетирование родителей:

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

Мастер класс для родителей и детей:

Изготовление тряпичной куклы «Отдарок на подарок»;

Знакомство с обрядовыми свистульками. «Жаворонушки»

Участие в фольклорных праздниках.

Совместная работа родителей и детей:

      Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темы занятия, по принципу «от простого к сложному». 

Принципы построения педагогического процесса:

  • принцип фасцинации (очарование детей);
  • творческой направленности;
  • игрового познания;
  • максимальной самореализации.

 

Методы и приемы обучения:

  • наглядные: показ педагога, пример, помощь в освоении правильного звукоизвлечения;
  • словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;
  • практические:         разучивание,         повторение,         самостоятельное         исполнение индивидуально и в ансамбле.

                       

 Структура занятия с детьми 3-4 лет 

  • Приветствие.
  • Пальчиковая  гимнастика, работа с дикцией.
  • Основная часть:
  • беседа-показ, исполнение потешек, прибауток
  •  небольшие инсценировки,
  • музыкально-ритмические движения, элементы кукольного театра.
  • Игра, игра на русских народных музыкальных инструментах.
  • Выполнение творческих работ декоративно-прикладного искусства.

 Структура занятия с детьми 5-6 лет 

  • Приветствие.
  • Артикуляционная гимнастика, работа с дыханием
  • Основная часть:
  • беседа-показ,
  • пение, инсценировки календарных праздников, игра на русских народных музыкальных инструментах.
  • музыкально-ритмические движения, музицирование.
  • Игра.
  • Выполнение творческих работ декоративно-прикладного искусства.

 

Структура занятия с детьми 6-7лет 

  • Приветствие.
  • Артикуляционная гимнастика, работа с дыханием.
  • Основная часть:
  • беседа-показ,
  • пение, инсценировки календарных праздников, игра на русских народных музыкальных инструментах.
  • музыкально-ритмические движения (хороводы, пляски, кадрили), музицирование.
  • Игра.
  • Выполнение творческих работ декоративно-прикладного искусства.

 

Формы проведения  образовательной деятельности:

Основной формой работы являются групповые занятия.

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Посещение мини-музея «Русская изба»;

Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Для определения эффективности работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре были выбраны следующие показатели:

Быт и предметы обихода;

Традиции и обычаи русской народной культуры;

Устное народное творчество;

Русское народные, календарные праздники;

Русские народные промыслы.

Продолжительность занятия 30 минут (в зависимости от возраста детей). Для проведения занятий используется групповое помещение, музыкальный зал.

 

В основу данной программы « Забавушка» заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Кроме этого ее существенно дополняют интегрированные занятия по изучению музыкального дошкольного фольклора и  занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию дошкольников и направленна на приобщение детей к лучшим традициям русского народного творчества, декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества, бытом людей, их праздниками, обычаями и традициями.

Рабочая программа «Забавушка» предусматривает ознакомление дошкольников и  с народными промыслами России, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством и направлена на воспитание интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам.

Программа  построена на концепции познавательного развития, эстетического воспитания и развития художественно -творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО

ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

 Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Месяц

\неделя\

Тема        Цель

сентябрь

1 неделя        «Милости просим, гости дорогие»        Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

2 неделя        «Ходит сон близ окон»        Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

3 неделя        «Во саду ли, в огороде»        Знакомство с огородом детского сада.

4 неделя        «Репка»        Знакомство со сказкой «Репка».

октябрь

1 неделя        «Чудесный сундучок»        Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок об овощах.

2 неделя        «Как у нашего кота»        Знакомство детей с обитателем «избы» – котом Васькой.  Заучивание потешки «Как у нашего кота»

3 неделя        «Котик, котик, поиграй»        Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

4 неделя        «Девочка и лиса»        Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

ноябрь

1 неделя        «Водичка, водичка умой мое личико»        Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

2 неделя        «С гуся вода, а с Ванечки худоба»        Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

3 неделя        «Идет коза рогатая»        Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

4 неделя        «Волк и семеро козлят»        Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

декабрь

1 неделя        «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»        Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

Аппликация «Русская печь»

2 неделя        «Колобок»        Знакомство со сказкой «Колобок».

3 неделя        «Уж ты, зимушка – зима»        Знакомство с приметами времени года зима. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

4 неделя        «Сундучок Деда Мороза»        Беседа о празднике Новый год. Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

январь

2 неделя        «Пришла коляда – отворяй ворота»        Знакомство детей с Рождеством.

3 неделя        «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»        Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

4 неделя        «Гость не гость–хозяйке радость»        Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя». Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

февраль

1 неделя        «Маша и медведь»        Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

2 неделя        «Хозяйкины помощники».        Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

3 неделя        «Половичку курочка веничком метет»        Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

4 неделя        «Масленица дорогая –  наша гостьюшка годовая»        Знакомство детей с масленицей.

март

1 неделя        «Нет милее дружка, чем родимая матушка»        Этическая беседа «Моя любимая мама»

2 неделя        «Приди, весна, с радостью»        Беседа о времени года весна. Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

3 неделя        «Петушок- золотой гребешок»        Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

4 неделя        «Заюшкина избушка»        Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Настольный театр.

апрель

1 неделя        «Трень – брень, гусельки»        Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

2 неделя        «Кот, лиса и петух»        Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

3 неделя        «Петушок с семьей»        Беседа о домашних птицах. Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»

4 неделя        «Курочка ряба»        Знакомство со сказкой  «Курочка ряба». Театрализованное представление.

май

1 неделя        «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»        Разучивание потешки про солнышко.

2 неделя        «Сорока – белобока кашу варила»        Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

3 неделя        «Кто в тереме живет?»        Знакомство со сказкой «Теремок»

4неделя        Прощание с «избой»        Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

 

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)

Месяц

\неделя\

Тема        Цель

сентябрь

1 неделя        «Во саду ли, в огороде»        Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

2 неделя        «У бабушки в деревне»        Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

3 неделя        «Коровушка и бычок»        Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про корову и бычка.

4 неделя        «Бычок – черный бочек»        Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца».

октябрь

1 неделя        «Гуси – лебеди»        Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тары, тары, тары».

2 неделя        «Сошью Маше сарафан»        Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение потешки «А тары, тары, тары».

Аппликация из ткани «Русский сарафан».

3 неделя        «Матрешки»        Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

4 неделя        «Золотое веретено»        Знакомство с предметами обихода –  прялкой и веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

ноябрь

1 неделя        «Волшебные спицы»        Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

2 неделя        «Лисичка со скалочкой»        Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

3 неделя        «Петушок – золотой гребешок»        Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

4 неделя        «Чудесный сундучок»        Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

декабрь

1 неделя        «Здравствуй зимушка- зима»        Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2 неделя        «Зимовье зверей»        Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». повторение песенки «Как на тоненький ледок».

3 неделя        «Одень зверей»        Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей».

4 неделя        «Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

январь

2 неделя        «Сундучок Деда Мороза»        Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

3 неделя        «Веселые ложки»        Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о зиме.

4 неделя        «Заюшкина избушка»        Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

февраль

1 неделя        «Кто же в гости к нам пришел?»        Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

2 неделя        «Русская балалайка»        Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3 неделя        «Лисичка-сестричка»        Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

4 неделя        «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»        Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

март

1 неделя        «При солнышке – тепло при матушке – добро».        Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2 неделя        «Весна, весна, поди сюда!»        Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

3 неделя        «Шутку шутить – людей насмешить»        Знакомство с   потешным фольклором –  дразнилками, скороговорками.

4 неделя        «Небылица- небывальщина»        Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

апрель

1 неделя        «Русская свистулька».        Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

2 неделя        «Чудесный сундучок»        Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

3 неделя        «Времена года»        Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

4 неделя        «Пасха»        Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко».

май

1 неделя        «Пасхальное яичко»        Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

2 неделя        «Волшебная палочка»        Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3 неделя        «Игра с Колобком»        Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок».

4неделя        «Прощание с избой»        Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

 Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Месяц

\неделя\

Тема        Цель

сентябрь

1 неделя        «Гуляй, да присматривайся»        Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень»

2 неделя        «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»        Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

3 неделя        «Вершки да корешки»        Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

4 неделя        «Хлеб всему голова»        Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

октябрь

1 неделя        «Октябрь пахнет капустой»        Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень»

2 неделя        «Зайчишка-трусишка»        Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».

3 неделя        «У страха глаза велики»        Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики».

4 неделя        «Друг за дружку держаться – ничего не бояться»        Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

ноябрь

1 неделя        «Народные приметы»        Знакомство с приметами на ноябрь месяц.

2 неделя        «Гончарные мастеровые»        Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

3 неделя        «Что нам осень принесла?»        Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

4 неделя        «Крестьянская игрушка»        Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

декабрь

1 неделя        «Здравствуй, зимушка-зима!»        Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

2 неделя        «Проказы старухи зимы»        Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

3 неделя        «Зимние святки»        Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

4 неделя        «С новым годом со всем родом»        Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

январь

2 неделя        «Пришла коляда – отворяй ворота»        Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

3 неделя        «Гуляй, да присматривай»        Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

4 неделя        «Сказка для Кузи»        Самостоятельное рассказывание детьми сказок.

февраль

1 неделя        «Гуляй, да присматривай»        Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза».

2 неделя        «Народная вышивка»        Знакомство с ниткой и иголкой. Знакомство с народной вышивкой, народным орнаментом.

3 неделя        «На героя и слава бежит»        Беседа о русских богатырях.

4 неделя        «Ой ты, Масленица!»        Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно».

март

1 неделя        «Нет милее дружка, чем родимая матушка»        Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2 неделя        «Гуляй, да присматривайся»        Беседа о характерных признаках начала весны.  Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетели».

3 неделя        «Мудреному и счастье к лицу»        Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

4 неделя        «Небылица в лицах, небывальщина»        Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

апрель

1 неделя        «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»        Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица».

2 неделя        «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»        Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

3 неделя        «Вербное воскресенье»        Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка».

4 неделя        «Весна красна цветами»        Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом».

май

1 неделя        «Красна горка»        Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

2 неделя        «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».        Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

3 неделя        «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»        Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

4неделя        Прощание с «избой».        Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

 

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Месяц

\неделя\

Тема        Цель

сентябрь

1 неделя        «Восенушка – осень – сноп последний косим»        Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень».

2 неделя        «Хлеб – всему голова»        Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе.

3 неделя        «Корнеплоды»

Куприянов день (13 сентября )

Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

4 неделя        Праздник “Осенины – осени именины”.        Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.

октябрь

1 неделя        «Москва деревянная»        Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени. Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

2 неделя        «Покров (14 октября)»        Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель».

3 неделя        Мебель наших предков.        Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.

4 неделя        Деревенская посуда.        Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации.

ноябрь

1 неделя        «Ой вы гости, господа».        Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».

2 неделя        «Народные промыслы.»        Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

3 неделя        «Русская народная кукла».        Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.

4 неделя        «Матрешка – игрушка на все времена».        Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

декабрь

1 неделя        «Зима – не лето, – в шубу одето»        Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

2 неделя        Нитки. Ткачество.        Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.

3 неделя        Одежда наших предков.        Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

4 неделя        Женские головные уборы.        Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.  Рисование «Роспись кокошника»

январь

2 неделя        «Пришла Коляда на кануне Рождества»        Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

3 неделя        «Зимние узоры»        Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

4 неделя        «Сказочная гжель»        Знакомство с гжельским художественным промыслом.

февраль

1 неделя        «Русская печь».        Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.

2 неделя        «Русский самовар и чаепитие на Руси».        Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

3 неделя        «На героя и слава бежит»        Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей. Знакомство с былинами.

4 неделя        «Масленица».        Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку о масленичной неделе.

март

1 неделя        «Сердце матери лучше солнца греет».        Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2 неделя        «Грач на горе – весна на дворе»        Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

3 неделя        «Филимоновская игрушка».        Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.

4 неделя        «Золотая хохлома»        Продолжать знакомить с народным промыслом «хохлома». Учить создавать композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. торжественность колорита «Золотой хохломы». Развивать стремление к творчеству.

апрель

1 неделя        «Шутку шутить – людей насмешить»        Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница».

2 неделя        «Жестовские подносы».        Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.

3 неделя        «Дело мастера боится»        Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве.

4 неделя        «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»        Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

май

1 неделя        «Пасха в гости идет!».        Фольклорный праздник для детей

2 неделя        Эх, лапти мои, лапти липовые.        Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

3 неделя        Занятия и ремесленничество русского народа.        Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.

4неделя        Прощание с «избой».        Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие.

 

Список используемой литературы:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005

Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997

Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000

Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975

Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999

Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...