Правила поведения на водоемах 2023 год
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Михальченко Анна  Геннадьевна

Конспект  НОД  в подготовительной группе Б «Мечтатели»

«Осторожно, тонкий лёд».

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду водоема.

Задачи:

1.Формировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

2. Закрепить знания детей о воде, её состояниях; развивать внимание, мышление, память, речь; рассмотреть ситуации, когда вода может быть опасной, закреплять знания об основных спасательных средствах.

3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

 

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».

Материал и оборудование: картинки осени, зимн,

Ход  Нод.

Дети сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте дружно поздороваемся. Гости пришли  посмотреть, что вы знаете и умение.

Сегодня мы  отправляемся  в путешествие  в страну  безопасности. В стране безопасности мы с вами познакомимся с правилами  поведения на льду водоема.

Мы сегодня с вами будем сотрудниками МЧС подразделения Федеральной службы на  водах. Мы будем решать проблемы связанные с предупреждением и ликвидацией на воде. Мы будем начинающими спасателями. Чтобы наши учения прошли с успехом слушаем все задания внимательно.

Первое задание разминка.

Воспитатель :Ребята, отгадайте загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать? ( ответы детей)

( Вода)

Воспитатель :  Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду? ( ответы детей)

Воспитатель :  Правильно! В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.

Воспитатель :  Ребята, что можно делать с водой? (ответы детей)

Воспитатель :  А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

Когда вода превращается в лед? (осенью и зимой, в морозы).

Воспитатель :  А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:

1.Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

2. Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

3.И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Какое сейчас время года? (Осень).

Воспитатель :  Зачем нужна вода? ( ответы детей)

Воспитатель :  Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.

Воспитатель :  Как вы думаете почему вода может быть опасной?

 ( ответы детей).

Пройдите пожалуйста  на мест.

-Сейчас  мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река осенью. (Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).

Откройте  глаза.

Воспитатель : Поздней  осенью вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться. Лёд имеет оттенки , если лёд имеет желтый оттенок на него ступать нельзя  он не прочный. Но, а если лед имеет зеленоватый или синий оттенок он более прочный. Лёд  имеет определенную толщину. Если лёд меньше 6 сантиметров, на такой лед вставать нельзя он очень тонкий. Допустимая толщина льда для человека 12 сантиметров, а  для  машины 30  сантиметров.

Воспитатель : Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? Надо знать, правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Во-первых, нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

Безопасней ходить по льду на лыжах.

Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.

Воспитатель : А что делать, если все-таки беда случилась? И кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.

Надо быстро звать на помощь. И вызвать службу спасения номер 112. Не подходить близко к провалившемуся под лед, а лечь на лед подальше. Лучше, подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Если под тобой затрещал лед и появились трещины. Не пугайся! И не беги! Ты можешь провалиться. Плавно и  аккуратно ложись на лед и перекатывайся в безопасное место по той дороге  по которой пришел. Но, а что же делать если ты провалился. Нужно держаться за ту сторону с которой произошло падение. Руки  расставить широко и стараться заползть  на лёд закинув ногу. Нужно ползти 3-4 метра по своим следам, затем встать и бежать к ближайшему  дому. В доме снять мокрую одежду, согреться и выпить горячий чай.  Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?

(ответы детей)

Воспитатель :  А теперь давайте поиграем.

Словесная игра «Да или нет».

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, то руки опускаем.)

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы запомнили правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Давайте  все вместе продолжим путешествия на лыжах.

 

Физкультурная пауза «Прогулка на лыжах».

Воспитатель:  Вначале оденемся. Свитер наденем? (Да) Чтобы не замерзли. Шапку? (Да) Шарф? (Да) Чтоб горло не продуло. А курточку, какую наденем, теплую зимнюю или облегченную? (Облегчённую.) Мы же двигаться будем, согреемся, курточка должна только от ветра защищать.

Оделись, теперь надеваем лыжи. (Дети имитируют одевание). Берем лыжные палки в руки, строимся, держим расстояния, чтоб палками не задеть друг друга. Поехали! (Имитируя движения, дети за воспитателем «катятся на лыжах» змейкой по ковру.)

И ехали, ехали   к следующим  заданиям   приехали.

Игра «Прочный лед».

Перед вами карточки цветного льда. Вам нужно ту карточку , которая указывает на опасный лёд.(Ответы детей).А теперь нужно выбрать ту карточку которая указывает на безопасный лёд.(Ответы  детей) Поощрение детей.

Теперь  наши юные спасатели  пройдут  в лабораторию в зону экспериментирования.

Игра с элементами экспериментирования  «Мы спасатели».

Перед вами линейки и разносы  с ледяными  фигурами. Мы сегодня с вами будем учиться давать разрешение выхода на лёд. Для этого  каждый вас возьмет линейку и измерит толщину  своей фигуры.(Ответы детей)Кто из вас сегодня может дать разрешение выхода на лед? Почему?(ответы детей) .Перед вами два таза с водой. На поверхности 1 таза лежит  тонкий лист. А во втором  пенопласт, которые имитируют  лёд. Мы  сейчас с вами выясним на какой поверхности игрушка устоит и не утонет и сделаем вывод.(Ответы детей)Ребята, вы выяснили, что тонкий лед для нас опасен.  А вы знаете, что полынья на водоеме может быть и полезной? Для кого? Нужны ли кому-то такие отверстия на водоемах? (Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут. Возможно, животным, для питья)  Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью. Молодцы из вас сегодня получились хорошие эксперты.

А  теперь  возвращаемся  на рабочие места.

И наше последнее задание.

Игра «Расставь  правильно последовательность».

Перед  вами  карточки вам необходимо правильно выстроить  последовательность в кружках от 1до 3 и выбрать самую верную карточку, где поставите знак плюс. И так приступаем  к  заданию.

(Ответы  детей).

Рефлексия.

Скажите пожалуйста, кем мы сегодня  были на занятии.  О чём мы говорили на занятии? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Что  вам сегодня понравилось? Что выполняли легко? А где возникли  затруднения?

Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме поздней осенью и зимой будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.

Вы сегодня очень хорошо прошли обучение  начинающих спасателей.

 А вот эти памятки мы отдади м родителям, чтобы они тоже знали эти правила и выполняли их.

Правила безопасности на льду водоема:

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы.

3. Без особой необходимости не выходите на лед. Зимой двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.

7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

— наметены сугробы;

— растут кусты;

— трава вмерзла в лед;

— бьют ключи;

— быстрое течение;

— в реку впадает ручей.

 

Сегодня в подарок нашим спасателям  МЧС  дарю раскраски памятку «Тонкий лёд».

А теперь повернемся   к гостям, скажем спасибо, что к нам пришли и подарим памятки о правилах поведения  на льду.

Ночью сильный холод был,

 А  на утро пруд застыл.

Лёд на солнышке искрится так и манит прокатиться!

Но нельзя идти туда,

Ведь под тонким льдом вода!

И пускай красиво очень, но осенний лед не прочен.

С  берега смотреть прекрасно,

А вставать  на лёд опасно.

И дружно скажем до свидания нашим гостям..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_t_onkiy_lyod.mag_.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе Б «Мечтатели»

«Осторожно, тонкий лёд».

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду водоема.

Задачи:

#1060;ормировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

2. Закрепить знания детей о воде, её состояниях; развивать внимание, мышление, память, речь; рассмотреть ситуации, когда вода может быть опасной, закреплять знания об основных спасательных средствах.

3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».

Материал и оборудование: картинки осени, зимн,

Ход Нод.

Дети сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте дружно поздороваемся. Гости пришли посмотреть, что вы знаете и умение.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну безопасности. В стране безопасности мы с вами познакомимся с правилами поведения на льду водоема.

Мы сегодня с вами будем сотрудниками МЧС подразделения Федеральной службы на водах. Мы будем решать проблемы связанные с предупреждением и ликвидацией на воде. Мы будем начинающими спасателями. Чтобы наши учения прошли с успехом слушаем все задания внимательно.

Первое задание разминка.

Воспитатель :Ребята, отгадайте загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать? ( ответы детей)

( Вода)

Воспитатель : Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду? ( ответы детей)

Воспитатель : Правильно! В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.

Воспитатель : Ребята, что можно делать с водой? (ответы детей)

Воспитатель : А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

Когда вода превращается в лед? (осенью и зимой, в морозы).

Воспитатель : А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:

#1047;имой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

2. Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

#1048; не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Какое сейчас время года? (Осень).

Воспитатель : Зачем нужна вода? ( ответы детей)

Воспитатель : Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.

Воспитатель : Как вы думаете почему вода может быть опасной?

( ответы детей).

Пройдите пожалуйста на мест.

-Сейчас мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река осенью. (Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).

Откройте глаза.

Воспитатель : Поздней осенью вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться. Лёд имеет оттенки , если лёд имеет желтый оттенок на него ступать нельзя он не прочный. Но, а если лед имеет зеленоватый или синий оттенок он более прочный. Лёд имеет определенную толщину. Если лёд меньше 6 сантиметров, на такой лед вставать нельзя он очень тонкий. Допустимая толщина льда для человека 12 сантиметров, а для машины 30 сантиметров.

Воспитатель : Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? Надо знать, правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Во-первых, нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

Безопасней ходить по льду на лыжах.

Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.

Воспитатель : А что делать, если все-таки беда случилась? И кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.

Надо быстро звать на помощь. И вызвать службу спасения номер 112. Не подходить близко к провалившемуся под лед, а лечь на лед подальше. Лучше, подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Если под тобой затрещал лед и появились трещины. Не пугайся! И не беги! Ты можешь провалиться. Плавно и аккуратно ложись на лед и перекатывайся в безопасное место по той дороге по которой пришел. Но, а что же делать если ты провалился. Нужно держаться за ту сторону с которой произошло падение. Руки расставить широко и стараться заползть на лёд закинув ногу. Нужно ползти 3-4 метра по своим следам, затем встать и бежать к ближайшему дому. В доме снять мокрую одежду, согреться и выпить горячий чай. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?

(ответы детей)

Воспитатель : А теперь давайте поиграем.

Словесная игра «Да или нет».

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, то руки опускаем.)

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы запомнили правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель: Давайте все вместе продолжим путешествия на лыжах.

Физкультурная пауза «Прогулка на лыжах».

Воспитатель: Вначале оденемся. Свитер наденем? (Да) Чтобы не замерзли. Шапку? (Да) Шарф? (Да) Чтоб горло не продуло. А курточку, какую наденем, теплую зимнюю или облегченную? (Облегчённую.) Мы же двигаться будем, согреемся, курточка должна только от ветра защищать.

Оделись, теперь надеваем лыжи. (Дети имитируют одевание). Берем лыжные палки в руки, строимся, держим расстояния, чтоб палками не задеть друг друга. Поехали! (Имитируя движения, дети за воспитателем «катятся на лыжах» змейкой по ковру.)

И ехали, ехали к следующим заданиям приехали.

Игра «Прочный лед».

Перед вами карточки цветного льда. Вам нужно ту карточку , которая указывает на опасный лёд.(Ответы детей).А теперь нужно выбрать ту карточку которая указывает на безопасный лёд.(Ответы детей) Поощрение детей.

Теперь наши юные спасатели пройдут в лабораторию в зону экспериментирования.

Игра с элементами экспериментирования «Мы спасатели».

Перед вами линейки и разносы с ледяными фигурами. Мы сегодня с вами будем учиться давать разрешение выхода на лёд. Для этого каждый вас возьмет линейку и измерит толщину своей фигуры.(Ответы детей)Кто из вас сегодня может дать разрешение выхода на лед? Почему?(ответы детей) .Перед вами два таза с водой. На поверхности 1 таза лежит тонкий лист. А во втором пенопласт, которые имитируют лёд. Мы сейчас с вами выясним на какой поверхности игрушка устоит и не утонет и сделаем вывод.(Ответы детей)Ребята, вы выяснили, что тонкий лед для нас опасен. А вы знаете, что полынья на водоеме может быть и полезной? Для кого? Нужны ли кому-то такие отверстия на водоемах? (Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут. Возможно, животным, для питья) Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью. Молодцы из вас сегодня получились хорошие эксперты.

А теперь возвращаемся на рабочие места.

И наше последнее задание.

Игра «Расставь правильно последовательность».

Перед вами карточки вам необходимо правильно выстроить последовательность в кружках от 1до 3 и выбрать самую верную карточку, где поставите знак плюс. И так приступаем к заданию.

(Ответы детей).

Рефлексия.

Скажите пожалуйста, кем мы сегодня были на занятии. О чём мы говорили на занятии? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Что вам сегодня понравилось? Что выполняли легко? А где возникли затруднения?

Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме поздней осенью и зимой будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.

Вы сегодня очень хорошо прошли обучение начинающих спасателей.

А вот эти памятки мы отдади м родителям, чтобы они тоже знали эти правила и выполняли их.

Правила безопасности на льду водоема:

1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы.

3. Без особой необходимости не выходите на лед. Зимой двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.

7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

— наметены сугробы;

— растут кусты;

— трава вмерзла в лед;

— бьют ключи;

— быстрое течение;

— в реку впадает ручей.

Сегодня в подарок нашим спасателям МЧС дарю раскраски памятку «Тонкий лёд».

А теперь повернемся к гостям, скажем спасибо, что к нам пришли и подарим памятки о правилах поведения на льду.

Ночью сильный холод был,

А на утро пруд застыл.

Лёд на солнышке искрится так и манит прокатиться!

Но нельзя идти туда,

Ведь под тонким льдом вода!

И пускай красиво очень, но осенний лед не прочен.

С берега смотреть прекрасно,

А вставать на лёд опасно.

И дружно скажем до свидания нашим гостям..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Правила поведения в транспорте и на улице»

1. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах, на улице.3. Учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять...

«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.

Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую...

Основные правила поведения при пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре.

Презентация для детей "Основные правила поведения при пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре"....

Правила поведения на природе. Правила поведения для детей

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которы...