«Коммуникативные игры для детей III группы с РДА»
статья

Соколова Татьяна Витальевна

Аутизм представляет собой расстройство развития, которое существенно влияет на вербальное и невербальное общение и на взаимодействие с социумом, в основном он становится очевидным к трехлетнему возрасту.

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по-особенному и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и соавторов. Проявляются четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы (О.С. Никольская, Е.Р. Боенская, М.М. Либлинг):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_dlya_detey_s_rda.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Творческий час

«Коммуникативные игры для детей III группы с РДА»

                                                                 

                                                                     

                                                                     Подготовила: Соколова

                                                              Татьяна Витальевна,

                                                               учитель-дефектолог

г. Рубцовск 2023

Аутизм представляет собой расстройство развития, которое существенно влияет на вербальное и невербальное общение и на взаимодействие с социумом, в основном он становится очевидным к трехлетнему возрасту.

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по-особенному и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и соавторов. Проявляются четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы (О.С. Никольская, Е.Р. Боенская, М.М. Либлинг):

1-я и 2-я группы – самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный.

1-я группа РДА – полная отрешенность от происходящего. Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:

  • полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая перелезая поверху);
  • отсутствует эмоциональный контакт со взрослым;
  • реакция на внешние и внутренние раздражители слабая, болевые пороги снижены;
  • лицо сохраняет выражение отстраненности;
  • речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено;
  • ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;
  • выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.

Задачей этого типа саморегуляции является сохранение себя от воздействий внешнего мира и стремление к эмоциональному комфорту.

Таких детей еще называют «отрешенные дети с лицом принца»

2-я группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью:

  • ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль);
  • активно требует сохранения пространства в окружающей среде: одинаковой пищи, постоянных маршрутов прогулки, тяжело переживаются перестановку мебель, смену одежды и т.д. При этих изменениях как реакция – отказ от пищи, утрата навыков самообслуживания;
  • наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;
  • вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п.
  • речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд, адресованных любым присутствующим;
  • характерна чрезмерная связь с матерью, невозможность оставить ее даже на короткий срок;
  • иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери.

Так же эту группу называют – «активно отвергающие дети», «тираны семьи»

3-я группа РДА -  захваченность аутистическими интересами, характеризуется следующими показателями:

  • наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка;
  • противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений;
  • часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.

Второе их название – «захваченные энтузиасты»

Аутизм детей 3-й группы обозначаются как «захваченность аутистическими интересами». Интересы детей постепенно переходят на уровень сверхценных увлечений. Особая природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и изолированностью.

У одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других – механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники). Уже в дошкольном возрасте сверхценные интересы выражаются в форме коллекционирования. У одного это могут быть одни и те же игрушки, у другого – многообразие картинок, наклеек, календарей, этикеток и книжек на одну и те же тему, а некоторые коллекционируют какие-либо бытовые или электротехнические приборы – ключи, «пальчиковые» батарейки и т.п.

Дети 3-й группы – это основной контингент аутичных детей, попадающих в любые специализированные дошкольные коррекционные группы. Они также смотрят как бы сквозь вас. Эмоциональный уровень развития детей 3-й группы более высок, и при частной встрече со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь – закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Аутодиалоги, аутомонологи, эхолалии называния себя во втором, третьем лице, по имени, вычурность интонации -  вот многообразие спектра специфических речевых нарушений детей 3-й группы аутизма. Эти дети выдают все «секреты» домашнего и детсадовского воспитания: «Замолчи, закрой рот, сейчас в угол пойдешь», - сам себе говорит ребенок, прикрывает сам же себе рот, продолжая при этом без умолку болтать, а потом сам же себя ставит в угол. Именно эти дети надоедают родителям одними и теми же темами разговоров, многократным повторением одних и тех же новых звучных слов, а также бесконечным задаванием одних и тех же вопросов с требованием ответов на них. Ребенок, увлекающийся сантехникой, с радостью встречает всякого нового человека и ведет его показывать смывной бочок и рассказывать о том, как он устроен. А ребенок, увлекающийся электроприборами, будет каждому человеку рассказывать о том, что вчера перегорела лампочка.

Стереотипии в речевых высказываниях, играх, рисунках, проявляются в многократном воспроизведении одного и того же. Ребенок изо дня в день изображает на рисунках одно и то же, проигрывает одни и те же мультфильмы, возвращается по многу раз к одним и тем же грекам на дисках, чем приводит родителей в жуткое раздражение. У детей этой группы отмечаются бредоподобные фантазии (по В.М. Башиной). Так, ребенок, увлекающийся всевозможной техникой, любил рисовать всевозможную музыкальную аппаратуру, аудиокассеты и при этом «перевоплощаться» в компакт-диск. Он собирал волосы на макушке в «хвостик», стереотипно кружился вокруг своей оси и говорил: «Я CD, я CD…» Дети заставляют родителей каждый день читать одни и те же книжки, говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты или просто «очень плохие слова»).

При активной психолого-медико-педагогической коррекции можно «вытянуть» ребенка 3-й группы. Такой ребенок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по программе школы 8-го, так и 7-го вида.

4-я группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми, является наименее тяжелой:

  • ребенок способен к общению;
  • сохранны интеллектуальные функции;
  • речь аграмматична, нарушено употребление местоимений;
  • выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов;
  • круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

По другому их называют – «сверхтормозимые», «висящие на матери» дети

Дети 1-2 группы практически недоступны продуктивному контакту, не способны к выполнению обычных заданий.

С 3-4 группой специалисту удается установить контакт. У них отмечается разный уровень и неравномерность достижений, развития интеллекта. Со временем в развитии ребенка возможно, как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, и утрата приобретенных навыков.

Таким образом аутизм проявляется по-разному. Некоторые аутисты нуждаются в постоянно поддержке, так как имеют своеобразные неконтролируемые проявления или неспособность слушать окружающих и отвечать им. Другие нуждаются в минимальной поддержке.

По мнению большинства современных авторов, ранний детский аутизм представляет синдром или группу сходных синдромов разного происхождения. Более четко очерченными являются те варианты синдромы, которые получили наименование синдромов Канера и Аспергера. Несмотря на наличие определённых различий, разграничение их весьма условно.

Картотека коммуникативных игр для детей с РДА

 

 

«Твоя ладошка, моя ладошка» Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

 

«Ладушки» Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки…»

Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

 

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Педагог (родитель) берет ребёнка за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывем, Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись, ты и я…                

 

«Покатаем мячик» Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

                               

«Передай мяч»

Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом и другими детьми.

Игра проводится в подгруппе с детьми 3-й и 4-й групп дизонтогенеза.

Педагог (родитель) передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т.д.

 

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог (родитель) пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

Некоторые дети 1-й и 2-й групп первое время боятся дотрагиваться до пузырей, а впоследствии с удовольствием хлопают по ним.

 

 

 

Игры с воздушным шаром

Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом, зрительного внимания, ручной координации.

Шарик летит и падает легко, не пугая и не возбуждая ребенка. К тому же шар отличается прозрачностью, напоминая огромный мыльный пузырь, что особенно привлекает аутичного ребенка.

Игру можно сопровождать стихотворением:

Мы возьмем воздушный шарик, И подкинем высоко. Мы за ниточку ухватим, И посмотрим на него:

Полюбуемся, как шарик

Опускается легко.

                                                С. Ихсанова

 

«Бумажный листопад»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев».

 

«Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (родителем), обучение соблюдение очередности и аккуратности при выполнении задания. Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д.

 

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизации дыхания.

Педагог (родитель, специалист) привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

 

«На острове чаек»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания, расслабление.

Педагог (родитель) и ребенок слушают релаксирующую музыку со звуками природы («Море», «Остров чаек»). Во время прослушивания спокойной музыки взрослый и ребенок сидят, иногда смотря друг на друга, держатся за руки. Когда музыка сопровождается криками чаек, педагог (родитель) предлагает имитировать полет птиц взмахами рук. Когда слышны звуки ветра, педагог побуждает ребенка дуть на тюлевую занавеску, «делая ветерок».

«Водим хоровод»

Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы.

Игру хорошо проводить в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку.  

Дети 1-2-й, а иногда и 3-й, 4-й групп на первых порах не могут войти в круг, затыкая уши, закрывают глаза, отворачиваются, убегают. Но со временем научаются удерживаться в круге, улыбаются, смеются, заглядывают в глаза.

 

«Пузырь» (русская народная игра)

Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы, активизация речи и дыхания.

Педагог побуждает встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра проводится после адаптации детей в группе.

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой! Оставайся, пузырь,

Вот такой, вот такой! И не лопайся!

Лопнул: «ш-ш-ш-ш»!

 

«Догонялки»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог (родитель) предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

 

«Напугаю, напугаю»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог изображает «рожки», бежит за ребенком, приговаривая: «Забодаю-забодаю!» Поймав ребенка, делает ему «козу». Затем роли меняются. Дети 3-й и 4-й групп хорошо усваивают правила игры, с удовольствием в нее играют.

 

«Птички»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Первый вариант. Педагог (родитель) показывает ребенку (детям), как летают птички, и предлагает ребенку (детям) «полетать» вместе с ним со словами: «Полетели-полетели!» Второй вариант. Задание усложняется: педагог садится на корточки, стучит пальцем по полу, показывая, как птички клюют зернышки. Дети повторяют за педагогом.

 

«Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Педагог (родитель) берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

 

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Педагог побуждает детей 1-й и 2-й групп подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, а детей 3-й и 4-й групп – кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку.

 

«Снежок» Цель: формирование коммуникации между детьми группы.

Педагог читает стихи:

Встали дети в кружок, Увидали снежок:

- Кому дать? Кому дать?

Кому снежок передать?

Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребёнка, например: «Передаю снежок Саше».

 

 

Речедвигательные упражнения  

 

Задачи: развитие контакта у детей в подгруппе; формирование способности к сотрудничеству друг с другом; формирование способности к подражанию; развитие способности выражать эмоции и настроение. Игры «заражают» положительными эмоциями, активизируют психическую и речевую деятельность, способствуют накоплению словаря, формированию чувства ритма. «Цветочки»

Два ребенка –«цветочка» имитируют движения, а один ребенок вместе с педагогом сопровождает действия чтением стихотворения. Затем дети меняются ролями.

 

Мы цветочки посадили,          Дети приседают.

Мы водою их полили,             Сидя на корточках («поливают») И цветочки подросли,             Встают и становятся на носочки.

Лепесточки подняли,              Поднимают и тянут руки в стороны,

А потом их наклонили,           Опускают руки вниз,

И всех нас благодарили.         Прикладывают руку к груди.

 

(С. Ихсанова)

 

«Продавец ребятам рад» Продавец ребятам рад       Дети в кругу хлопают в ладоши.

В магазине для ребят.    

Есть матрешки расписные, (Ставят руки на пояс, поворачивают               туловище вправовлево)

Есть машинки заводные,   «Ездят на машинках- крутят «руль»)

Золотые рыбки                   «Плавают»

И всем нам – по улыбке!     Улыбаются.  А. Никитина

«Сад»

Оборудование: муляжи фруктов.

Дети становятся в круг, а один ребенок – «лентяй» - сидит в кругу, изображая спящего.

 

Мы весной сажали сад,      (Дети изображают, как едят яблоки).

А наш Ваня спал меж гряд.

Вот мы яблоки едим.

Нам лентяев здесь не надо!   (Грозят пальцем).

Ваня. Выходи из сада!            (Зовут).

Фрукты – радость для ребят,  (Прыгают).

Их в садах для нас растят.        А. Никитина.

 

«Речка»

Как приятно в речке плавать!         («плавают»)

Берег слева, берег справа.              (Повороты вправо-влево) Ручка лентой впереди,           (Потягиваются, вытянув руки вперед).

Сверху мостик – погляди.     (Потягиваются, руки вверх).

Чтобы плыть еще скорей,      («Плавают»).

Руками двигай побыстрей.

    А.Никитина

 

«Медведь» Ходит по лесу медведь,   (Дети ходят вперевалочку).

Бродит по лесу медведь.

Стужа, стужа на носу.    (Потирают носы).

Очень холодно в лесу!   (Обхватывают себя руками, потирают предплечья). Стал на цыпочки медведь,   (Становятся на цыпочки) Лапы вытянул медведь:     (Вытягивают руки).

-Ветер, ветер, не свисти,    (Отрицат.жест указ.пальцем)

Тучей снежной не лети!    (Грозят пальцем)

Тихо, тихо, тихо стало -    (Руками плавно из стор. а сторону) Снег лежит как одеяло.    (Присели, поглаж.движения руками).

Снег на землю упал.        (Встают и встряхив.руки).

А куда медведь пропал?   (Разводят руки в стороны, изображая удивление).

-Кончилась тревога -     (Подкладывают сложенные руки под голову).

 Буду спать в берлоге. (По мотивам стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу».

 

«Мишка»

Двое-трое детей вместе с педагогом водят хоровод, в середине которого ходит ребенок – «мишка2. 

Дети.

    Мищка, мишка, что с тобой?

     Ходишь ты совсем больной!

Мишка.                        Ой-ой-ой!

                                      Ой, живот болит!

                                Ой, меня тошнит!          (Поглаживает свой живот).

 

Дети.                      Мишка, мишка, не болей!                                Лучше чаю ты попей!

(Дети дают «чашку», мишка имитирует питье).

Педагог.      Давайте пожалеем мишку!

Предлагает каждому погладить мишку со словами:

                              Мишку все мы пожалеем,                               И теплом его согреем.                                    С. Ихсанова.  

 (Педагог предлагает каждому ребенку обнять мишку).

Литература:

1. «Аутичный ребенок: Пути помощи»; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

2. «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками»; Ихсанова С.В.

3. Учебное пособие «Педагогические инновации в инклюзивном образовании в школе»; проект INOVEST.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

Развитие коммуникативных умений у детей средней группы в театрализованных играх

Структура проекта по развитию коммуникативных умений у детей 4-5 лет через театрализованную деятельность 1. Введение1.1.Анализ внешней ситуации.1.2.Анализ внутренней ситуации.1.3.Проблематика....

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию для детей младшей группы Дидактическая игра «День рождения куклы Маши»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьмипо социально-коммуникативному развитиюдля детей младшей группыДидактическая игра «День рождения куклы Маши»...

Коммуникативные игры для детей средней группы

Развивать внимание,речь,мышление....

Игровые коммуникативные технологии. Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста.

Игровые коммуникативные технологии.  Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Коммуникативные игры для детей в подготовительной к школе группе

Большое значение в  воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится  коммуникативным  играм. Именно в  них  повышается умственная активность...