Развитие интереса детей к чтению художественной литературы - методом «Сторисек»
методическая разработка по художественной литературе

Лацинник Виктория Александровна

В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, очень сложно увлечь детей чтением и на мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача:

во- первых, как, какими способами, приемами, формами развить интерес детей к художественной литературе, а во –вторых, подвести родителей к пониманию, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу первые ростки нравственности.

Существуют различные приемы, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей и их родителей. Задача педагога - найти наиболее подходящие, учитывающие тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей.

Я предлагаю вам познакомиться с многофункциональным методом «Сторисек», это проект, идея его заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы» - методом «Сторисек».

В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, очень сложно увлечь детей чтением и на мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача:

во- первых, как, какими способами, приемами, формами развить интерес детей к художественной литературе, а во –вторых, подвести родителей к пониманию, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру, сеет в маленькую душу первые ростки нравственности.

Существуют различные приемы, методы, технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуры чтения у детей и их родителей. Задача педагога - найти наиболее подходящие, учитывающие тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей.

Я предлагаю вам познакомиться с многофункциональным методом «Сторисек», это проект, идея его заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольников всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.

Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель Сторисек – Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. В переводе с английского «Сторисек» - «мешок историй».

По мнению Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход – самый главный подход при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?».

Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.

В состав «Сторисек» входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

  • художественная книга,
  • мягкие игрушки и реквизиты к книге,
  • научно-популярная книга,
  • аудиосказка
  • словесно- дидактические  игры,
  • «шпаргалки» для родителей.

Формирование мешка историй

Каждый мешок историй создают все участники образовательного процесса –  дети, родители, педагоги.

Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и тд.

Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов.

Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн- проекте по его оформлению.

При создании мешка истории необходимо охватить все образовательные области. В первую очередь это:

  • речевое развитие со всеми его компонентами;
  • познавательное развитие через дидактические игры и экспериментирование;
  •  художественно-эстетическое развитие в изобразительной деятельности;
  • социально-коммуникативное развитие через нравственно-этические беседы, разыгрывание проблемных ситуаций;
  • физическое развитие.

И безусловно работа с родителями.

Работа по внедрению метода «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

- книга, соответствующая возрасту детей;

- качественные иллюстрации.

2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.

Это настоящий полотняный мешок для комплекта материалов. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса по изготовлению мешка. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:

Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу.

  • Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного.
  • Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды.
  • Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения. Она соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами.
  • Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

4. Разрабатывается игры, словесно- дидактические  игры также связаны с содержанием художественной книги. Эти игры не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

5. Разрабатывается «Шпаргалки для взрослых».  В виде буклетов, памяток подготавливаются списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания, например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Основной этап

Работа с художественным произведением

Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей..

Работа с научно-популярной книгой

Работа с аудиокнигой

Завершающий этап

«Сторисек» передается читателям на дом. Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков».

Практическая часть

Я предлагаю вам собрать «мешок историй» к сказкам «Теремок», «Репка». Продумайте дизайн и оформите мешок в соответствии с произведением, подобрать книги, пособия, игры, которые на ваш взгляд способствуют формированию у детей интереса к книге, а так же отражали бы цели и задачи 5 направлений развития детей.

После показа и описания мешка историй по сказке «Колобок»

Спасибо, все участники справились с поставленными перед ними задачами. А самое главное работа над созданием мешка историй является всех участников образовательного процесса с учетом их возможностей, инициативы и интересов. Удачи вам!


Примерная опись «мешочка истории»

1 Красочно оформляется опись готового «сторисека».

2. Мешок.

3. Книга сказка «__________________»

4. Биография автора (интересные факты из жизни) – если есть автор

5. Аудио сказка (CD).

6.  Загадки, подвижные и малоподвижные игры про птиц и животных.

7. Маски, игрушки – прообразы героев сказки _______________

8. Муляжи ____________________________

9. Шнуровка с изображением ___________________________

10. Трафареты с _______________________________

11. Раскраски по сказке и карандаши.

12.Настольные игры: _____________________________________________

______________________________________________________________

13. Научно - познавательные энциклопедии о _________________

14. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

15. Речевые игры_______________________________________

16. Игра «Покажи» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

17. Дидактические игры (Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением)

_____________________________________________________________________  

_________________________________________________________________

18. Скороговорки о _____________________________________

19. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».

20. Шпаргалка для родителей (памятки, буклеты и т.п.)

_________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса детей к чтению художественной литературы.

Развитие интереса детей к чтению художественной литературы...

«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИСЕК»

Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзныхи актуальных в нашей стране. Кто должен приобщать ребёнка к чтению?Родители, воспитатели, педагоги, библиотекари?Существует много раз...

Опыт работы по теме ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по теме: ««Метод Сторисек» как способ развития интереса дошкольников к чтению художественной литературы»....

Мастер – класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ре...

Самоанализ мастер-класса с родителями «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «сторисек»

Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушател...

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.

Мастер – класс для воспитателей «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» у детей подготовительной группы.Донская Т. С., воспитатель подгот...