Консультация"Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий".
консультация

Климчук Наталья Викторовна

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Выполнила:Климчук Н.В.

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.

         В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

В  дошкольном  детстве  закладывается  фундамент  здоровья ребенка, происходит  его  интенсивный  рост  и  развитие, формируются  основные

движения,осанка,также  необходимые  навыки  и  привычки,приобретаются  базовые  физические  качества,вырабатываются  черты  характера, без 

которых  невозможен  здоровый  образ жизни.

 Забота  о  воспитании  здорового ребенка  является  приоритетной  в моей   работе  и  работе нашего  дошкольного  учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения  проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.

 Решать эти задачи в системе работы ДОУ призваны физкультурно-оздоровительные мероприятия посредством здоровьесберегающих технологий, которые направлены  на физическое развитие качеств у детей и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью применения здоровьесберегающих технологий считаю:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Задачами  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Создать оптимальные условия  для  психического и физического развития дошкольников. 

 4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.

Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

  1.  физкультурно-оздоровительные;
  2.  здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
  3.  медико - профилактические;
  4.  технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  5.  технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;
  6.  валеологического просвещения детей и их родителей.

Этапы  внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

  •  анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды.
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства
  • освоение педагогами  методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  •  работа валеологической направленности с  родителями.

 

Система здоровьесберегающих технологий:

  •  различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком,  максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  •  физкультурные занятия всех типов;
  •  традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки, балансиры);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  •  комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

1.Физкультурно-оздоровительные технологии:

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа  мной  строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

В дошкольном учреждении ежедневно мной  предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например, комплекс музыкально-ритмических упражнений; утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки; комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа. Комплекс утренней гимнастики проводится под руководством воспитателя. Дети подготовительной группы вполне  могут  самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после нескольких повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.

         Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.
         
Физкультминутка является обязательной частью НОД. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это набор общеразвивающих упражнений с текстовым сопровождением; или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

         Во время большого перерыва между занятиями проводится  двигательная разминка.  Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин.  для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.
         
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и  воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные); игры с элементами спортивной игры (футбол,   волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.); по степени  мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.

         Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения  3-4 общеразвивающих  упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам  (дорожки здоровья).

         Закаливание  является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе  работы ДОУ  закаливание нужно  рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

 Виды закаливания: 

-ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

-водные процедуры местные (умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма  пищи и после сна прохладной   водой или  водой  комнатной температуры, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса);

- водные процедуры общие (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне);

- воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна; ходьба босиком.

  Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется  взрослым в разное время дня: утром до завтрака,  в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании достаточного  для активного движения пространства, иметь  достаточно разнообразные  физкультурные пособия.

            Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья. Она тесно связана с физической культурой, из которой  выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу  пальчиковую и дыхательную гимнастику.

2.Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры. О здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Моя деятельность отражается на системе  образовательных технологий:

Эту систему условно можно разделить на три части:

      Первая - это чему мы учим детей, или какие знания мы даём им по формированию привычки к здоровому образу жизни.

  • Ребёнок и другие люди.

  • Ребёнок в детском саду.

 

  • Ребёнок и природа

 

  • Эмоциональное благополучие

  • Ребёнок дома

  • Ребёнок на дороге

  • Твой организм

 

Все эти знания даю  детям не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

 

    Вторая часть - это чем занимаются дети в детском саду, чтобы быть здоровыми.

  • Ходьба по массажным дорожкам
  • Сон с доступом воздуха
  • Ходьба босиком
  • Обширное умывание
  • Полоскание рта теплой водой после обеда
  • Спортивные игры
  • Физкультурные   праздники
  • Досуги, развлечения
  • Дни здоровья
  • Игры, спортивные упражнения, забавы, хороводы
  • Гимнастики (утренняя, дыхательная, для глаз, для развития мелкой моторики)
  • Прогулки в разное время года.

 

      Третья часть - это то, что делают взрослые, для того чтобы сохранить жизнь детей и укрепить их здоровье.

  •   Организуют различные мероприятия  для детей, для родителей и совместные.
  •   Проводят медицинские мероприятия (обеспечение безопасной жизнедеятельности детей, профилактические прививки, прием витаминов, диспансерное наблюдение).
  •    После перенесенных заболеваний организуют   «щадящий режим».
  •   Проводят  «музыкотерапию».
  •    Обследование логопедом детей, которые имеют проблемы в развитии речи и последующая его работа.
  •     Проводят профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, влажная уборка, сквозное проветривание, кварцевание, своевременная изоляция больного, «натуротерапия» -  употребление в пищу лука и чеснока).
  •      Организованы в группах зоны отдыха.
  •      Созданы условия для двигательной активности детей (закуплен спортивный инвентарь, площадки, спортивные уголки).
  •    Организовано полноценное  питание.

В группе  систематически проводится работа по развитию мелкой моторики по 3-5 минут ежедневно. С этой целью использую  разнообразные игры и упражнения (шнуровка, нанизывание бус и т.д.) Для формирования тонких движений пальцев рук ежедневно провожу  пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихов, которые создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. В группах имеются картотеки пальчиковых гимнастик. Кроме этого для тренировки тонких движений пальцев рук использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения.

3.Медико – профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла теплой кипячёной водой, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Листок здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Цель, создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

В настоящее время многие дети переходят из  состояния физиологического напряжения в  состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Я стараюсь  обеспечить условия для преобладания  положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.

  • создание  благоприятного психологического климата в группе в течении всего дня.
  • организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т.д.
  • использую беседы с детьми
  • музыкотерапию
  • проведение тематических досугов
  • снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт  физ. минуток и  смены видов деятельности.
  • появлению положительных эмоций  способствуют игры- драматизации, театрализованная деятельность.
  • использую элементы  психогимнастики.

5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое  внимание в дошкольном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

6.Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Проводя работу, направленную на развитие физических качеств дошкольников, и воспитатели, и специалисты ДОУ  должны проводить  работу с родителями, направленную на приобретение и расширение знаний  о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются  различные  уголки и стенды  для родителей, проводятся открытые занятия, формируются   клубы здоровья, проводятся беседы, консультации, рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.  Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Систематическое  и планомерное проведение работы с родителями позволяет повысить их педагогическую компетентность в вопросах  психофизического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством

Спортивная акробатика помогает сформировать физически полноценного человека...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

«Стимулирование и совершенствование физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартного оборудования»

Игры и упражнения с использованием мишени способствуют развитию глазомера, скоростно-силовых качеств, согласованности действий рук, туловища и ног, равновесия, ловкости, навыков пространственной ориен...

Презентация системы работы по теме: "Игровые технологии, направленные на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста"

Презентация системы работы по теме: "Игровые технологии, направленные на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста"...

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...

Внедрение элементов игрового стретчинга как здоровьесберегающей фитнес-технологии для развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Благодаря игровому стретчингу развиваются физические качества, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, появляется бодрость духа и отличное настроение, дольше ...