Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»
статья (средняя группа)

Рогожина Юлия Николаевна

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы».

Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания. Значение художественной литературы трудно переоценить. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.

«Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открывать, вырастить и воспитать» - писал С. Я. Маршак.

Читать умеют и могут научиться все, но не все, к сожалению, становятся читателями на всю жизнь. Научить читать проще, чем научить хотеть слушать.

Существует много различных современных методов и очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Я задумалась над этим вопросом и решила использовать в своей деятельности с детьми – технологию «Сторисек».

В переводе с английского «Сторисек» - «Мешок историй». Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» - Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».

Что же это за мешок историй, что находится в мешке? Это настоящий мешок, сшитый из материала, внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга, которая дополняется мягкими игрушками, реквизитами, аудиозаписями, словесными играми.
В мешок можно положить, например, маски, пальчиковый театр, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению. Всё это помогает оживить книгу, развивает понимание прочитанного сюжета.

Цель использования технологии «Сторисек» с детьми дошкольного возраста: развитие у детей любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.

Задачи:

Образовательные: 

- Формировать навык обсуждения художественного произведения.

- Совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать словарь.

- Вызвать у детей эмоциональный отклик от художественного произведения

Развивающие:

- Развивать у детей умения объяснять, рассуждать, делать выводы.

- Развивать интонационную выразительность, выразительность мимики и жестов.

- Развивать мышление и воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Мною была внедрена технология «Сторисек» по следующим художественным произведениям русских народных сказок: «Теремок», «Репка».

Я хочу представить работу по созданию «Сторисек» по сказке «Репка».

На подготовительном этапе я определила литературное произведение, в соответствии с тематическим планированием.

Далее подготовила наш «волшебный» мешок для «Сторисек», украсила его красочными буквами из фетра.

Затем подобрала компоненты для «Мешка историй» по сказке «Репка»:

1. Русская народная сказка «Репка», книги с красочными иллюстрациями.

2. Аудио сказка.

3. Мультфильм.

4. Загадки про героев сказки.

5. Маски, игрушки-прообразы героев сказки.

6. Раскраски по сказке и карандаши.

7. Настольные игры: домино, мемо, пазлы.

8. Пальчиковый театр из фетра.

9. Пальчиковый театр с отверстиями для пальчиков.

10. Театр на деревянных шпателях

11. Трафареты репки для пластилиновых заплаток.

12. Игра «Разложи по возрастанию (убыванию), счет»

13. Костюмы для театрализованного представления. (Было предложено изготовить родителям)

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки «Сторисек» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

На основном этапе данная технология использовалась мною на занятиях, в совместной деятельности, для организации индивидуальной работы с детьми.

Работа по организации «Сторисек» строилась с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

При создании «Мешка историй» я старалась охватить все образовательные области.

В первую очередь это:

- Речевое развитие со всеми его компонентами;

- Познавательное развитие через дидактические игры;

- Художественно-эстетическое развитие в изобразительной деятельности;

- Социально-коммуникативное развитие через нравственно-этические беседы;

- Физическое развитие.

Сначала я познакомила детей с автором книги (русский народ). Затем вместе с детьми мы выяснили, почему произведение называется - русское народное, узнали о традициях, которые передаются из поколения в поколение.

А вот знакомство с художественным произведением «Репка» осуществлялось через многообразие форм: через громкие чтения книги и рассматривание иллюстраций, видео-просмотр и аудио прослушивание.

С детьми была проведена беседа. Ребята отвечали на такие вопросы, как:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

- Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (Радость, грусть, переживание)

При просмотре видео   использовался интерактивный приём отключения звука, чтобы дети самостоятельно озвучивали героев сказки. Тем самым у детей развивалось зрительное восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, внимание, память.

К сказке «Репка» были предложены игры:

  1. «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки.
  2.  «Кто это?» – отгадывание загадок:

Элементы театрализованной деятельности: игрушки, маски, герои сказки на магнитах, на липучках, пальчиковый театр способствовали активизации детей в различных видах деятельности, помогали «оживить» книгу. С их помощью разыгрывались представления по содержанию книги, игры-драматизации, дидактические игры.

А такие компоненты «Сторисек», как раскраски, трафареты, пластилин, активно использовались детьми в самостоятельной деятельности. Дети с желанием раскрашивали, обводили трафареты, штриховали, лепили и рисовали героев полюбившейся сказки. В процессе творческой деятельности дети проговаривали и комментировали свои действия.

На заключительном этапе мы вместе с детьми устроили театрализованное представление по сказке «Репка». Дети с большим интересом разучивали слова, изображали движения и мимику сказочных героев. Ну а родителям было предложено принять участие в изготовлении костюмов персонажей сказки.

Исходя из своих наблюдений в процессе работы с данной технологией я заметила положительные результаты:

- дети стали лучше понимать социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликаться на произведение,

- проявляют интерес к художественной литературе, рассматривают иллюстрации детских книг,

- проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок, могут пересказать сюжет литературного произведения.

Данный педагогический опыт показывает, что в ходе погружения в работу со «Сторисек», дети активно включаются в общение, учатся взаимодействовать, социализируются.  Дети, даже самые пассивные, активизировались, участвовали активно в инсценировках и играх. Такая технология помогла активизировать и познавательный интерес детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование данного метода действительно даёт возможность детям «потрогать сказку». Это вызывает у детей интерес к книге, к чтению. Они сами предлагают создавать новые истории по другим произведениям.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов. (Дети, воспитатели и родители)

В процессе данной деятельности вырос уровень моего профессионализма, пополнилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда. Надеюсь, что использование "Сторисек" вызовет интерес у педагогов, и возможность использования данной технологии в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса детей к чтению художественной литературы.

Развитие интереса детей к чтению художественной литературы...

Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...

Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИСЕК»

Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзныхи актуальных в нашей стране. Кто должен приобщать ребёнка к чтению?Родители, воспитатели, педагоги, библиотекари?Существует много раз...

Мастер – класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ре...

Самоанализ мастер-класса с родителями «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушател...

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.Донская Т. С., воспитатель подгот...