Использование ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Даянова Ирина Владимировна

Экологическое воспитание и образование детей

– это чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

 Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_triz_vystuplenie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Даянова И.В.

Педагог дополнительного образования

МДОУ Новоспасский детский сад №7

Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании

детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание и образование детей

– это чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

 Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

ТРИЗ

– является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательных задач представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них:

- Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.

Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку

. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например:

«Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?»

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является – синектика.  

Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм).

Понятие «Синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.

В основе метода синектика лежит использование различных аналогий:

прямой, функциональной, фантастической

Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким - либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

Прием прямой аналогии

используется начиная с младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами.

Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д. В старших группах эти сравнения усложняются.

Прием функциональной аналогии

. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.)

Прием фантастическая аналогия

Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием используют начиная со среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

Метод Эмпатия

В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту.

Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту проводится поэтапно. Сначала рассказывается, что чувствую в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, воспитатель дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом служит самостоятельное рассказывание, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.

 Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. Детям среднего возраста предлагают отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?»

- Метод противоречия (проблемные ситуации).

Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать.

Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры

«Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.»

Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо. В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных:

• Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

• Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

• Олень большой, а заяц маленький (размер)

• Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

• Петух - птица, а кошка - животное (вид)

В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами.

«Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим»

Метод «Системный анализ».

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является

. Этот метод используют с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали:

Зайчонок - заяц – зайчище;

По вертикали, знакомить с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

- Метод маленьких человечков.

Одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества.

Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками.

В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества: - твердое вещество изображается схемой

«Человечки с сомкнутыми руками ». Таким образом моделируются камень, лед и др. ; - жидкое вещество изображается схемой

«Человечки с опущенными руками» Таким образом моделируются вода, сок и др. ; - газообразное вещество изображается схемой

«Бегущие человечки»,которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.

С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

Круги Луллия

Изобретение Р. Луллия позволяет формировать у детей понятия

«объект» - «признак» - «проявления признака»

; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.

 Учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

 Технологическая цепочка проведения игры: 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. 2. Ставится задача. 3. Круги раскручиваются, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. 4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.

Метод фокальных объектов

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т. кдети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные

отличительные признаки диких и домашних животных, птиц, и на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Пример: Фокальный объект –

кошка, выбираем два случайных объекта: ёлка и солнце.

Предлагаем детям назвать их признаки, воспитатель фиксирует, то, что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки поочередно на второй объект. – Ёлка какая? Колючая, зеленая, пушистая. – Солнце какое? Лучистое, яркое, тёплое. Переносим эти качества на кошку – фокальный объект: Колючая кошка Зеленая кошка Лучистая кошка Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше обыграть через игры

Игры по системе ТРИЗ.

Игра «Да – нетка»

Суть игры заключается в разгадке какого-то загаданного объекта. Один человек загадывает – другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Для того, чтобы научить ребенка задавать правильные вопросы, необходимо научить его отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира. Для этого используется

примерная схема классификационных признаков объектов материального мира

Игра «Найди друзей»

Цель: обучить сравнению разнообразных систем. Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием

«функция»

. Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. – Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон, олень, верблюд, может собака – на Севере). Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Игра «Чем был – чем стал»

Цель: закрепить знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделять их свойства. Ведущий называет материал (глина, дерево, стекло, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Ход игры:

Стекло . Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы:

Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка).

Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Статья: "Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

ТРИЗ - технологии дают возможность проявить свою индивидуальность, учат детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противор...

Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....

Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного  отношения к растительному и животному миру, развитию  способности  к чувственному во...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...