Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка (младшая группа)

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целого и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

МБДОУ «ДС № 244 г. Челябинска»СП

Подготовила:  Украинских С.В., воспитатель

      Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целого и др.)

Цель: игра как особое пространство для формирования познавательного развития ребенка раннего возраста

Задачи:

1. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности

2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.

3. Формировать элементарные представления о людях, об их внешнем виде, действиях, одежде

4. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского осприятия: зрительного, слухового, осязательного.

5. Формировать обследовательские действия; учить детей выделять цвет, форму, величину, сопоставлять предметы между собой.

6. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, их действий или действий с ними.

      По изготовленным практическим материалам разработана картотека дидактических игр для детей раннего возраста (1,6-3 года):

Д/и «Передвижная ширма-времена года»

(2-3 года)

Цель: формирование у детей понятий о временах года, одежде и обуви детей

Задачи:

- создать игровую обстановку;
- заинтересовать детей новыми пособиями понятий времена года, одежда детей;
- формировать понятие – зима, признаки зимы;

- дать понятия одежда зимой мальчика/девочки;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;

- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)

Описание: на ширме съемные детали на липучках.

Элементы одежды и явлений природы изготовлены из фетра, которые размещаются в кармашках из клеенки.

Д/и «Передвижная ширма- животные» (2-3 года)

Цель: восприятие мира животных (диких, домашних)

Задачи:

- создать игровую обстановку;
- формировать понятие дикие, домашние животные;
- формировать понятие животных и их детенышей;

- формировать понятие где живут те или иные животные;
- формировать навыки  доброжелательности, самостоятельности;

- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)

Описание: на ширме съемные детали на липучках. Изготовлены из клейкой бумаги на основе потолочной плитки.

Д/и «Подвижная ширма-профессии» (Парикмахер. Врач)

(2-3 года)

Цель: формирование у детей понятий о профессиях взрослых. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

- создать игровую обстановку
- заинтересовать детей новыми пособиями понятия профессии;
- формировать понятие – парикмахер, врач, атрибуты к профессиям, как ими пользоваться;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;

- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)

- учить аккуратно пользоваться атрибутами.

Описание: на ширме съемные детали на липучках.

Элементы одежды изготовлены из фетра. Есть кармашки для размещения атрибутов сюжетно-ролевых игр.

Д/и «Книжки-развивашки» (2-3 года)

Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев, предметный мир

Задачи:-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
-развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

Д/и «Веселые картинки» (2-3 года)

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Оборудование: карточки с изображением предметов; картинки на деталях конструктора, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед детьми на столе лежат деталях конструктора с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

Д/и «Найди половинку» (2-3 года)

Цель: расширить представление ребенка об геометрических фигурах и цветах

Задачи: учить детей складывать из двух частей целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.

Ход игры

Перед ребенком на столе детали с геометрическими фигурами разных цветов и наглядные образцы. Каждый ребенок берет одну половинку, находит вторую половинку и называет геометрические фигуры, какого они цвета.

Д/и «Цветные резиночки» (2 - 3 года)

Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев.

Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения картинки и расположения резинок на пальцах, соотнесения рисунка и ладоней. Вспомнить цвета. Развивать мелкую моторику, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.

Ход игры:

Раздаются карточки нужно на низать на пальцы резинки соответствующих цветов. Дети работают как по одному, так и в парах. Самый простой вариант-это раздать карточки с 1 ладошкой, со временем как дети научатся хорошо ориентироваться на руке, можно давать карточки с двумя ладошками. Для еще большего усложнения, можно дать одну карточку на двоих-руки одного ребенка а одевает другой ребенок. Игра усложняется со временем -на скорость.

Д/и «Гусеница» (2 - 3 года)

Цель: Развитие цветового восприятия у детей, мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
-развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением гусениц.

Ход игры: раздаются карточки с изображением гусеница из частей разного цвета. Дети должны выложить крышечки на детали гусеницы.

Д/и «Догонялки» (2-3 года)

Цель: воспитывать у детей способность координировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).

Задачи

-повышать уровень развития ребёнка;

- координировать свои действия;

-закреплять знания о цветовой гамме.

-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

-воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Ход игры

Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания.

1 вариант: ребенку необходимо продеть шнурок в произвольном порядке – мышка убегает от кошки.

2 вариант: ребенку необходимо продеть шнурок с мышкой по цветовой схеме в заданном порядке.

Д/и «Собери картинку» (2-3 года)

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Оборудование: карточки с изображением предметов; картинки на деталях фетра, соответствующие изображениям на карточках

Ход игры: перед детьми на столе лежат детали из фетра с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на карточке.

Д/и «Прищепки» (2-3 года)

Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев.

Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения картинки и расположения прищепок. Вспомнить цвета. Развивать мелкую моторику, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.

Ход игры:        

Раздаются карточки нужно разместить прищепки соответствующих цветов. Дети работают как по одному, так и в парах. Самый простой вариант-это раздать карточки с изображением предметов и животных, и размещать прищепки на нужных местах любого цвета в любом количестве, затем строго в точном количестве, а другой вариант необходимо разместить прищепки необходимых цветов, нужное количество как на картинке. Игра усложняется со временем -на скорость.

Д/и «Шарик» (2-3 года)

Цель: Развитие цветового восприятия, координации, ловкости.

Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие. Вспомнить цвета. Развивать координацию движения рук.

Ход игры:

Раздаются карточки-схемы нужно разместить шарики соответствующих цветов. Дети работают по-одному.

1 вариант: разложить шарики в сосуд с помощью щипцов по цветам в любом количестве

2 вариант: разложить шарики в сосуд с помощью щипцов по цветам в определенном количестве, по карточке схеме

Фото материал.

Уголок «Познавательное развитие»

D:\Мои док\МЕТОДИСТ\ВОСПИТАТЕЛи\Украинских С.В\ФОТО Дидактич.материал\IMG_5248.JPG

D:\Мои док\МЕТОДИСТ\ВОСПИТАТЕЛи\Украинских С.В\ФОТО Дидактич.материал\DSC_0041.JPG

Материал: основа ширмы из клеенки, предметные картинки на липучках - нарисованные и покрыты лаком.

D:\Мои док\МЕТОДИСТ\ВОСПИТАТЕЛи\Украинских С.В\ФОТО Дидактич.материал\DSC_0045.JPGD:\Мои док\МЕТОДИСТ\ВОСПИТАТЕЛи\Украинских С.В\ФОТО Дидактич.материал\DSC_0048.JPG

Материал: основа ширмы из клеенки, предметные картинки- нарисованные покрыты лаком, элементы съемные из фетра на липучках

D:\Мои док\МЕТОДИСТ\ВОСПИТАТЕЛи\Украинских С.В\ФОТО Дидактич.материал\IMG_5258.JPG

И еще…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.

Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким категориям как :форма, цвет, величина. Но выполняя простейшие продуктивные задани...

Буклет Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике....