КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОСМОС»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пахомова Наталья Георгиевна

сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОСМОС»

Задачи:    

 - сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него;

      -пробуждать интерес к познанию космоса, развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам эксперимента; с помощью демонстрации установить, что удерживает планеты на орбите.

     Материалы и оборудование: планка длиной 1 метр с размещенными на ней двумя термометрами: один на расстоянии 10 см от начала планки, другой — 100 см; настольная лампа, макет Солнечной системы, линейка (0,5 м), 2 куска пластилина, ведерко, шарик от пинг-понга, шнур, клубок ниток, карточки с результатом опытов.

     Словарная работа: орбита, гипотеза, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, термометр, шкала.

     Предварительная работа: работа с макетом Солнечной системы, знакомство с названиями планет Солнечной системы (Меркурием, Венерой, Землей, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном), их расположением по отношению к Солнцу, серия опытов по воздействию на предметы земного притяжения.

     Ход занятия     Воспитатель. Ребята, приглашаю вас в лабораторию знаек. Сегодня нас с вами ждут новые эксперименты и удивительные открытия. Что такое эксперимент? (Ответы детей.) Верно, это знакомство с чем-то новым с помощью опытов. Сегодня мы сможем узнать много нового о загадочном и далеком космосе.

     Эксперимент 1     На столе установлены настольная лампа, метровая планка с термометрами, макет Солнечной системы.

     Воспитатель. Что вы видите на моем столе? (Ответы детей.) Как вы думаете, на каких планетах температура будет выше — на тех, которые расположены ближе к Солнцу или дальше от него? Почему? (Предположения детей.) Мы с вами выдвинули предположение, или гипотезу, что на планете, которая находится ближе к Солнцу, температура выше. Давайте проверим нашу гипотезу.

     Воспитатель включает лампу.     Представим себе, что лампа — это Солнце, термометры установлены там, где расположены планеты: один ближе, другой — дальше от Солнца. Давайте посмотрим, как лучи Солнца влияют на температуру планет. Обратите внимание, что на шкале нашего термометра наклеены разноцветные кружки. По ним мы и будем определять изменения температуры на планетах под воздействием солнечных лучей.

     (Кружки на термометрах наклеены следующим образом: кружок черного цвета соответствует температуре 10°С; синего — 18°С; красного — 25°С.)

     Что можно сказать о температуре на ближней и дальней планетах? (На ближней планете она выше, на дальней — ниже.) До какого кружочка она поднялась? (Воспитатель озвучивает количество градусов.)

     Итак, ребята, от чего зависит разная температура на планетах? (От того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца.)

     Давайте посмотрим, много ли лучей Солнца достается дальней планете. Что происходит с лучами, пока они до нее доходят? (Ответы детей.) Вывод. Воспитатель. Чем дальше планета от Солнца, тем больше лучи расходятся в стороны и тем меньше их попадают на саму планету. А раз лучей меньше, то и греют они тоже меньше.

     Давайте посмотрим на макет Солнечной системы и ответим

     на следующие вопросы.

     -На какой из планет температура самая высокая? (На планете, которая расположена ближе к Солнцу, — Меркурии.)

     -На какой из планет холоднее всего? (На Уране — она расположена дальше всех от Солнца.)

     Верна ли гипотеза, которую мы выдвинули перед экспериментом? (Да.)

     Посмотрите, на этой карточке я зарисовала закон космоса, о котором мы сейчас с вами говорили. Для того чтобы мы его не забыли, разместим его у нас в группе, на доске.

     Эксперимент 2

     Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, сколько оборотов вокруг Солнца совершает наша планета за один год? (Один оборот.) На Земле в году 365 дней. Как вы думаете, на всех ли планетах год длится одинаково? (Предположения детей.)

     Мы вновь выдвигаем гипотезу, что, возможно, год на всех планетах длится по-разному: на одних он может быть короче, на других — длиннее. Давайте это проверим.

     Нам понадобятся линейка и два пластилиновых шарика разных цветов. Поместим шарики на узкую часть линейки: один —на самом краю, а второй — посередине. Они будут изображать планеты. Я буду держать линейку вертикально около Солнца и постепенно опускать ее на стол. Смотрите внимательно — одновременно ли шарики коснутся стола? (Нет.) Какой из шариков коснулся стола раньше, а какой позднее? (Стола коснется раньше шарик, расположенный посередине линейки, позднее —шарик, расположенный на ее конце.)

     Вывод. Воспитатель. Чем ближе планета расположена к Солнцу, тем короче на ней будет год, и наоборот, чем дальше планета от Солнца, тем дольше будет длиться на ней год.

     Подтвердили или опровергли мы нашу — гипотезу!

     (Подтвердили.)

     Давайте посмотрим на нашу Солнечную систему. На какой планете год будет самый длинный? (На Нептуне.) А на какой самый короткий? (На Меркурии.)

     На этой карточке изображен еще один закон космоса из нашего второго эксперимента. Давайте ее тоже разместим у нас в группе.

     Эксперимент 3

     Воспитатель. Ребята, мы с вами говорили о том, что все планеты движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? (Предположения детей.) '

     Итак, мы вновь выдвигаем гипотезу, требующую научной проверки. Вы готовы провести очередной эксперимент? Положим шарик от пинг-понга в ведро и перевернем его. Что произошло с шариком? (Он выпал.)

     Давайте вспомним, почему это происходит? (Действует земное притяжение.) А можно ли сделать так, чтобы шарик из ведра не выпадал? Смотрите внимательно, сейчас я попробую этого добиться. Воспитатель вращает ведерко за веревочку, постепенно приводя его в горизонтальное положение и чуть выше, — шарик не выпадает.

     Воспитатель. Почему теперь наш шарик не выпадает из ведерка, а движется по кругу? (Ответы детей.)

     Вывод. Воспитатель. Все планеты подобно нашему шарику движутся строго по своей орбите. Им не дает сойти с нее притяжение к Солнцу. Чтобы это запомнить, разместим на нашей доске еще одну карточку с этим законом космоса.

     Давайте, ребята, посмотрим на наши карточки и вспомним, какие эксперименты мы сегодня провели. Какой из них показался вам наиболее интересным? Какой заставил вас удивиться? Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект экспериментальной деятельности «Кислород атакует»

-дать представление о том, что кислород нужен всему живому на земле, что он участвует во многих химических процессах в окружающем мире-учить делать простейшие опыты с кислородом-закреплять предс...

Конспект экспериментальной деятельности "Волшебница-Водица"

Конспект экспериментальной деятельности "Волшебница-Водица"...

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"

Конспект экспериментальной деятельности "Ветер, ветер, ветерок"...

Конспект экспериментальной деятельности во II младшей группе №1. Тема: «Волшебница-вода».

Знакомство со свойствами воды: прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Космос. Темный Космос. Вращение Земли»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе....