ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

        «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

                                                                                        В.А.Сухомлинский

 В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. 

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль педагога заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить  впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой, а именно:

  • научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, учить беречь ее;
  • формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
  • способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края.

Для решения этих задач в нашей группе  реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др.  

 Наиболее успешным  и эффективным решением годовой  задачи по формированию экологической культуры  дошкольников можно решить  через использование метода проектов.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями воспитанников, содержанием образовательной программы нашего ДОУ.

              Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • проект является педагогической технологией;
  • является одним  из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей (законных представителей)), позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту (от простого к сложному).

Проектная деятельность в экологическом воспитании решается через следующие задачи:
-  формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края;
-  формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;

-  формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- воспитывать бережное отношение к природе;

-  привлекать семьи воспитанников к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологической культуры дошкольников.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

        Проекты в детском саду носят, как правило, познавательно-исследовательский,  характер. Дошкольники еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей педагогов.

 В нашей группе разработаны и внедрены следующие проекты  «Посадили огород,  посмотрите, что растет», «Разноцветная осень»,  и действующий проект «Эколята-Дошколята»,

Родители являются активными участниками педагогического процесса  и вместе с детьми активно участвуют в проектной деятельности: собирают  необходимую  информацию, участвуют в оформлении группы и участка ДОУ, оформляют выставки.

 В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решаются не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в  себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Можно сделать вывод, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение наших воспитанников ко всему окружающему.

                                   

Список литературы

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2009.

3. Бондаренко Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2005.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...