деятельности педагога по руководству детскими объединениями
материал

деятельности педагога по руководству детскими объединениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.obr_._vinokurova_programma.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Бабочка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №22 «Бабочка»)

Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Заведующий МБДОУ

От «23» июля 2022 г. _______ Л.И. Поверенкова

Протокол №233 «23» июля 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Волшебная скорлупа»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Винокурова Анастасия Федоровна, воспитатель

Смоленск

2022

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.

Творчество является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа «Волшебная скорлупа» вводит ребенка в удивительный мир творчества и с помощью конструирования происходит обучение детей приемам работы с природным материалом – яичной скорлупой в технике Кракле.

Мозаика - один из основных видов монументального декоративного искусства. Мозаичные работы развивают у детей усидчивость, аккуратность, точность, способствует развитию зрительно-моторных координаций. Дети в мозаичных работах рисуют и компонуют изображаемое на листе, наклеивают детали изделия. Умение соразмерять длину приклеиваемых кусочков скорлупы на изображение развивает у детей глазомер.

Актуальность программы заключается в том, что в ней создаются условия для интеграции умственной и практической деятельности, развивать свои креативные способности.

Знания, полученные на занятиях, помогают детям в школе на уроках технологии.

Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него продолжает развиваться воображение, наблюдается стремление к самостоятельности. Ребенок стремится к новым достижениям.

Объём и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная скорлупа» рассчитана на один год обучения по 8 часов.

Формы обучения: очная, групповая.

Виды занятий. В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические виды занятий.

Занятия проводятся с использованием различных форм, таких как: практическое занятие, беседа, выставка.

Срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная скорлупа» рассчитана на один год обучения.

Режим занятий.

Занятия по программе «Волшебная скорлупа» проводятся:

четверг (9:40 – 10:10), 2 занятия в неделю по 30 минут.

Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи программы:

1) Образовательные:

  • продолжать ознакомление детей с физическими, технологическими свойствами яичной скорлупы, её видами, историей возникновения материала и техниками её художественной обработки;
  • совершенствовать технику работы с яичной скорлупой;
  • закреплять навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, творческое мышление.

2) Развивающие:

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
  • формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
  • развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, пространственное восприятия, цветовое восприятие.

3) Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изготовлению предметов собственными руками, бережное отношение к природе и вещам, сделанными человеком, уважение к собственной проделанной работе и работе других людей;
  • воспитание терпения, аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
  • эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам.

Планируемые результаты:

По итогу реализации образовательной программы «Волшебная скорлупа»

у обучающегося будут сформированы:

Личностные результаты:

  • интерес к художественному искусству и творческой деятельности, художественный вкус;
  • представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • мотивация к изучению истории художественного творчества, целеустремленности и настойчивости в достижении цели.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

  • сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать ее для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможности ее использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, расширяющей и углубляющей знания о декоративно-прикладном искусстве.

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода самостоятельной работы;
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

учащиеся получат возможность:

  • осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и транслировать варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания;

учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт в ходе занятий.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать и уметь применять свои знания на практике:

  • название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда;
  • правила организации рабочего места;
  • правила и приемы разметки по шаблону;
  • правила, приемы обработки изучаемых материалов и сборки изделий;
  • термины, обозначающие технику изготовления объектов и их назначение;
  • выполнять практические работы в соответствии с алгоритмами технологий;
  • самостоятельно или с помощью педагога ориентироваться в задании на точное повторение образца;
  • самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
  • самостоятельно или с помощью руководителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

Условие реализации программы: групповая комната.

Формы контроля: выставка работ.

Оценочные материалы: диагностическая карта мониторинга уровня творческих способностей у дошкольников.

Учебный план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Кленовый лист

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Тыква

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Зонт

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Осенний грибок

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Веточка рябины

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Ёлочка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Варежка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Снеговик

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Снежинка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Шапочка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Ваза с цветком

1 ч

20 мин

40 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Рыбка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Скворечник

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Солнышко

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ

Бабочка

30 мин

10 мин

20 мин

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Содержание учебного плана

Тема 1. Кленовый лист (30 мин)

Теория: Тематическая беседа об осени, кленовом листе, его форме и характерных особенностях.

Практика: Изготовление образа кленового листа.

Тема 2. Тыква (30 мин)

Теория: Тематическая беседа об овощах, тыкве, её пользе и характерных особенностях.

Практика: Изготовление образа тыквы.

Тема 3. Зонт (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о зонтах, их видах, истории происхождения.

Практика: Изготовление образа зонта.

Тема 4. Осенний грибок (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о грибах, их видах, пользе.

Практика: Изготовление образа грибка.

Тема 5. Веточка рябины (30 мин)

Теория: Тематическая беседа рябине, её характерных особенностях.

Практика: Изготовление образа веточки рябины. Работа с салфетками.

Тема 6. Ёлочка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о новогоднем празднике, истории его появления. О символе праздника.

Практика: Изготовление образа новогодней ёлочной игрушки. Работа с ватой.

Тема 7. Варежка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о зимней одежде, её видах и пользе. История создания варежки.

Практика: Изготовление образа варежки.

Тема 8. Снеговик (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о зиме, зимних признаках, забавах.

Практика: Изготовление образа снеговика.

Тема 9. Снежинка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о зимней погоде, о снеге.

Практика: Изготовление образа снежинки.

Тема 10. Шапочка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о головных уборах, их видах, характерных особенностях.

Практика: Изготовление образа шапочки. Работа с нитками.

Тема 11. Ваза с цветком (1 ч)

Теория: Тематическая беседа весне, празднике, о цветах.

Практика: Изготовление образа вазы. Создание цветка.

Тема 12. Рыбка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о рыбах, их видах, характерных функциях.

Практика: Изготовление образа рыбки.

Тема 13. Скворечник (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о труде человека для природы, способах помощи птицам.

Практика: Изготовление образа скворечника.

Тема 14. Солнышко (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о солнце, правилах поведения в солнучную погоду.

Практика: Изготовление образа солнышка.

Тема 15. Бабочка (30 мин)

Теория: Тематическая беседа о насекомых, история происхождения бабочки.

Практика: Изготовление образа бабочки.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Октябрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Кленовый лист

Групповая комната

Выставка работ.

Октбрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Тыква

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Ноябрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Зонт

Групповая комната

Выставка работ.

Ноябрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Осенний грибок

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Декабрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Веточка рябины

Групповая комната

Выставка работ.

Декабрь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Ёлочка

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Январь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Варежка

Групповая комната

Выставка работ.

Январь

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Снеговик

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Февраль

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Снежинка

Групповая комната

Выставка работ.

Февраль

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Шапочка

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Март

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

1 ч

Ваза с цветком

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Апрель

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Рыбка

Групповая комната

Выставка работ.

Апрель

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Скворечник

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Май

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Солнышко

Групповая комната

Выставка работ.

Май

9:40-10:10

Беседа, ручной труд

30 мин

Бабочка

Групповая комната

Выставка работ. Наблюдение (диагностика)

Методическое обеспечение программы

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
  • оборудование (мебель);
  • инструменты и приспособления: яичная скорлупа, клей ПВА, краски гуашь, акварель, кисти разной толщины, пряжа, простые и цветные карандаши, ножницы, бумага.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту.

  1. Методическое обеспечение:
  • художественные материалы и инструменты;
  • наглядные пособия;
  • репродукции картин.

Литература:

Электронные пособия:

  1. Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. -АСТ-Пресс: Мастер-класс на дому, 2011. 80с.
  2. Новикова И.В. Поделки из ниток и пряжи в детском саду. – Академия Развития, 2011. 144 с.
  3. Плотникова Т.Ф. Мозаика из яичной скорлупы. – ОЛМА Медиа Групп, 2013. 256 с.
  4. Ращупкина С.Ю. Поделки из яичной скорлупы. – Руграм, 2017.
  5. Шипульникова Е.В. Кракле. Техника создания декоративного эффекта старины. – Вече, 2014. 64 с.

Приложение 1

Методические рекомендации

Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного непрозрачного стекла – смальты, кусочков бумаги, древесины, яичной скорлупы, опилок и т.д. техника изготовления таких украшений носит название «мозаика».

Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора), в Америке (искусство индейцев), в Бухаре и Самарканде. Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов, который внес большой вклад в оформление Исаакиевского собора. В современную эпоху выдающиеся настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.

Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей. Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.

Мозаика может выполняться на любой поверхности, например на бумаге, картоне, древесине, пластике. Для выполнения мозаики можно использовать все многообразие материалов. Мозаика может быть из бутылочных крышек, бусин, пуговиц, пластмассовых фишек, деревянных спилов веточек или спичек, магнитных кусочков, стекляшек, керамических кусочков, мелких камешков, ракушек, термо-мозаики, тетрис-мозаики, монеток, кусочков ткани или бумаги, зёрен, крупы, семян клёна, макарон, чешуек шишек, хвои, арбузных и дынных семечек, стружек от карандаша, птичьих пёрышек и т.д.

В творчестве человека природа и бросовый материал получает вторую жизнь. Поиск идей, замысла – это неслучайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс. Часто бывает, что замысел нуждается в необходимом материале, а иногда материал рождает замысел.

Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.

Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.

В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика – это способ создания изображения из маленьких элементов. Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о том, что оценка (устная) детских работ является средством воспитания и обучения. Поэтому, объективность, похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. После выполнения работ необходимо выделить лучшую работу, указать общие ошибки детей.

Для каждого ребенка по заданной теме может предусматриваться индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг от друга, отдельные задания выполняются всей группой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Большой воспитательный потенциал может нести тематика занятий, а так же сами выполняемые детьми аппликации и поделки. Например, занятия могут быть приурочены к малоизвестным еще в России праздникам: День матери, День Мира, День Белых Журавлей, День пожилого человека. Так же можно запланировать изготовление открыток и поделок к традиционным праздникам: Масленице, Рождеству, Пасхе, Новому году и так далее.

Основная воспитательная цель, которую несут в себе данные праздники, - это воспитание патриотических чувств, уважение, любовь и бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с природой, видение красоты окружающего мира. Воспитанию этих качеств помогает изготовление поделок, центральной частью которых выступают цветы, животные, уголки природы (лес, море) и изготовление поделок из природного материала.

Детям на занятиях прививаются такие качества и черт характера, как добросердечность, эмпатия, участие, показывается ценность человеческой жизни, уважение к людям и результату их труда, дружественности и умение жить в коллективе.

Методическое обеспечение программы включает в себя календарно-тематические планы, разрабатываемые ежегодно для конкретной группы, планы-конспекты занятий, материалы для проведения бесед по трудовому воспитанию, наглядные образцы выполняемых работ, методическую литературу.

Приложение 2

Диагностика уровня творческих способностей у дошкольников

Таблица показателей и критериев эффективности деятельности детей на занятиях

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

  1. балл

1

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство.

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства.

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

2

Разработанность содержания изображения

Работа выполнена полностью, схожа с первоначальным образцом.

Художественное изображение имеет неточности, отсутствие некоторых элементов.

Работа резко отличается от образца, имеет ярко выраженные недочеты.

3

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность. Цвет передан верно.

Некоторые элементы эмоциональной выразительности выражены неточно.

Изображение имеет недостатки в эмоциональной выразительности.

4

Самостоятельность выполнения работы

Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Ребенок выполняет задание, изредка обращается за помощью к педагогу.

Ребенок выполняет работу под вниманием педагога, не проявляет самостоятельности.

5

Уровень развития воображения

Ребенок способен видеть готовый образ создаваемой работы, стремится к правильному выполнению задания.

Ребенок частично видит образ, выполняет работу с небольшими погрешностями.

Ребенок затрудняется увидеть образ будущего изображения, испытывает трудности при работе.

Работа по теме: ______________________________________________________________

Таблица показателей эффективности деятельности детей на занятии

п/п

Ф.И. ребенка

Показатель

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.


Высокий уровень (15 – 11 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (10 - 6 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.


Низкий уровень (5 - 1 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность деятельности педагога по руководству детскими объединениями

      Результативность деятельности педагога по руководству детскими объединениями...

2.1. Результативность деятельности педагога по руководству детскими объединениями. Форма 6

Программа дополнительного образования  для детей 4-5 лет "Азбука безопасности"...

Расписание непосредственно образовательной деятельности педагога-психолога СП «Детский сад Теремок» ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова с.Исаклы Подготовительная компенсирующая группа

Расписание непосредственно образовательной деятельности  педагога-психолога СП «Детский сад Теремок» ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова с.Исаклы Подготовительная компенсирующая группа...

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБДОУ детский сад "Солнышко" Сельдемировой Жанны Александровны

Подготовлена на заочный этап регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Педагог года Югры - 202...

"Деятельность педагога-психолога в детском саду: требования ФГОС ДО"

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:-требований к структуре основной образовательной программы;-требований к результату освоения основной образовательной программы;-требований к ...