Конспект занятия. Тема: «Русская береза». Образовательная область: познавательное развитие (природа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Варченко Евгения Николаевна

Обобщить и закрепить знания детей об особенностях строения и функционирования отдельных частей березы, о потребностях березы как живого организма в условиях среды (свет, вода, температура, воздух, почва, жизненное пространство), умении растений приспосабливаться к разным погодным условиям; закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого; упражнять в подборе эпитетов, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими березу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bereza.docx946.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

Возрастная группа детей: старшая группа

Образовательная область: Познавательное развитие  (Природа)

Тема: «Русская береза»

Цель: способствовать формированию у детей любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.

Задачи:

Образовательные: обобщить и закрепить знания детей об особенностях строения и функционирования отдельных частей березы, о потребностях березы как живого организма в условиях среды (свет, вода, температура, воздух, почва, жизненное пространство), умении растений приспосабливаться к разным погодным условиям; закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого; упражнять в подборе эпитетов, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими березу.

Развивающие: развивать у детей умение обобщать накопленные знания о деревьях

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, аудиозапись голоса, Малыш Гео (видео-персонаж), картинки с изображением березы и ее составных частей, карточки моделирования потребностей растений, листы с заданием, цветные карандаши.

Предварительная работа:

- наблюдение за березой во время прогулки в разное время года весной, летом, осенью, зимой; посадка саженцев березы на участке детского сада;

- чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Русская березка», С.А. Есенин «Березка»;

- прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла»; песни «Растёт в Волгограде берёзка» в исполнении Л.Зыкиной;

-  разучивание пословиц, загадывание загадок;

- рассматривание репродукции русских художников: А. Куинджи «Березовая роща», А. Рылов «Зелёный шум», И. Левитан «Золотая осень», А. Головин «Берёзки»;

- рисование березы;

Вводная часть, мотивация к деятельности

Дети сидят на стульчиках полукругом, беседуют с воспитателем о планах на сегодняшний день.

Раздается звонок.

На экране появляется изображение малыша Гео.

C:\Users\Евгения\Desktop\фиолет лес\4f2c48ce-9d08-4afb-899a-a1a80b260612-500x500.png

Голос Гео: Здравствуйте, ребята, меня пригласили на международный фестиваль «Деревья Планеты», на нем каждая страна представит свое дерево-символ. Япония будет представлять сакуру, Канада – клен, Германия – дуб. А какое дерево представить мне?

                           (выслушивает гипотезы детей)

- А почему вы решили, что символом России является береза? (дети приводят доказательства). 

- Действительно, в нашей стране очень любят березку - она в народных песнях, хороводах, играх, приметах и поговорках; образ березы воспевают художники, поэты, музыканты, мастера народных промыслов.

Голос Гео: Спасибо, ребята, я понял – мое выступление будет о «Русской березке»! Но я не знаю, что мне о ней рассказать?

- Не переживай, Малыш Гео, мы уже многое знаем о березе и поможем тебе составить замечательный рассказ о русской березке.

Основная часть, постановка детьми целей, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей

- Гео, устраивайся поудобнее, записывай все, что услышишь, а мы с ребятами расскажем все, что знаем о березке. Рассказывать мы будем по картинкам, расположенным на доске в определенной последовательности. Как вы думаете, с какой картинки мы начнем?

4

3

7

5

1

8

6

2

9

Открывает картинку под номером 1

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\1.jpg

- Что это? Береза.

- Давайте, похвалим березку. Какая она? (стройная, кудрявая, зеленая, белоствольная, ветвистая, раскидистая)

Открывает картинку под номером 2

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\2.jpg

- Из каких частей состоит дерево и для чего они нужны? (корень, ствол, ветви, листья, сережки).

- Какую пользу приносят корни дереву?

Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит глубоко в землю, а боковые корни ближе к поверхности.

- Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

Ствол - это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину. Ствол дерева покрывает кора (береста), которая защищает его.

- Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых)

- Ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

- А какого цвета бывают листья? (ответы детей)

Открывает картинку под номером 3

C:\Users\Евгения\Desktop\caption.jpg

- Ребята, а где мы можем встретить березу? (в лесу, в парке, в сквере, в городе, в деревне)

- Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).

- Какую пользу приносят березы?  (листья выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) 

- Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

Открывает картинку под номером 4

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\5.jpg

- Всегда ли деревья в лесу были такими? (нет)

- Какой была береза раньше? (раньше семечком, потом ростком, затем молодым деревцем)

Краткая беседа о способах размножения и распространения

(семена в «сережках» переносятся ветром, птицами, животными и, попадая в благоприятные условия, прорастают)

Открывает картинку под номером 5

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\6.jpeg

- При каких условиях семечко станет деревцем? (для этого нужна вода, свет, тепло)

- Ребята, сейчас у нас время года осень, но скоро придет зима. Как дерево позаботится о себе? Как приготовиться к зиме? (сбросит листву, у него остановится сокодвижение и оно «заснет»)

Открывает картинку под номером 6

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\4.jpg

- Ребята, а как называется молодое деревце? (саженцем)

- А какой саженец ? (он маленький, ствол тонкий, легко гнется, ветки тонкие, как прутики, мягкие, нежные)

Открывает картинку под номером 7

- Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, здесь разложены картинки. Вам нужно расположить их в той последовательности, в какой береза будет в будущем.

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\7...jpg  C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\7....jpg  C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\7.jpg  C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\7..jpg

(большим раскидистым деревом, сухим деревом, пнем)

- Оно будет расти, станет толще, потом состариться и превратиться в «старое дерево».

- Как отличить старое дерево? У старого дерева ствол толстый, могучий. Ветки корявые, сухие, корни толстые, древесные выступающие из земли.

- Ребята, давайте вспомним, когда мы гуляли вокруг детского сада, то встречали березки. Покажите, как мы обнимали саженец березки? (дети показывают – одной рукой)

- А березку постарше? (уже двумя руками)

- А самую старую березу? Один ребенок не мог ее обнять, мы все вместе, взявшись за руки, смогли ее обнять.

Дети возвращаются на стульчики.

Открывает картинку под номером 8

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\8 (1).jpg

- Чем может стать береза в будущем? (изделием из бересты, фанеры, дровами, дегтем, бумагой, лекарством, сувениром, расческой, украшением)

Краткая беседа о значении березы в быту

Ребята, береза - очень ценное дерево.

В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.

Издавна люди плели из березы лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные ложки.

Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. В медицине используют почки березы, листья и сок. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая -  березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки.

А потом, когда сок перестанет течь, этот надрез замазывают краской. Зачем?

Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики.

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? (не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев)

Открывает картинку под номером 9

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\9..jpeg

- Ребята, существует много разновидностей березы. В нашей Омской области растут три вида берез: повислая, пушистая и извилистая.

C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\повислая.jpg      C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\пушистая.jpg     C:\Users\Евгения\Desktop\Омск старшая группа 23-24\береза\извилистая.jpg

- Давайте представим себя селекционерами. О каком дереве мечтаете вы?

(например, новый вид березы, которая будет расти в горшке дома).

- Ребята, мы с вами рассмотрели березку со всех сторон (в системе), а теперь закрепим наши знания. Проходите за столы.

Дети рассаживаются за столы.

Задание 1

- Найдите лист березы и раскрасьте его в тот цвет, каким он бывает осенью.

Задание 2

- Найдите картинку с изображением коры березы и обведите ее в кружок.

- Поэты восхваляли  русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу - березу. Давайте вспомним и расскажем их.

Дети выходят по желанию.

Люблю березку русскую,

То светлую,  то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

                                                 (А.Прокофьев)

  • Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
  • В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
  • Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
  • Зелена, а не луг, бела, не снег, кудрява, а не голова.
  • Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия

Дети возвращаются на стульчики у доски.

- Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что было интересного? Какое задание вызвало трудности?

Голос Гео: Какие вы молодцы, какие замечательные рассказы, у вас получились. Сколько нового и полезного я узнал о березе. Благодаря вам, теперь я смогу интересно рассказать о березе как дереве - символе России на международном фестивале. Огромное вам спасибо, ребята. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...

Конспект занятия "Чтобы стать здоровым." Образовательная область – Познавательное развитие для старшего дошкольного возраста

Расширять представления у детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не сложные приемы само оздоровления.Привив...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Поможем Лесовичку» образовательная область «Познавательное развитие» (для обучающихся от 4 до 5 лет)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Поможем Лесовичку» образовательная область «Познавательное развитие» (для обучающихся от 4 до 5 лет)...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).

Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Познавательное развитие" (природа, экология) во 2 младшей группе

Примерная сетка образовательных ситуаций в соответствии с  тематикой  недель во 2 младшей группе....