Конспект «Весенние ручейки» во второй младшей группе
опыты и эксперименты (младшая группа)

Гурьева Мария Михайловна

Предлагается конспект открытого занятия по познавательно0-исследовательской деятельности "Весенние ручейки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

«Весенние ручейки»

во второй младшей группе

Воспитатель М. М. Гурьева

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие, коммуникация и физическое развитие.

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к явлениям природы и их свойствам. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

Обучающие задачи:

Познакомить детей с некоторыми  свойствами воды.

Систематизировать знания детей о весне.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность и любознательность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.

Развивать речь, зрительное и слуховое восприятие, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию природы и окружающего мира в целом.

Материалы: вода, молоко, сахар-рафинад, кусочки лимона.

Оборудование: одноразовые стаканчики, пластиковые цветные столовые приборы (из набора детской посуды), чайные ложки, аудиозаписи: журчащий ручеек и физкультминутка, иллюстрации – схемы опытов.

Предварительная работа с детьми: беседы познавательного характера по теме занятия, наблюдение весенних природных явлений, чтение художественной литературы.

Обогащение словарного запаса: лаборатория, жидкость, бесцветная, растворяется.

1 часть: Вводная

В.: Ребята, проходите, вставайте на коврик в кружок. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. А теперь поприветствуем наших гостей, улыбнемся им тоже и поделимся со всеми хорошим весенним настроением.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

Вот и наше утро началось.

Звучит запись журчащего ручейка.

В.: - Ребята, слышите? Что это? Что за шум вы слышите? 

(ответы детей)

В.: Да, правильно это ручейки текут.

В.: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна

В.: Как вы думаете, почему весной начинают ручьи течь?

(ответы детей): Потому что весной становится тепло и снег начинает таять.

Когда тает снег, образуются проталины и текут ручейки.

В.: Что же еще происходит весной в природе?

(ответы детей): Расцветают первые цветы-подснежники, листья на деревьях распускаются

В.: А еще некоторые звери скоро проснутся от спячки.

Вытащить медведя (он в театральном уголке).

В.: Ребята, смотрите, кто это к нам пришел?

(ответы детей): Медвежонок.

В.: Мишка, ты почему рано проснулся?

Мишка: Я спал, а мне на нос упало что-то мокрое и холодное и потекло по мордочке. Поэтому я и проснулся. Что-же это такое было, я так хочу понять!

В.: Ребята, что-же это мишутке на нос капнуло?

(ответы детей): Водичка, капли воды

В.: Откуда она взялась, почему потекла?

(ответы детей): Потому что весной снег тает.

Мишка: Ребята, я и не знаю, что такое вода. Расскажите мне пожалуйста про водичку, какая она бывает.

В.: Ребята, давайте расскажем мишке про водичку.

Для этого нам нужно будет с вами провести опыты. Опыты проведем в нашей лаборатории, где узнаем секреты воды и Мишутке о них расскажем!

2 часть. Практическое экспериментирование.

Идем в лабораторию №1. У детей на столах стоят по 3 стакана (в одном – вода, в другом – молоко, третий - пустой) и по 2 чайные ложки.

Посадить медведя на стульчик.

В.: Мишутка, внимательно смотри и слушай.

В.: Ребята, я расскажу правила проведения опытов: сначала внимательно слушайте и смотрите, а задания выполняйте после моего объяснения. Делайте так, как я объясняю и показываю.

Итак, сейчас смотрите и слушайте.

ОПЫТ 1. Вода-жидкость

В.: Ребята, передо мной 2 стакана: один пустой, в другом налита чистая вода.  Я возьму стакан с водой и попробую перелить воду в другой стакан, его буду придерживать рукой. Вода льётся?

(ответы детей): Да

Теперь вы возьмите стакан с водой и попробуйте перелить ее в пустой стаканчик, придерживая его рукой. Вода льется?

(ответы детей): Да

В.: Почему вода льётся?

(ответы детей): Потому что она жидкая.

В.: Все верно, молодцы. Если вода жидкая, значит, её можно назвать жидкостью.

Вода – это жидкость (повторите).

(ответы детей): Вода-жидкость.

В.: Скажите, если бы вода была бы твердой, её можно было бы перелить?

(ответы детей): Нет.

В.: Значит, вода какая?

(ответы детей): Жидкая, течёт.

В.: Мишутка, ты теперь понял почему вода потекла тебе на нос? Да, потому что она жидкая.

Выставить схему на мольберт.

ОПЫТ 2. Вода прозрачная и не имеет цвета

В.: Проведем второй опыт. Сначала слушайте и смотрите. Передо мной стоят 2 стакана: с молоком и с водой. Я возьму стакан с молоком и поставлю в него ложку.

Теперь вы возьмите ложку и поставьте ее в свой стакан с молоком.

Возьмите еще одну ложку, опустите в стакан с водой.

В каком стаканчике видна ложка?

(ответы детей): В стакане с водой

В.: В каком стакане не видно ложки?

(ответы детей): В стакане с молоком

В.: Почему?

(ответы детей): Потому что вода прозрачная, а молоко нет.

В.: Верно, чистая вода прозрачная. Какого цвета чистая вода?

(ответы детей): Бесцветная, нет цвета.

В.: Верно, вода не имеет цвета.

В.: Мишутка, ты теперь понял, что у чистой воды нет цвета, она прозрачная, поэтому и ручейки в твоем лесу прозрачные.

Выставить схему на мольберт.

Физкультминутка «Капельки прыг-прыг».

В.: Ребята, мы с вами немного устали. Давайте потанцуем, разомнемся. Вставайте,

проходите на коврик. Повторяйте за мной движения и подпевайте.

Под музыку через колонку

С неба капельки летели, («фонарики» сверху-вниз)

В ручейки попасть хотели (двумя руками змейка),

И захватывая дух, (наклониться вперед и помахать двумя руками из стороны в сторону)

Капельки упали – Бух!

Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)

Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)

Повторяют 2 раза.

С неба капельки упали,

Ручейками побежали (двумя руками змейка)

Побежали ручейки и прозрачны и легки.

Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)

Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)

Повторяют 2 раза.

В.: Отдохнули?

(ответы детей): Да

В.:  А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию. Проходите за эти столы.

Идем к столу 2. У детей стоит по одному стакану с водой, по одному кусочку сахара, по одному кусочку лимона на блюдцах, чайные ложки.

ОПЫТ 3. Запах и вкус воды

В.: Как вы думаете, имеет ли чистая вода запах?

(ответы детей).

В.: Возьмите стакан, понюхайте воду. Есть запах у чистой воды? Чем-то пахнет?

(ответы детей): Нет 

Выставить схему на мольберт.

В.: А теперь давайте проверим, есть ли у воды вкус. Отпейте по маленькому глоточку воды из ваших стаканов. Есть вкус?

(ответы детей): У чистой воды нет вкуса.

В.: Продолжим наши эксперименты. У нас с вами есть лимон, возьмите по кусочку и положите его в воду. Возьмите ложку. Стакан придерживайте рукой. Ложкой подавите кусочек лимона.

В.: Понюхаем воду теперь. Что вы можете сказать?

(ответы детей): Вода пахнет лимоном

В.: Давайте снова чуть-чуть отопьем. Что вы чувствуете?

(ответы детей): Вода стала кислая, приобрела лимонный вкус

В.: Какой вывод мы можем сделать?

(ответы детей): Вода НЕ ИМЕЕТ своего ЗАПАХА, но приобретает вкус и запах того вещества, которое в нее попадает.

В: Ребята, теперь возьмите по кусочку сахара и положите его в стакан. Возьмем ложку и размешаем. Что же будет с кусочком?

(Дети кладут сахар в воду и размешивают его.)

В.: Куда делся сахар?

(ответы детей): Растворился

В.: А теперь давайте попробуем воду. Какая она стала на вкус?

(ответы детей): Сладкая.

В.: А лимон растворился?

(ответы детей): Нет.

В.: Верно, растворился сахар и лимонный сок, а кожура и мякоть нет. Значит, вода растворяет не все вещества, только некоторые.

В.: Мишутка, хочешь попробовать наш напиток? Он получился как лимонад.

Выставить схему на мольберт.

3 часть. Рефлексия.

В.: Ну вот, Мишутка, ты теперь понял, какая бывает водичка? Не совсем?

В.: Ребята, давайте еще раз нашему лесному гостю все повторим.

Смотрите на мольберт, на наши схемы.

В.: Что показал опыт с молоком и водой?

(ответы детей): Вода прозрачная, не имеет цвета.

В.: Какая вода на вкус?

(ответы детей): У чистой воды нет вкуса.

В.: А запах у чистой воды есть?

(ответы детей): Нет.

В.: Что случится с кусочком сахара в воде?

(ответы детей): Он растворится. Вода растворяет некоторые вещества.

В.: У меня теперь к вам последний вопрос. На этом столе осталась чистая вода. Как ее можно использовать?

(ответы детей): Цветочки полить.

В.: Давайте возьмем воронку, сольем воду в бутылку, а вечером польем цветы.

В.: Ребята, вы у меня большие молодцы, сегодня выполнили несколько опытов и узнали много нового и рассказали о воде нашему гостю Мишутке.

Мишутка говорит нам спасибо, он понял, что такое вода и какая она. Ему пора возвращаться в лес, чтобы рассказать другим зверятам все, что сегодня с нашей помощью узнал.

В.: Наше занятие в лаборатории закончилось.

Ребята, давайте скажем до свидания нашим гостям.

Проходите сюда, выбирайте себе раскраски, присаживайтесь и немного порисуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Ручейки и лужицы"

Конспект интегрированного занятия направлен на приобщение детей к восприятию примет весны средствами разных видов искусств....

Конспект весенней прогулки для второй младшей группы.

Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы; формировать у детей обобщенное представление о весне и весенних явлениях; учить устанавливать с...

Конспект весеннего развлечения во второй младшей группе.

Конспект весеннего развлечения во второй младшей группе....

Конспект весеннего развлечения во второй младшей группе «Весна красна»

Цель:Вызвать у детей радость, эмоциональный подъем, хорошее настроение; способствовать развитию у детей активности в певческой и речевой активности.Задачи:Расширять и обогащать знания детей о весенних...

Конспект весеннего развлечения во второй младшей группе «Весна красна»

Цель:Вызвать у детей радость, эмоциональный подъем, хорошее настроение; способствовать развитию у детей активности в певческой и речевой активности.Задачи:Расширять и обогащать знания детей о весенних...

Конспект открытого занятия по аппликации вторая младшая группа «Капельки» Тема : «Рыбки в ручейке»

Конспект открытого занятия по аппликации вторая младшая группа «Капельки»Тема : «Рыбки в ручейке»...