Картотека дыхательной гимнастики
картотека (младшая группа)

Халипина Елена Алексеевна

Комплексы дыхательной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего возраста

 Дыхательная гимнастика развивает речь ребенка, дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. С помощью дыхательных упражнений можно также проводить профилактику простудных заболеваний. Выполнять эти упражнения стоит не реже 3-4 раз в неделю, от 2 до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7 минут нужна смена деятельности.

Комплекс №1

«Пузырики» Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 «Насосик» Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Говорилка» Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

 «Самолет» Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу - жу - жу (делает поворот вправо) Жу – жу - жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жужу – жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

 «Мышка и мишка» У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш – ш - ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт.

«Ветерок» Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

«Курочки» Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

 «Пчёлка» Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу – жу - жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)( вдох был через нос, и дыхание было глубокое). Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

 «Косим траву» Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу - зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. ⎫ Зу-зу, зу-зу, ⎫ Косим мы траву. ⎫ Зу-зу, зу-зу, ⎫ И налево взмахну. ⎫ Зу-зу, зу-зу, ⎫ Вместе быстро, очень быстро ⎫ Мы покосим всю траву. ⎫ Зу-зу, зу-зу.

«Мишка» Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим: «Ух-Ух-Ух»

Комплекс №2

«Цветочек» Подносим к ребенку цветочек. Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!». Затем «берем» воображаемый цветок.

 Упражнение повторяется «Слон» Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона») Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»

«Шарик» Держите ладошки вашего малыша , плотно прилегающие друг к другу. Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик. «Вот какой шарик получился!»

«Машинка» Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И».

 «Свеча» Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой. Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.

 «Волшебник» Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».

«Комарик» Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»

 «Любимая игрушка» Вместе с малышом погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки, мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-АА», «О-О-О», «У-У-У», а, затем, сливая звуки «А-О-У».

Дыхательные упражнения для укрепления иммунитета, которые можно выполнять в режимных моментах и в образовательной деятельности во время двигательной активности «Часики» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

 «Трубач» Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

«Петух» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

 «Каша кипит» Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

«Паровозик» Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

«На турнике» Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Комплекс №3

«Шагом марш» Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1, 5 мин.

 «Летят мячи» Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

«Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-сс». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

«Регулировщик» Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

 «Вырасти большой» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

 «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-мм-м».

«Маятник» Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят» Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

 «Семафор» Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

«Аист» Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«Дровосек» Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

 «Мельница» Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

«Конькобежец» Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Сердитый ежик» Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком, три-пять раз.

Комплекс №4

«Лягушонок» Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

«В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Веселая пчелка» На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Великан и карлик» Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня, к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням. Дыхательные упражнения по временам года «Ветер, ветер» Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы (можно во время упражнения поднести ладошку ко рту и почувствовать каким бывает ветер). У весны ветер ласковый, нежный, теплый – ф-ф-ф… У лета ветер жаркий, согревающий – х-х-х… У осени – прохладный, свежий – с-с-с… У зимы – холодный, студеный – в-в-в…

 «Снежная буря» Внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.

«Сдуваем снежинку» Ребенок держит ниточку со снежинкой, делает вдох и дует на нее.

«Листопад» Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и предложить подуть на листья, так, чтобы они полетели.

 «Пушок» На ладошку положить легкое перышко и предложить дуть на него. Необходимо следить, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

«Воздушный шарик» Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая вдох, надувает живот, представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Затем медленный выдох и живот сдувается.

«Воздушный футбол» Дети садятся за стол, перед ними два ватных шарика. Необходимо дуть на шарики как можно сильнее, стараясь задуть их в ворота.

«Подуй на одуванчик» Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, сдувая пух одуванчика.

«Парящие бабочки» Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела.

 «Мыльные пузыри» На улице малыши тренируют свое дыхание с помощью мыльных пузырей. «Буря в стакане» Перед ребенком стоит стакан с водой и трубочкой. Необходимо дуть в трубочку, чтобы получились пузыри.

 «Кораблики» На столе стоит тазик с водой, по разные стороны которого сидят дети. Они по очереди дуют на пенопластовый кораблик друг другу.

«Песочная буря» Ребенку дают трубочку. Необходимо дуть в трубочку и воздушной струей  рисовать песком на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...

Картотека дыхательной гимнастики

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

Картотека Дыхательной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы....

картотека "Дыхательная гимнастика"

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....