КАРТОТЕКА «Игры с мячом для познавательного развития дошкольников 4-5 лет»
картотека (средняя группа)

Волкова Ирина Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека «Игры с мячом для познавательного развития  дошкольников 4- 5 лет»

 

 

Подготовила: Волкова И.В.

 

 

 

 

 

 

Г. Выкса,2023г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartotekaigry_s_myachom.docx295.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Картотека «Игры с мячом для познавательного развития  дошкольников 4-5 лет»

Подготовила: Волкова И.В.

Г. Выкса,2023г

Съедобное — несъедобное

Цель: расширение кругозора, тренировка быстроты реакции на слова ведущего; поддержка общения ребенка со сверстниками.

Ход игры: Для игры понадобится легкий мяч диаметром 10—20 см. Играть лучше большой компанией. Из числа играющих выбирается ведущий. Все участники встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. Напротив них встает ведущий. Он по очереди бросает мяч всем игрокам и называет различные объекты: огурец — леденец — холодец — молодец! Кашка — чашка! Помидор — компот — забор! и т.д. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный — отбивает мяч обратно водящему.

Лови да бросай – цвета называй

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки.

Времена года

Цель: обогащение представлений о временах года.

Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

Кто кем был

Цель: закрепление умения сравнивать и анализировать, развитие словесно-логического мышления.

Один игрок бросает другому мяч, одновременно называя какой-либо предмет или живое существо. Второй человек должен поймать мяч и без заминки ответить на вопрос.

Например, курица была цыплёнком или яйцом, корова — телёнком, стекло — песком. Если игрок не знает ответа, то становится водящим и сам задаёт вопрос.

Я знаю пять…

Цель: обогащение представлений об окружающем мире.

Игрок говорит: «Я знаю пять женских имён» и начинает отбивать мяч ладонью об пол, сопровождая каждый удар новым именем. Когда названы все, мяч переходит к другому ребёнку, и он выполняет, то же самое, не повторяясь.

Если все дети справились с заданием, даётся следующее — например, пять мужских имён, деревьев, птиц, домашних или диких животных, марок машин, сказочных героев и так далее.

Если игрок не может назвать пять чего бы то ни было или теряет мяч, он выбывает из игры. Как вариант — получает штрафной балл.

Земля, воздух, огонь, вода

Цель: обогащение представлений об окружающем мире.

Игроки садятся в ряд, водящий встаёт перед ними. Он бросает мяч первому в шеренге и произносит одно из четырёх слов. Услышав  «земля»,  нужно назвать  животное,  «вода» — рыбу,  «воздух» — птицу, а при слове «огонь» помахать руками над головой.

Если игрок, которому прилетел мяч, не поймал его, не дал ответа или перепутал команды, он становится водящим.

Продолжай

Цель: развитие представлений о пространственном расположении частей одного и того же предмета относительно друг друга.

Дети стоят в кругу. У одного из них мяч. Бросая мяч любому игроку, он говорит:

“Впереди у меня глаза, а сзади?” Принимающий мяч должен закончить фразу, например, называя затылок.

Затем он говорит свою фразу, бросая мяч следующему. Ребёнок, не сумевший закончить фразу, временно выбывает из игры.

Варианты высказываний:

 “Впереди у меня живот, а сзади? – Спина. Впереди у кошки ушки, а сзади? – Хвост.

 Впереди у грузовика кабина, а сзади? – Кузов.

Вверху у чашки край, а внизу? – Дно.   Справа у чайника ручка, а слева? – Носик.

Мяч в кругу

Цель: развитие пространственных представлений

Дети стоят в кругу. У одного из них мяч.

Со словами  «Справа от меня… (имя ребёнка, стоящего справа от говорящего),

а слева?»- он бросает мяч любому из стоящих в кругу.

Поймавший мяч называет имя ребёнка, стоящего слева от бросавшего, и продолжает игру

Усложнение: 

бросающий мяч называет имя ребёнка, стоящего справа от того, кому он бросает мяч.

Стоп, мяч!

Цель: закрепление  навыков порядкового счета.

Игроки становятся в круг и рассчитываются по номерам.

Ведущий, стоя в центре, подбрасывает вверх мяч,

выкрикивая при этом любое число.

 Этот номер должен поймать мяч, пока он не коснулся пола.

Если поймал – становится новым ведущим.

Повтори!

Цель: закрепление  навыков  счета.

Водящий отбивает мяч об пол столько раз, какое число назвали игроки.

Животные и их детеныши

Цель: закреплять названия  детенышей животных

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое – либо животное, а ребенку, возвращая мяч взрослому, называет детеныша этого животного

Группа №1. У тигра – тигренок, у льва – львенок, у слона – слоненок, у оленя – олененок, у лося – лосенок, у лисы – лисенок.

Группа №2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа №3. У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Из чего сделано?

Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены.

Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, дает ответ на вопрос.

- кастрюля из металла (какая?) – металлическая

- кружка из фарфора (какая?) – фарфоровая

- стул из дерева (какой?) – деревянный

- сапоги из кожи (какие?) – кожаные

- ведро из пластмассы (какое?) – пластмассовое

- сапоги из резины (какие?) – резиновые

- носки из шерсти (какие?) – шерстяные

- рукавички из меха (какие?) – меховые

- стакан из стекла (какой?) – стеклянный

- журнал из бумаги (какой?) -  бумажный

Что бывает круглым?

Цель: закрепить умение находить предметы круглой, квадратной и треугольной формы в повседневной жизни

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает треугольным? (Елка, флаг, зонт, шапка, пирамида.)

3. Что бывает квадратным? (Картина, подарок, телевизор, часы, дом.)

Хорошо – плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий:  Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить  на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Ведущий: Дождь.

Дети: Это хорошо, что смывает пыль с домов, деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит людей, бывает холодным

Темы для обсуждения: Солнце, Роза, Мороженое, Укол, Времена года

Что происходит в природе?»

Цель: совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи природных явлений.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог - Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. 

Вратарь

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

 Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Части тела

Правила: игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела,  к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела»

Игра в круге «Влево - вправо»

Правила: ведущий передаёт мяч, по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1,2,3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «5 вправо с шагами» и т.д.

Упражнения в паре (выполняются сидя)

Исходное положение: игроки находятся напротив друг друга (если дети еще не достаточно хорошо усвоили, понятия «справа – слева», то на левые руки можно браслет); движения выполняются четко на счёт, рука без мячика никуда не поднимается, мячик сам к ней «прибегает».

  1. Перекладывание из правой руки в левую и наоборот на счёт «раз-два».
  2. Передача соседу одновременно на счёт «раз-два».
  3. «Себе – соседу» (по кругу) на счёт «раз-два».

Упражнения в паре (выполняются стоя)

1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово,   связанное   со   словом   взрослого, например: взрослый    говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:

-   кидает его и сразу ловит;

-   кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.

-  кидает об стенку мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).

4. Взрослый и ребенок садятся на пол, на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

5. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может

выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

6. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребе- нок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

7. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

Бросание мяча друг другу с заданием

Теперь, когда ребенок научился бросать мяч партнеру, отбивать мяч от пола, эти два упражнения можно объединить: на счет 1,2 – отбивание мяча о пол, на счет 3 – бросание мяча партнеру. Вот теперь у ребенка есть прекрасная возможность для развития переключения с одного действия на другое. При выполнении этого упражнения, ребенок может совершать такую ошибку – отбивание мяча от пола происходит не 2 раза, а 3 и более – то есть когда ребенок не отошёл от старого стереотипа с выполнения прошлого действия и не переключился на новое. В этом случае вы поправляете ребенка и напоминаете ему об условиях игры.

Бросание мяча друг другу с двумя – тремя заданиями

Например, в предыдущее упражнение вы добавляете передачу мяча из руки в руку за спиной. Тогда на счет 1,2 – отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, на счет 5 – кидаем мяч партнеру. В этом упражнении важно, чтобы ребенок не сбивался со счета, считал себе сам, выполнял упражнение точно.

После того, как ребенок научится выполнять бросок мяча друг другу с 2 заданиями, добавляйте третье – например, передача мяча из руки в руку над головой. Тогда упражнение может выглядеть так: на счет 1, 2– отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, 5,6 – передача мяча из руки в руку над головой, на счет 7 – кидаем мяч партнеру.

Другим еще более сложным вариантом будет являться смена 2-3 серий упражнений:

На счет 1,2 – отбиваем мяч от пола, 3 – кидаем партнеру. Следующая серия: 1,2 – передача мяча из руки в руку за спиной, 3 – бросание мяча партнеру. Третья серия: 1,2 – передача мяча вверху над головой из руки в руку, 3 – бросание мяча партнёру. Все три серии должны сменять друг друга и важно не ошибиться в последовательности. А еще лучше, давать эти задания ребенку на слух.

Бросание мяча вверх

На первый взгляд в этом упражнении нет ничего сложного, однако, как показала практика, детям намного труднее выполнить его. Самое сложное здесь – удержать равновесие, научиться следить глазами за мячом, который летит вверх, так как по большей части взгляд ребенка направлен прямо или вниз, а направление взгляда вверх требует новых непривычных ему усилий. Ребенок, к тому же, при взгляде прямо и вниз визуально опирается на статичные горизонтальные линии в окружающей обстановке, а когда смотрит вверх, эти линии теряются из обзора и привычная «картинка» начинает колебаться – и здесь первая задача – удержать равновесие. Также ребенку необходимо будет научиться бросать мяч вверх прямо, а не вбок или назад как поначалу и происходит.

Бросание мяча вверх, с хлопком

Для выполнения этой задачи ребенку кроме всего того, что сказано выше, нужно рассчитать силу и высоту броска, чтобы успеть сделать хлопок. А также скорость выполнения самого хлопка. Дети, как правило, не успевают хлопнуть до того, как мяч окажется на уровне рук и мяч ударяется о пол. В этом случае можно сделать этот вариант промежуточным этапом для усвоения основного упражнения, хотя оно может выступать и как самостоятельное, тогда у ребенка еще лучше развиваются глазодвигательные функции, а также программирование и контроль деятельности. Здесь для лучшего самоконтроля и облегчения задачи можно ввести речевую формулу: «бросок –хлопок -упал(мяч)-поймал».

Бросок мяча вверх, с хлопком сзади и спереди

В подобных упражнениях мы тренируем у ребенка еще и скорость переработки информации. Отмечу, что сразу ребенку трудно будет его сделать, тогда мы вводим также промежуточное тренировочное упражнение: «бросок-хлопок сзади -хлопок спереди–упал (мяч)–поймал». То есть мяч ловим после того, как он упал на пол и отскочил. В этом случае у ребёнка есть возможность натренировать скорость совершения хлопков. Также при необходимости отдельно тренируются хлопок сзади и спереди.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры с мячом для развития речи"

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,...

Картотека "Игры с мячом для развитие речи"

Картотека "Игры с мячом для развития речи". ...

Картотека "Игры с мячом на развитие речи".

В игре с мячом даже стеснительные дети легче и быстрее включаются в работу, желание поиграть вместе со всеми пересиливает застенчивость и дает хорошие результаты....

Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной  деятельности в развитии детей.Задачи: Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного во...

Сборник - картотека "Игры интеллектуально - познавательного развития дошкольников"

Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительнос...

Программа саморазвития на тему: «Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет посредством игр с мячом»

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие  воспитателя ес...