НОД по театральной деятельности для дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Лазарева Олеся Леонидовна

Цель:

Формирование умений детей проводить элементарное инсценирование этюдов, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми, уметь понимать и выражать средства музыкальной выразительности передавая их в творчестве - танце.

Задачи:

Обучающие: Обучать правильному подбору слов при слушании характера музыкальной пьесы. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Накапливать багаж знаний по театральным терминам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес и желание участвовать в театрализации.

Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Интеграция образовательных областей«Художественно – эстетическое развитие»«Социально-нравственное развитие»«Физическое развитие».

Предварительная работа:

- чтение и анализ сказки «Теремок»;

- упражнения на развитие интонационной выразительности;

-обыгрывание и распределение ролей в театре кукол;

-работа над сценической речью; (ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)

Материалы и оборудование: шляпка, картинки с обозначением театральных профессий и терминов, пособия веселой и грустной улыбок, маски к сказке «Теремок», фонограмма «Театр»«Полька»«Избушка на курьих ножках»«Паровозик».

Содержание непосредственной образовательной деятельности детей :

1. Организационный момент:

(Дети проходят под песню о театре в зал, становятся полукругом).

Воспитатель.

Добрый день, мои друзья!

Вас здесь видеть рада я!

Вы снова в нашем чудном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали?

Всем в зале «здравствуйте» скажите,

Друг друга за руки возьмите.

В круг вас встать я прошу

Игру-приветствие начну.

Воспитатель.

-Дорогие мои ребята я предлагаю вам отправиться в наше замечательное путешествие, в Страну Театралию. Но прежде, я хочу, перед тем как отправиться в наше путешествие, со всеми кто находится в нашем зале, поделиться своим хорошим настроением. Я могу поделиться своей радостью, передать свою красивую шляпку по кругу с веселой улыбкой. Я буду рада, если эта яркая шляпка возвратиться ко мне также с хорошим настроением.

(дети передают шляпку соседу улыбаясь друг другу с приветствием).

- Ко мне вернулась моя шляпка с хорошим настроением, и мое настроение стало еще прекраснее!

- А теперь я предлагаю поприветствовать всех, кто живет на нашей земле:

- Здравствуйте, ладошки (хлопки)

-Здравствуйте сапожки! (топают)

- Здравствуйте лягушки (ква-ква)

- Здравствуйте, кукушки (ку-ку)

- Здравствуй, шустрый ветерок

- Здравствуй, детский голосок!

-Здравствуй, сонная ворона!

- Поезд длинный у перрона (ту-ту)

-Добрый день ручным часам (тик-так)

- Громким детским голосам,

- Здравствуй, бурная река!

- В синем небе облака!

Воспитатель.

- А сейчас я приглашаю совершить вам, ребята, наше далекое путешествие, в необычную, сказочную страну, в страну, где на каждой станции происходят чудеса и превращения, где живет сказочная музыка и начинают говорить зверята. Вы догадались, что это за страна?

(Дети отвечают) – Страна Театралия!

Воспитатель:

Итак, путешествие начинается, и мы поедем на поезде. Я сегодня буду кондуктором и всем бесплатно раздам билетики. В путь! (звучит музыка, дети двигаются паровозиком друг за другом.

(Дети продвигаются до 1 станции «Театральное дерево». Дети разгадывают театральные загадки.)

Театральные загадки для детей с ответами

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии —. (актёр)

Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актёров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижер,

Но зовётся —. (режиссёр)

Если хочешь стать другим, —

Призови на помощь. (грим)

Порой в театре так нужны,

А для спектакля так важны

Такие вещи, что купить,

Доставить выстроить, сложить

На сцене просто невозможно.

Но сделать их подобье можно.

Есть в театре территория,

Где готовят … (бутафорию)

То царём, а то шутом,

Нищим или королём

Стать поможет, например,

Театральный… (костюмер)

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы (аплодисменты)

Если кто-то дал вам в дар

Чудо-контрамарку,

Это значит – одарил

Вас таким подарком.

С ней бесплатным предстоит

Вход и посещенье

Иль театра, иль кино -

Ждите представленья!

Тут подвоха вовсе нет -

Дан вам в дар входной. (билет)

В оформлении лица –

Парики, раскраска,

И шиньоны, и накладки,

И наклейки, маски –

Это всё для грима нужно,

Нужно всё, без спору.

Нужно мастеру по гриму –

Художнику-(гримёру)

Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие (декорации)

Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко –

Гардероб есть. Или проще –(раздевалка)

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - (сцена)

Воспитатель

- Молодцы, ребята. Вы достойно все справились с заданиями и, я могу сказать, что вы начинаете делать большие успехи в области театра.

А теперь, поезд нас зовет на следующую станцию – «Сказочную», вперед! (дети двигаются к следующей точке зала). А, здесь, нас ожидает необычный сказочный театр - театр свиток и мы превращаемся в маленьких актеров в сказке «Теремок».

Сказку мы сейчас расскажем,

«Теремок» всем вам покажем.

Итак, сказка начинается….

Мышка по лесу бежит,

Бедной мышке негде жить.

Трудно мышке жить одной,

Нужен домик ей сухой: пи-пи-пи, кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

(никто мышке не ответил, забежала она в него и стала там жить-поживать)

На лесной полянке теремок стоит

И к нему лягушка весело спешит.

Бойко скачет«Ква-ква-ква»

Полюбуйся какова: кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Мышка я, заходи сюда.

(Стали жить они вдвоем)

Зайка веселится,

Прыгать не боится,

Вдруг остолбенел дружок,

Он увидел теремок: кто-кто, в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Это я мышка-норушка и лягушка квакушка, заходи к нам.

(И стали они жить втроем).

Тут идет петушок золотой гребешок

Увидел терем-теремок

И как громко запоет: кто- кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Это я мышка – норушка, я лягушка- квакушка, а я зайчик - побегайчик, заходи к нам.

(И стали они жить вчетвером)

Только слышим вдруг в лесу

Раздается «У» да «У».

Тяжело медведь ступает,

Снег пушистый загребает,

Он в берлоге пролежал,

Только лапу и сосал: кто- кто в теремочке живет, кто- кто в невысоком живет?

- Это я мышка – норушка, я лягушка- квакушка, а я зайчик - побегайчик, петушок - золотистый гребешок, заходи к нам.

Ох, полез медведь в теремок, да сломался и все звери наутек.

Но, не стоит унывать, стали новый дом латать.

Выстроили вот такой, можно жить там всей гурьбой.

Стали жить они все вместе, распевать все дружно песни.

— В теремочке будем жить,

Крепко накрепко дружить,

Вместе будем мы трудиться,

Будем петь и веселиться!

Воспитатель.

Вот и сказочке конец. Кто же слушал - молодец!

Все звери танцуют веселую польку.

А наше путешествие не закончилось и ждет нас еще одна станция«Музыкальная».

(ребята под музыку двигаются на следующую станцию).

Воспитатель

А на этой станции ребята, нас ждут зрительные ряды и мы превращаемся в слушателей. Отгадайте о чем я?

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет,

Метла - старушкин самолет! (дети отгадывают загадки).

Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальную пьесу, которая так и называется «Избушка на курьих ножках». Мы должны определить, какая музыка прозвучала по характеру, что вы представили себе, когда прослушивали ее, а потом, представиться возможность передать свое настроение и настроение музыки в веселом танце.

Дети слушают музыкальное произведение «Избушка на курьих ножках»

Беседа (произведение громкое, сказочное, фантастическое. веселое, радостное)

А теперь мы попробуем все дружно изобразить Бабу Ягу из музыкальной пьесы танцевальными движениями.

А сейчас отгадайте загадки от Бабы Яги.

- Перепутала Баба Яга персонажей из сказок. Давайте поможем вернуть героев в свою сказку.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом

Кем же были эти, маленькие дети.

Плутовка пела под окошком: “Я угощу тебя горошком”. Поверил песням петушок и сразу угодил в мешок.

И зайчонок и волчица-

Все бегут к нему лечиться.

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех- веселят всех,всех.

Зайку выгнала лиса… Плачет зайчик«Вот беда!» Волк, медведь и петушок Помогает зайке. Вот! Догадались вы, друзья, Что это за сказка?

Ну вот и заканчивается, ребята, наше увлекательной театральное путешествие, вы были сегодня такие ловкие, умелые, артистичные и интеллектуальные. Что же больше всего ребята вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

И, чтобы остаться после нашего путешествия с хорошим настроением, я предлагаю и вам, ребята, сыграть в заключительную игру.

(детям раздаются пособия веселой и грустной улыбок)

Словесная игра «Да-нет»

А теперь игра для нас, позабавимся сейчас.

То, что киски любят кушать,

Буду вам я называть.

Но не нужно долго думать,

Надо быстро отвечать.

Будете мяукать если будет «да», (Приставляем к губам улыбочку,

фыркните в ответ, если будет «нет» (приставляем к губам грустную улыбку).

Любят кошки молоко… («Мяу!»(Веселая улыбка)

Пьют его они легко. («Мяу!»(Веселая улыбка)

Любят очень рыбку… («Мяу!»(Веселая улыбка)

Рогатую улитку… («Фу!»(Грустная улыбка)

Очень любят Кити-кэт… («Мяу!»(Веселая улыбка)

И капусту на обед… («Фу!»(Грустная улыбка)

Очень любят мышек… («Мяу!»(Веселая улыбка)

И компот из шишек… («Фу!»(Грустная улыбка)

Вискас обожают… («Мяу!»(Веселая улыбка)

И ночами лают… («Фу!»(Грустная улыбка)

Воспитатель.

-Замечательно! Спасибо всем! Все старались, молодцы!

И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь станет настоящим артистом.

А сейчас отправимся обратно на нашем театральном веселом паровозике обратно в группу! (дети под музыку покидают зал).

Список использованной литературы:

1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.

2. Иванова Г. П. «Театр настроений»

3. Игры, викторины и конкурсы; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.

4. Петрова Т. И. «Театральные игры в детском саду

5. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений

для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.

6. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

7. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Речевые праздники и развлечения в детском

саду; ГНОМ и Д - Москва, 2009. - 112 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность младших дошкольников

Театральная деятельность младших дошкольников...

Методические рекомендации "Организация театральной деятельности с дошкольниками"

В методической рекомендации раскрыто значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника. Прописаны примеры организации театрализованной деятельности в детском саду. Определены задач...

Консультация для родителей «Театральная деятельность младших дошкольников»

Консультация разработана с целью информирования родителей о важной роли театрализованной  деятельности в дошкольном детстве для обогащения жизненного и игрового опыта детей....

Мастер - класс на тему: «Театральная деятельность старших дошкольников, как средство познания социальных норм»

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Хочется также заметить, что ребёнок «лепит» образ своего геро...

Консультация для родителей "Особенности русского народного фольклера в театральной деятельности младших дошкольников"

Возраст детей трех-четырех лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной б...

Консультация для родителей по теме «Театральная деятельность младших дошкольников»

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных ...