проект "Моя малая родина "
проект (средняя группа)

Марина Алексеевна Чемонова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МАДОУ "Детский сад №276"

 

Проект


в средней группе

 

                                                                                       Воспитатель  Чемонова М.А

г .Барнаул

                                                                      Содержание
Введение.....................…………………………………………………….3
Методический паспорт.....................…………………………………….4
Глава1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.1 Особенности патриотического воспитания..........................................5
1.2 Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми средней группы......................................................................................6
Глава 2.Практическая часть проекта
2.1Этапы реализации проекта...............................................................7
Заключение.............................................................……………………..9
Библиография..............…………………………………………………...10
Приложения............................................................................................11

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. 
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. 
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха в воспитании любви к родному краю, своей маленькой Родине.
 

Актуальность темы.
Мы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Но ведь основа основ нравственно- патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Гипотеза: воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий.
Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, сверстникам и к тем, кто о них заботится.
5. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Составитель работы. Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №210«Солнышко»», Чемонова Марина Алексеевна.
Мотивация к работе.
Повышение своего профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию у детей младшего дошкольного возраста духовно -нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

1.1 Особенности патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. 
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. 
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. 
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм? 
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. 
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин). 
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству. 
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
 

 1.2 Формы работы по нравственно - патриотическому
воспитанию с детьми младшей группы
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, большое внимание уделяется комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своему городу и своей стране.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы начала с проведения бесед о семье. В ходе которых, выделила самого близкого в семье человека - маму. Обратила их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Постаралась вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки. Объяснила детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В ходе беседы ребята рассказали и о других членах семьи. И таким образом постепенно пришли к пониманию того, что такое семья.
В начале учебного года дети познакомились друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе, с участком, с территорией детского сада, со сказочными персонажами на ней, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Рассказала о том, что в группе, в детском саду всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо, и все что их окружает, необходимо беречь. Ребята ознакомлены с трудом сотрудников детского сада – воспитателя, младшего воспитателя, повара и др., знают, что взрослые заботятся о детях. Это вызывает чувство уважения к людям труда, желание оказать им помощь. Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение, знания закрепились в сюжетно-ролевых играх.
«Воспитание любви к родному городу» - одна из задач нравственно-патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город. Знакомство с городом начинается с близлежащих улиц, домов. Наблюдения проводились непосредственно с территории дошкольного учреждения. Дети рассматривали дома, обращала их внимание на то, что домов много, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят их. Объяснила, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. У каждой улице есть свое название. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Дети запоминают название родного города.
Понятие «страна» для детей второй младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Обращала внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, вместе с ребятами к праздникам украшали нашу группу. После праздников, проводила беседы с детьми, спрашивала, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. В своей работе использовала различные виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Глава 2. Практическая часть проекта

2.1 Этапы реализации проекта
Этапы проекта: подготовительный –октябрь, ноябрь, декабрь
основной –  январь, февраль, март
заключительный – апрель ,май
Подготовительный период:
1. Составить план.
2. Выявить знания детей о родном городе, о работающих в детском саду, семье (диагностика) .
3. Составить перспективный план работы с детьми.
4. Оформить папку- передвижку "Мой край родной ", альбом "Мой любимый детский сад", "Профессии моих родителей" .
Основной этап:
1. Реализация проекта через различные образовательные области.
2. Работа с родителями: совместные субботники с детьми и родителями.
3. Участие в выставках, конкурсах.
Заключительный этап:
1. диагностика уровня с формированности знаний.
2. Семейный праздник "Я и моя семья"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта через образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно - ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рождения».
2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «К нам гости пришли», «Кукла Таня идет в гости», «Покажи кукле наш город», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно - не правильно».
3 .Коммуникативные игры: «Пустим имя по ветру», «Назови ласково»
4. Создание альбомов
5. Знакомство с трудом дворника.
6.Экскурсии на пищеблок, прачечную, медицинский кабинет.
Речевое развитие
1. Чтение: "Моя бабушка», С. Капутикян;  «Мой дедушка», Р. Гамзатов;  «Мама», Ю. Яковлев;  «Заплатка», Н. Носов;  «Грипп», «Прививка»  А. Барто;  «О мальчиках и девочках», С. Маршак;  «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский;«Вместе тесно, врозь тесно» Е. Благинина.
2. Заучивание: «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Если был бы я девчонкой», Э. Успенский.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад» 
4. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мое любимое занятие», «Как я отдыхал на море», «Где работают мои родители».
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.
2. Сотрудничество детей с родителями к выставкам.
3. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме.
4. Прослушивание аудиозаписей.
Физическая культура, безопасность, здоровье
1 Физкультурный досуг
2. Составление правил безопасного поведения в группе, дома на улице.
3.Беседы "Как устроено наше тело", "Микробы и мыло".
Взаимодействие с родителями 
1.Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
2 Анкетирование на тему: «Знаете ли вы своего ребенка? »
3. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
4. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
5. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду»
6. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.
 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. 
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. 
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиография
1.Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2012.
2.Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010.
3.Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2010. - №1. - С .16-24.
4.Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 120с.
5.Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.
6..Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
7.Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2011. - №6. - С.8-12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложения 
Приложение 1
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в ДОУ».

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь.
Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.
Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень маленький жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и доверию к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига.
Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. 
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.
Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого.
Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

 

 

Приложение 2
 

Анкета для родителей"Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
1. Заполняет анкету: 
• мама;• папа;• другой член семьи______________________________________________________________ .
2. Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .
3. С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________
4. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? ____________________________________________________________________
5. Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________
6. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ____________________________________________________________________
7. Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
8. Нравится ли вашему ребенку:
• рисовать;
• заниматься физической культурой;
• петь, музицировать;
• играть в подвижные игры;
• слушать рассказы, сказки;
• выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
• играть вместе с другими детьми;
• убирать игрушки;
• ходить на прогулку;
• наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
• ходить в магазин за продуктами;
• участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
9. Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
10. Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
11. Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
12. В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? __________________________________________________________________________________
13. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
14. Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
15. Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
16. Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
17. Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
18. Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
19. Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
20. Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
21. Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
22. Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
23. Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
24. Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
25. Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
• воспитателя;
• педагога-психолога;
• учителя-логопеда;
• музыкального руководителя;
• инструктора по физической культуре;
• другого специалиста (указать)
Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

Папка -передвижка Барнаул мой - мне край родной"

  ФОТО

 

 

 

 


 

     

 

 

 

 

 

 

 

           Приложение 4
           Уголок для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5
Конспект сюжетно- ролевой игры «Семья»
в  ср. гр.

Программное содержание: 
1.Формировать у детей элементарные представления о семье: о членах семьи, о труде родителей, о традициях семьи.
2. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
3. Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём чистоту и порядок. Воспитывать чувство гордости за свою семью, любовь к близким, уважение к своим товарищам, партнёрам по игре, стремление к единению и сплочённости.
Игровой материал: куклы, мебель, посуда, строительный материал, игрушки – животные , ванночка, одежда, коляска. 
Подготовка к игре: наблюдение за работой няни и воспитателя в ясельной группе; наблюдение за тем как мамы гуляют с детьми, как мамы кормят, купают маленьких братишек и сестрёнок. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е.Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», постройка мебели, машин.
Игровые роли: мама, папа, дочка, собака, кошка, куклы.
Игровые ситуации:
1. Воспитатель вносит в группу большую красивую куклу.
«Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату». 
После этого напоминает детям, как можно играть с куклой: носить её на руках, катать в коляске, на машине, кормить, купать, переодевать. 
Затем дети играют с куклой самостоятельно. 
2. Воспитатель вносит в группу две куклы. Игры с двумя куклами уже обязывают к совместной деятельности детей: девочки кормят кукол, моют посуду, кормят кошку, собаку; мальчики строят машину, приглашают девочек вместе с куклами поехать куда-нибудь отдыхать: в парк, на речку, в лес и.т.д.
3. Роль кукол, домашних животных, членов семьи исполняют сами дети, воспитателю достаточно только напоминать о возможных ролях, чтобы началась игра. «Дети, кто хочет быть Оксаной? Мамой? Папой? Кто будет кошкой? Собакой? И.т.д. Близость воспитателя, а часто и включения его в игру необходимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 6
Консультация для родителей

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
Для чего нужны семейные традиции и обычаи?
Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями.
Традиции ‒ неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.
если в вашей семье еще не успели родиться какие-то особенные, присущие только вашей ячейке общества традиции, это никогда не поздно исправить.
• Соберите семейный совет и придумайте, что именно и как, должно превратиться в традицию. Пусть каждый выскажет свое пожелание, а дальше примите компромиссное решение.
• Самым важным будет первое воплощение вновь утвержденной традиции. Нужно все сделать так, чтобы она обязательно доставила удовольствие всем членам семьи, и уже к следующему разу ее будут ждать с нетерпением.
• Дальше дело только за временем и точностью соблюдения вновь рожденных правил.
И небольшой список самых распространенных традиций, которые вы можете взять на вооружение в том виде, как они есть, или адаптировать под собственное понимание:
1. Совместные игры взрослых с детьми. Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей.
А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.
2. Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.
3. Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!
4. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.
5. Совместные приемы пищи. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.
Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.
6. Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.
Поверьте, ваши дети будут целый год вспоминать августовский звездопад и утреннюю рыбалку.
7. Культурно-познавательные мероприятия. Посещать музеи, выставки, спектакли и хорошее кино вместе с домочадцами.
8. «Фотохроники». Имеется в виду поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, в который вы не буде забывать вкладывать общие фотографии, где запечатлены взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах.
9. Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.
10. Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.
Не забывайте о том, что подобные действия создают ту единственную и такую дорогую атмосферу родного дома.
Поэтому соблюдайте старые семейные традиции и не забывайте заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье. Растите счастливых людей, желающих обогатить ваши традиции своими.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект "Моя малая Родина".

Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...

Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "

laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...