Публикация в сборнике "Эффективные практики Республики Мордовия"
статья (старшая группа)

Малышкина Ольга Владимировна

Формирование математических представлений у дошкольников по дополнительной общеразвивающей программе "Школа для дошколят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_malyshkina_o.v_10.docx516.81 КБ

Предварительный просмотр:

Малышкина Ольга Владимировна,

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

обособленного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

Ковылкинского муниципального района

(Публикация в сборнике «Эффективные практики Республики Мордовия)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«ШКОЛА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»        

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников составляет основу интеллектуального развития ребенка и способствует общему умственному воспитанию. Математика дает прекрасную возможность развивать мышление детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным временем для интенсивного развития физических и психических функций детского организма, в том числе математического развития. Навыки и умения, приобретенные в дошкольном периоде, служат основой для приобретения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольников считать и решать арифметические задачи, но и развитие способности находить взаимосвязи в окружающем мире, умение манипулировать предметами, знаками и символами. Наша работа состоит в том, чтобы развить эти способности и позволить малышам исследовать мир на каждом этапе их роста. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение и указывают на необходимость использования новых форм организации, в которых интегрируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в образовании, представляют собой эвристический подход, при котором понятия, свойства, связи и зависимости обнаруживаются самим ребенком, когда наиболее важные закономерности устанавливаются им самим.

Мной была разработана Дополнительная общеразвивающая программа «Школа для дошколят», содержание которой направлено на развитие психических процессов: памяти, мышления, внимании, логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (32 занятия, продолжительностью 20- 25 минут). Занятия запланированы 1 раз в неделю в рамках кружковой деятельности. Организация обучения – фронтальная.

Процесс реализации содержания Программы включает в себя решение следующих задач:

  1. Образовательные:
  • учить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям, устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Развивающие:
  • развивать память, внимание, воображение, мышление;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции;
  • развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, по отношению к собственному телу, по отношению к окружающим предметам;
  • обогащать словарный запас
  • развивать мелкую моторику.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать у детей настойчивость при решении трудных задач, способность к саморегуляции;
  • воспитывать «командный дух», стремление прийти на помощь своим сверстникам при решении командных задач.

Составляя Программу, я учитывала межпредметные связи по разделам:

  • «Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения); установление причинно-следственных связей; знакомство с объектами живой и неживой природы.
  • «Речевое развитие»: обогащение словарного запаса, развитие связной речи посредством описания основных признаков объектов живой и неживой природы в процессе составления загадок, построения аргументированного рассуждения; заучивание пословиц, поговорок, загадок.
  • «Социально-коммуникативное развитие»: умение договориться со сверстниками в процессе достижения командой единой цели; проявлять настойчивость и требовательность к себе при решении трудных задач; соблюдение правил игры, выполнение поручений педагога в процессе подготовки к занятию.
  • «Художественно-эстетическое развитие»: воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий; умения держать в порядке свое рабое место; понимание смысла метафор, пословиц.
  • «Физическое развитие»: развитие пространственной ориентировки; формирование правильной осанки во время занятия; развитие мелкой моторики в процессе выполнения письменных заданий; развитие крупной моторики в ходе физкультминуток, в процессе игр с мячом; согласование речи с движениями.

Для развития познавательных способностей и интересов у дошкольников

я использую  следующие инновационные методы и приемы:

  • Словесный - объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ. Практический - упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции.
  • Наглядный - демонстрация картинок, рисунков, использование схем, таблиц.
  • Поисковый - моделирование ситуаций.
  • Игровой  - дидактические игры, подвижные игры, конструктивные игры.

Поскольку занятия носят развивающий характер и, как правило, проходят в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно–поисковыми задачами, то мои воспитанники с удовольствием посещают их. Структурно занятия представлены из 4 – 6 разной степени сложности играми – заданиями, направленными на развитие разнообразных психических процессов, формирование определенных умений и навыков.

В результате освоения Программы дошкольники должны  научиться:

  • выделять свойства предметов, находить обобщающие и отличительные признаки предметов;
  • мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
  • устанавливать причинно-следственные связи событий;
  • уметь разгадывать и загадывать загадки, описывающие основные признаки предметов, их функциональное назначение;
  • анализировать закономерности и устанавливать логические связи;
  • делать умозаключения и выводы;
  • сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и объему, по расположению, по назначению;
  • понимать смысл пословиц, простых фразеологических оборотов, метафор;
  • решать логические задачи и проблемные ситуации;
  • обозначать словами месторасположение предметов в пространстве по отношению к другим объектам;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно;  ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
  • удерживать одновременно в памяти 5 и более предметов;
  • работать в паре и микрогруппе.

D:\Малышкина\SztmpfmWN3M.jpg

D:\Малышкина\JMLUtiWRM58.jpg

D:\Малышкина\DSC_0012.JPG

D:\Малышкина\DSC_0764.JPG

Много внимания я уделяю самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Они должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить усвоенное. Работа проводится в тесном контакте с родителями воспитанников, с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически я изучаю новинки методической литературы, выбираю интересный материал для консультации родителей.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе кружка без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

 Определение результативности усвоения программы происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводятся дополнительные подгрупповые или индивидуальные занятия.

Оценка усвоения Программы воспитанниками оценивается по уровням:

Высокий уровень:

  • ребенок владеет основными логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ, синтез;
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
  • способен объединять и распределять предметы по группам;
  • свободно оперирует обобщающими понятиями;
  • умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
  • ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
  • может при помощи суждений делать умозаключения;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • у ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний; он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;
  • владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.  

Средний уровень:

  • ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ, синтез с небольшими недочетами;
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
  • умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями; деление целого на части и наоборот вызывает небольшие затруднения, но с помощью наводмх вопросов взрослого справляется с заданиями;
  • ребенок не всегда видит закономерности в явлениях; затрудняется самостоятельно делать умозаключения; ребенок имеет достаточный словарный запас;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив;
  • умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

 Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май) в форме подгрупповой и индивидуальной диагностики.

По результатам мониторинга могу сказать, что занятия по Дополнительной общеразвивающей программе «Школа для дошколят»,  способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, развивают интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

Полностью Программа представлена на моем педагогическом сайте. https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/01/20/qlk7loldem5sxi_mczns3vgbg4u-teq.pdf 

Литература

1. Гаврина, С.В., Н.В. Школа для дошколят: Внимание, память, логика, 6-7 лет/ С.В. Гаврина, Н.В Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: РОСМЭН, 2015 г. – 82 с.

2. Гаврина, С.В., Н.В. Школа для дошколят: Логика, 6-7 лет/ С.В. Гаврина, Н.В Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: РОСМЭН, 2014 г. – 80 с.

3. Михайлова, З.А.. Игровые задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – СПб.: «Детство-Пресс», 1999 г. – 128 с.

4. Михайлова, З.А.. Игровые занимательные задачи: Книга для воспитателей детского сада/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1990 г. – 94 с.

 5. Солнечные ступеньки. Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет/ Авторский коллектив. – Кировская областная типография, 2008 г. – 32 с.

 6. Шевелёв К.В., 100 задачек по математике: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет/ К.В. Щевелёв. –М.: БИНОМ, 2018 г. – 32 с.

https://vk.com/wall-201987402_1246 (публикация в сборнике стр.91)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у сказки» (Открытое занятие в старшей группе для слушателей выездных курсов Республики Мордовия)

Интеграция образоваельных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».Задачи:-Развивать познавательную активность ...

Педагогический проект"Символика Республики Мордовия"

Тема:  Символика Республики Мордовии   Обоснование проекта:  С дошкольного возраста нужно воспитывать  детей гражданами  своей малой и большой Родины. Поэтому необхо...

Конспект занятия на тему : "Символика Республики Мордовия"

Итоговое занятие Тема: « Символика Республики Мордовия!»( логопедическая группа ОНР) Итоговое занятие Тема : Символика Республики Мордовия.» Цель: закрепить и уточнить знания детей о си...

Анкета для родителей. «Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»

Анкета для родителей.«Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия!»...

НОД « Символика Республики Мордовия!»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о символике Республики Мордовия....

Статья из сборника"Лучшие практики Республики Мордовии"- "Использование искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения у детей 6-7 лет»

Развитие социума на современном этапе определяется не только социально-экономическим уровне, но и нравственным, эстетическим совершенством, где первостепенной становится задача формирования у подраста...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: Народы, населяющие республику Мордовия» к проекту: «Мордовия – мой край родной» подготовительной к школе группы №5

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.Задачи:1) Закреплять знани...