Фокус группа и проекты как инновационная форма работы в детском саду
статья

Лепчикова Аксиния Ивановна

Представлены разные формы работы с родителяит и детьми с ОВЗ в условиях детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestivo_lestnitsa_k_uspehu.docx521.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка» городского округа «Город Якутск»

Лепчикова Аксиния Ивановна педагог-психолог компенсирующих групп МБДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка» городского округа «город Якутск» alepchikova@mail.ru 

к.н 890841182501

Тема статьи «Фокус-группа и проекты как  инновационные формы коррекционной работы с детьми ОВЗ и инвалидами в рамках наставничества и взаимодействия с молодыми специалистами в ДОУ».

 

Ключевые слова: инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети –инвалиды, поиск методов, фокус –группа, социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проект «Дошколенок-поваренок», тренинги, арт-терапия, создание ситуации успеха ребенка.

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами. За 5 лет мы собрали и накопили достаточный материал для работы с детьми. Путем поиска разных методов, приемов, форм мы каждый раз ищем и находим все новые и новые пути решения проблем по воспитанию и развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Наш детский сад работает с детьми с ОВЗ с 2016 года. Тогда впервые открылась 1 логопедическая группа «Солнышко» для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Всего было набрано 23 ребенка. Коррекционная работа велась по программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Н.В.Нищевой и программе психолого-педагогических занятий «Цветик-семицветик» Н.Ю Куражевой.

А с 2018 года уже функционируют 2 компенсирующие группы для детей с ОВЗ. Все дети прошли ТПМПК. Коррекционная работа ведется с учетом рекомендаций  протоколов ТПМПК. С ТПМПК был составлен двухсторонний договор, согласно которому проводилась выездная комиссия в детском саду 1 раз в год. Это оказалось рациональным выходом: родители имели возможность пройти комиссию ТПМПК без лишней суеты и волокиты.

Статистика за годы работы компенсирующих групп:

Года

ОВЗ

Дети-инвалиды

2016-17 гг

23

5

2017-18 гг

41

8

2018-19 гг

51

8

2019-20 гг

38

6

2020-21 гг

39

5

2021-22 гг

49

6

2022-23 гг

48

11

2023024 гг

46

16

За эти годы выработался четкий алгоритм работы пот выявлению детей, нуждающихся  в коррекционной работе. Как только ребенок поступает в детский сад, специалисты детского сада проводят диагностику и по результатам наблюдений, бесед, диагностик составляется характеристика на ребенка. Затем выходим на родителя, проводится беседа, консультация. Не секрет, что не каждый родитель соглашается пройти ТПМПК. Тут большая роль отводится педагогу-психологу. С каждым родителем провожу индивидуальную беседу, консультацию. Задача психолога – заинтересовать и убедить родителя, чтобы ребенок получил статус ребенка с ОВЗ. Только в этом случае у ребенка появляется шанс получить необходимую помощь. Также в саду проводится ППк детского сада, куда приглашаются родители. Каждому родителю вручается письменное приглашение на определенную дату время, что упрощает  работу. В указанное время родитель приходит и получает достоверную информацию из уст всех педагогов и специалистов детского сада. Только тогда у родителя воссоздается целостная картина.

Когда только стали открываться компенсирующие группы, педагоги не были готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Назрел вопрос по курсам, где они могли получить квалифицированную помощь в воспитании и обучении с детьми с ОВЗ. Администрация детского сада в 2019 году отправила 2 педагогов на повышение квалификации в город Санкт Петербург. Поехала я - педагог психолог компенсирующих групп и воспитатель Кычкина Т.Е воспитатель компенсирующих групп. Темой курсов была актуальная проблема «Реализация ФГОС в работе с детьми с ОВЗ». В рамках курсов прошел тренинг «Эффективные педагогические стратегии при взаимодействии с «трудными детьми», который провела психолог консультант-тренер Центра развития русской культуры и философии Волга Л.Н. В данное время ежегодно наши педагоги повышают свою квалификацию.

Наименование курсов

Педагоги

Год прохождения курсов

Количество часов

1

Специфика обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

Лепчикова А.И

2017

72

2

Основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Кычкина Т.Е

2017

144

3

Актуальные тенденции развития комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Колпакова Г.В

2018

48

4

Основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Лепчикова А.И

Шумилова М.В

Морук Н.В

2018

72

5

Коррекционная логопедическая работа в ОУ с учетом современных требований

Павленко Н.Н

2018

72

6

Реализация ФГОС в работе с детьми с ОВЗ

Лепчикова А.И

Кычкина Т.Е

2019

72

7

Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ в условиях регионального образовательного пространства  

Магнушевская М.В

2020

72

8

Содержание и формы инклюзивного образования

Калакова А.С

2022

72

9

Педагогическая деятельность педагога-психолога с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Лепчикова А.И

2022

72

Прошли переподготовку:

ФИО

Специальность

Должность

1

Иванова Н.В

Педагогическое образование: тьюторское сопровождение

АНО ДПО 2020 г. 1008 ч

тьютор

2

Лепчикова А.И

Олигофренопедагогика: обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации

АНО ДПО 2020 г. 1008 ч

Педагог-психолог компенсирующих групп

3

Алексеева А.В

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

АНООДПОЦПКРО 2021 г

Учитель-логопед

Когда начали работать с детьми с ОВЗ выяснилось, что есть еще одна проблема. Было недостаточно методических материалов, диагностических инструментариев. Стали искать своими силами. На сайте «Мерсибо» нашли флеш-накопитель «КИМП» - специализированную программу по составлению индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ. Администрация детского сада, в частности заведующая Веретельникова М.В заказала с сайта флеш-накопитель «КИМП» и «Психоблиц» - интерактивную программу для психолого-педагогического  обследования готовности ребенка к школе. С тех пор каждый год составляются программы индивидуального сопровождения детей на основе «КИМП». Это очень удобно, прослеживается вся коррекционная работа с детьми с охватом всех специалистов. Когда только начали работать с «КИМП», многие педагоги в первое время испытывали затруднения. Я сама лично прошла обучение на сайте, как работать с данным информационным носителем и стала обучать педагогов и специалистов детского сада. Когда есть инструментарий одинаковый для всех, то и работа становится доступной, прозрачной. Сейчас каждый ребенок, имеющий статус ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида, полностью охвачен коррекционной и развивающей работой со стороны специалистов.

Детский сад, как и любое образовательная организация – всегда меняющаяся, движущаяся  мобильная структура. По результатам ТПМПК 2021 года, кроме детей с тяжелыми нарушениями речи, появились и дети с задержкой психического развития. По решению протокола ТПМПК таким детям нужны занятия учителя-дефектолога. По утвержденной штатной сетке такой специалист в детском саду не предусматривался. Но наше руководство приложило все усилия и результатом стало то, что  с 2021 года в нашем детском саду появился учитель-дефектолог. Теперь все дети получают полную законную квалифицированную  коррекционную работу.

Теперь с детьми в детском саду коррекционно-развивающую работу ведут 2 педагога-психолога, 3 учителя-логопеда, 1 тьютор, 1 учитель-дефектолог. Если педагоги-психологи и тьютор у нас стажисты, то учителя-логопеды и дефектолог только недавно начали работать в детском саду. Поэтому во многих сферах работы мы передаем свой опыт и знания своим молодым коллегам.

      Не секрет, что дети с ОВЗ не могут полностью социализироваться в обществе. Они стеснительны, плохо идут на контакт, иногда и агрессивны. Для того, чтобы решить данную проблему, компенсирующая группа «Сказка» разработала проект «Поваренок -дошколенок» в рамках Сетевого инновационного объединения по теме: «Инновационные формы и технологии для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»  

Цель проекта: Успешная интеграция форм и технологий в процессе социализации детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Задачи:

1.Адаптировать и внедрить эффективные формы и технологии, направленные на повышение социальной активности детей дошкольного возраста.

2. Повысить интерес к совместной деятельности с детьми- инвалидами и детьми ОВЗ у участников образовательного процесса.

3. Расширить сеть социальных партнеров, разделяющих стремление к формированию положительного отношения к проблеме социализации детей инвалидов и детей с ОВЗ.

4. Повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.

 Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что в настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование традиционных технологий в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Для разрешения проблемы у нас для социализации ребенка разработан проект «Дошколенок поваренок».   В рамках этого проекта с детьми работают воспитатели, логопед, психолог, тьютор, дефектолог по совместно составленной программе.

Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ и инвалидами ведется регулярно, а это именно групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Дети в течение всей недели охвачены коррекционно-развивающим процессом: 2 раза в неделю проводятся занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи и по 1 разу в неделю занятия по обучению грамоте и развитию связной речи, а также индивидуальные занятия вне общих занятий. На занятиях используются различные игры и приемы по расширению лексикона («Назови признак», «Скажи наоборот» и т.д.), по развитию звукопроизношения (звукоподражания, чистоговорки на заданный звук и т.д.), по совершенствованию фонематического слуха («Хлопни в ладоши», «Где слышим звук?» и т.д.), по коррекции грамматической стороны речи («Чего не стало?», «Жадина» и т.д.) и по развитию связной речи (рассказы по картинке, по серии картин, пересказы). Во время индивидуальной формы работы, так же развиваются все компоненты речи, но особое внимание уделяется звукопроизношению: постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Работа учителя-логопеда в проекте дошколенок-поваренок заключается в подборе речевых игр и заданий по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Продукты» т .д.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок - инвалид станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация. В рамках проекта тьютор проводит индивидуальную работу с ребенком – инвалидом по программе Л.В. Коломийченко по программе «Дорогою добра» по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Содержание программы «Дорогою добра» осваивается ребенком – инвалидом в различных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:

  • Первоначальное ознакомление с изучаемым объектом в процессе чтения художественной литературы;
  • Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение;
  • Практическое использование этих знаний в процессе игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности,
  • Создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой деятельности.
  • Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.

Авторы программы предлагают к каждой теме разнообразную деятельность: темы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, темы наблюдения, список художественной литературы для чтения и др.

Например, в блоке «Я человек: я – мальчик, я – девочка» занятие по теме «Об этикете» входит:

  • Беседа «О культуре поведения за столом»
  • Подвижная игра «Найти пару» под музыку
  • Чтение «Сказка о грустной тарелочке (Мария Шкурина)
  • Аппликация «Салфетка для праздничного обеда»
  • Дидактическая игра – схема «Сервировка стола»

В ходе проекта ведется работа воспитателями и психологом по социализации детей и взаимодействие с родителями. Дети вместе с родителями и педагогами узнают про правильные и полезные продукты, учатся готовить несложные блюда.

В группе проводятся различные игры, обыгрываются сюжеты. Детям очень нравится сюжетно-ролевая игра «Кафе», т.к. игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Во время Рожественской недели дети сами лепят прянички, придумывают самостоятельно узор, фигурку. Затем пряники пекутся и с пылу-жару подаются детям на полдник. Вы бы видели сияющие глаза детей, когда каждый подходит и берет именно свой пряник – собственноручно приготовленный. Некоторые дети даже их несут домой, бережно упаковав в салфетку – чтобы обрадовать свих родителей. В сюжетно – ролевых играх ребёнок может оказаться в знакомой ситуации. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.  эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. С родителями проводится систематичная и плановая работа. Семья это один из институтов социализации ребенка. Самый первый опыт общения с обществом, социумом ребенок получает в семье.   Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Родители активные участники образовательного процесса. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в наш проект позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии. Формы работы с родителями: родительские собрания; консультации для родителей; анкетирование: создание информационных стендов для родителей; совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность; участие в конкурсах, выставках. Также в группе в рамках проекта были проведены беседы, просмотры познавательных программ, презентации, иллюстрации к книгам о кулинарии, готовили рождественское печенье. У детей и родителей, с которыми проводилась целенаправленная работа, развивалось позитивное взаимодействие, снизилось число детско-родительских конфликтов, возникло желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, учатся менее эмоционально воспринимать неудачи и не боятся новых видов деятельности. У родителей повысилась активность: участие в семейных клубах, родительских комитетах, организациях выставок, в различных творческих конкурсах совместно с детьми.

 Работа в рамках проекта проводится не только в стенах детского сада, но и за ее пределами. Дети вместе с родителями и педагогами ходят на мастер-классы, учатся готовить простые и несложные блюда дома и на кулинарных студиях.

Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на совместный итог работы с родителями, это и анкетирование родителей, и книжки-раскладушки и видеоролики в марафоне «Готовим всей семьей», приготовление совместно блюд.  Во время проекта, дети не только получают практические навыки, а также происходит социализация ребенка и признание его уникальности, неповторимости и каждый воспитанник чувствует себя комфортно. Атмосфера взаимоотношений в семьях улучшилась, родители больше стали общаться с детьми. Речь детей становится богаче, ярче, правильно сформированной. Происходит сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах социализации.

Но если работа с детьми ведется на полном уровне, то работа с родителями требует усилий и имеет свои особенности.

В семье ребенка с отклонениями в развитии, семейное воспитание выступает не только как важнейший и определяющий фактор социализации, но и как путь к социальной интеграции, к самостоятельной и независимой жизни. Ребенок с отклонениями развития своим появлением способен серьезным образом изменить семейную ситуацию, нарушая ее нормальное развитие, структурирование и функции.

Узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.

Е. Н. Мастюкова и А. Г. Московкина описывают три этапа родительских реакций на факт рождения ребенка с отклонением развития:

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни.

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощуще ния беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Это чувство зачастую перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Процесс  включения  родителей детей  с  ограниченными  возможностями  в образовании    сложный  как  организационном,  так  и в  содержательном  компоненте.  Поэтому  необходимо создание   конкретных  технологий  психолого-педагогического  сопровождения  инклюзивных  процессов  в  образовании, которые  позволят  сделать  этот  процесс  максимально  адаптивным  и пластичным. Главными   заказчиками   инклюзивных   дополнительных образовательных услуг являются родители несовершеннолетних детей с ОВЗ. Поэтому  для  того,  чтобы  инклюзивная  практика  была  востребованной  и эффективной,  прежде  всего,  необходимо  учесть  запросы,  ожидания, трудности, планы этих родителей относительно социализации, образования и будущего детей.

Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй

К сожалению, большинство родителей впервые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой,  навыки самостоятельного существования  ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте. Приведем несколько  примеров. Девочка 4 года. Назовем ее Маша. Поступила к нам в детский сад осенью 2022 года. С первых дней пребывания стало ясно, что у девочки есть достаточно серьезные проблемы в развитии. Девочка не кушала, с детьми не играла, в контакт не вступала. На имя не окликалась. Пила из бутылки молоко. Настроение всегда нестабильное: то хохочет, то плачет. Когда побеседовали с родителями, выяснилось, что проблемы начались, когда ребенку было 1,5 года. Прошли несколько обследований, реабилитаций, но положительной динамики особо не ощутили. Медики предложили понаблюдать до 6 лет и только тогда ставить вопрос о инвалидизации. Мы предложили пройти ТПМПК, объяснили, что им это даст. Девочка прошла ТПМПК, получила статус ребенка с ОВЗ. В дальнейшем по нашим рекомендациям и рекомендациям ТПМПК смогли оформить инвалидность. Сейчас они проходят курс АВЕ терапии. Второй пример. Мальчик 3 года. Назовем его Юра. Взгляд не фокусировал, на имя не окликался, навыки самообслуживания отсутствовали. Из чашки не пил, только лакал. Игрушками по назначению не играл, все время их ставил в ряд. Родители в первое время категорически отказывались принимать нашу помощь, твердили, что у них нормально развивающийся ребенок, что он просто балуется, что его совсем избаловали бабушка с дедушкой. Как педагог-психолог, постоянно наблюдала за мальчиком, неоднократно беседовала с родителями. В конце родителя прислушались к нашим доводам. Согласились пройти комиссию ТПМПК. И сразу же получив статус ребенка-инвалида, в конце смогли пройти МСЭк и оформить документы по инвалидности. После этого ездили уже в Москву, там диагноз предварительный им подтвердили. Ребенок стал получать полное медикаментозное лечение и реабилитацию. Третий пример. Девочка 5 лет. Назовем ее Даша. Поступила в детский сад впервые. До этого была дома. Никаких медицинских документов не было. Девочка тоже на имя не окликалась, с детьми не играла. Или просто скакала по группе, или просто сидела в углу. Была агрессивна, могла ударить, укусить, расцарапать. Очень громко визжала, на что дети все закрывали уши, боялись ее. За столом не кушала, культурно-гигиенические навыки не были сформированы. Могла полностью раздеться, трогала свои гениталии. Все это происходило на глазах у детей. Не спала, очень громко кричала, вертелась.  Родители на наши доводы не реагировали. Все время уходили от вопроса. Стоило больших усилий их уговорить пройти ТПМПК. Когда они прошли комиссию вся коррекционная работа уже  проводится в полном объеме. Видя нашу работу, родители сами заинтересовались и уже с нашей помощью оформили инвалидность для девочки. Весной прошли реабилитацию в СУВАГ. Девочка сейчас посещает подготовительную группу детского сада. Видна большая динамика в развитии: самостоятельно кушает вместе с детьми, сама одевается, раздевается. Ложится сама на кровать, лежит спокойно, даже если не спит. В первом случае мы видим заинтересованность родителей в развитии своего ребенка и стремление помочь ему. В таких случаях ребенок быстрее получает необходимую помощь своевременно. В двух последних случаях родители очень долго времени потеряли из-за того, что не могли принять ребенка таким, какой он есть на  самом деле.

Назрел следующий вопрос. Какую форму работы с родителями запланировать и проводить, чтобы это было эффективно, интересно? После долгих поисков, раздумий  для установления партнерства с родителями детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, для участия их в жизни детского сада был  разработан  проект  создания творческой фокус – группы «С добротою в сердце ».

Фокус – группа в образовании - это инновационная форма взаимодействия педагогов, представителей науки, родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения.

Проект творческой фокус – группы «С добротою в сердце»

Проект творческой  фокус – группы  детского сада «Ладушка» создан  для сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, общественности, поиска новых форм предоставления консультативной помощи родителям, воспитывающих  ребенка - инвалида, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение. 

Цель проекта  определения оптимальных и эффективных форм взаимодействия педагогов  с родителями детей с ограниченными возможностями.

Задачи

  1. Выявить модели, по которым происходит формирование мнений;
  2. Получить субъективную информацию (личное мнение, позиция, точка зрения, высказывание) от участников, чтобы: собрать предварительную информацию по теме проекта и дальнейшего его проектирования.
  3. Обобщения форм  педагогического опыта работы в  и практики семейного воспитания детей с ОВЗ.  

Проект творческой фокус – группы позволяет выявить разрыв между тем, как родители понимают те или иные проблемы в воспитании ребенка – инвалида и ОВЗ. Задача фокус - группы — не столько получение набора мнений, касающихся проблем воспитания малышей, сколько изучение факторов, влияющих на этот процесс . Таким образом, эта форма работы позволит ответить на вопросы: «Почему?» и «Как?».

Исходя из цели и поставленных задач, нами был составлен тематический план встреч фокус – группы.

На первом этапе работы были разработаны вопросы для анкетирования родителей  воспитанников средней группы с ТНР, проходящих медкомиссию на ТПМПк для установления статуса ОВЗ по тяжелым нарушениям  речи.

После анализа анкет были разработан план работы, составлены рекомендации  родителям и педагогам.

В начале учебного года, как только был укомплектована компенсирующая группа, с воспитателями были проведены беседы, заполнены карты наблюдений за детьми. После обработки этих данных, специалисты детского сада  - педагог-психолог, учитель-логопед и тьютор составили план встречи с родителями. На первую встречу выбрали родителей тех детей, у которых были схожие признаки ограниченных возможностей здоровья. Предварительно с родителями была проведена работа в форме бесед, анкет, консультаций. Из приглашенных 4 родителей на встречу фокус-группы пришли 3 родителей. В работе фокус-группы принимали участие кроме специалистов и воспитатели группы. В непринужденной обстановке, за приятным чаепитием познакомились с родителями, выслушали их истории. Тут важно дать понять родителям, что мы всецело на стороне ребенка, принимаем его таким, какой он есть. Когда родитель это понимает и принимает, то он раскрывается. Многие стараются скрыть, что у них больной ребенок, думают, что это со временем пройдет или просто это ребенок так себя ведет (балуется, капризничает, за кем-то повторяет и тд). Некоторые не знают как себя вести в данной ситуации, кому и куда обратиться. Во время встречи родители делятся своими историями, рассказывают о своих детях. И как раз во время таких встреч родители детей с ОВЗ получают тот самый колоссальный опыт, узнают, что они не одни такие, что есть дети с аналогичными проблемами и что есть выход из данной ситуации. Они делятся контактами, своими переживаниями, своими успехами. Идет полная перезагрузка. После первой нашей встречи уже был виден результат. Родители этих детей стали между собой общаться, делиться информацией, куда можно идти, какую реальную помощь можно получить. Самым главным итогом работы фокус-группы стало то, что родители наконец-то смогли оформить инвалидность для своих детей. До этого им отказывали, говорили, что им рано, надо подождать и т п. У детей появилась реальный шанс получить все полагающиеся выплаты, помощь не только педагогическую, но и психологическую. Прошло полгода и мы уже видим, что дети у нас проходят реабилитации и в «Суваг» (г Нерюнгри), республиканских реабилитационных центрах. Недавно одна девочка поехала на реабилитацию в г. Орел. Со стороны специалистов детского сада идет полное сопровождение во всех этапах: это и беседы, консультации, фотоотчеты с занятий, совместные занятия, тренинги.

Вывод: Во время   работы с родителями воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ  столкнулись со рядом трудностей взаимодействия:

  1. Привлечение  занятых родителей на заседание в связи с нехваткой времени и проблемой присмотра детей.
  2. Связана с недостаточным уровнем коммуникативной культуры и знания педагогических и медицинских вопросов отдельных родителей, в частности с неумением «слышать» и «слушать» собеседника. В данном направлении предстоит дальнейшая целенаправленная работа всего педагогического коллектива.

Несмотря на трудности, предложенная форма взаимодействия с родителями,  является действенной и позволяет вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Используя потенциал активных участников фокус – группы и результаты нашей совместной деятельности строится дальнейшее взаимодействие.

Также очень хороший итог работы показывает совместные досуги, тренинги с родителями. Как педагог-психолог компенсирующих групп постоянно консультирую своих родителей. Провожу разные тренинги. Одним из последних тренингов был по теме «Портрет моего ребенка».

Цель:  обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

         Задачи:                                                                                                                                     - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.                                   Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников

Развитие творческого мышления

Целевая аудитория: родители подготовительной группы.

Место проведения: кабинет психолога

Составили  портрет, где писали, рисовали, клеили то, что было  связано с именем ребенка. Для этого  на бумаге написали  красивыми буквами имя ребенка. Затем на каждую букву писали те черты характера, которые присущи своему ребенку. Можно было из старых журналов вырезать картинки, буквы. На тренинге родители научились принимать ребенка таким, какой он есть, обрели возможность  еще лучше понять своих детей и найти путь к пониманию. Отзывы были очень положительные, родители искренне радовались, делились своими впечатлениями.

Самые важные учителя для детей – родители. Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Следующим видом работы с детьми ОВЗ стала арт-терапия. Так как  у нас
есть дети вообще неговорящие, встал вопрос: как сделать так, чтобы у ребенка была ситуация успеха, как его социализировать, как сделать так, чтоб ребенок раскрылся? Выбор пал на арт-терапию. Ведь в своих рисунках, поделках ребенок мог выразить свой внутренний мир. Использовали различные виды арт-терапии..
 Арт-терапия — это направление в психотерапии и психологической коррекции, в котором клиент решает свои психологические проблемы через процесс творчества. Важно понимать, что арт-терапия — это не только рисование (или изотерапия), а множество разных видов: драматерапия, библиотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, артлоготерапия, танцедвигательная терапия и т.д. Как показала практика у детей с ОВЗ очень низкий познавательный интерес, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик были выбраны нетрадиционные формы арт-терапии. Ведь как известно, что вызывает эмоции – то и остается в памяти.

Рисование частями тела вызывает  у детей очень большое чувство радости, развивается воображение, тактильное восприятие и речь.

Валяние как вид продуктивной деятельности способствует уменьшению возбудимости и нервного напряжения.

Пластилинография способствует развитию мелкой моторики руки, воображения.

Хепенинг рисование частями тела, пальцами вызывает у детей радость, приносит позитивный настрой.

Все вышеназванные формы работы можно использовать не только в детском саду, но и дома. Все используемые материалы имеются в свободном доступе

Выбор мой пал на пластилинографию — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми:
       -  Развитие внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, речи;

- Тренировка ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);

-Воспитание эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества),

- Развитие усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

- Эстетическое наслаждение

Результатом нашей работы стали участия в различных конкурсах, где наши дети с ОВЗ стали принимать участие. Наши достижения:

1.Игнатьев Эрэл – лауреат 1 степени Международного фестиваля

 «Бриллиантовые нотки»

2.Муромцева Валерия – победитель Российского конкурса, посвященном Дню Матери

3.Заболоцкая Ксения – лауреат 2 степени республиканского конкурса «Таланты Земли олонхо»

4.Иннокентьев Кирилл – лауреат 1 степени регионального конкурса «Зима начинается с Якутии»

5. Антонов Владлен – лауреат 1 степени Международного конкурса «Бриллиантовые нотки»

Все дети одинаковы, все они должны иметь равноценный старт своих возможностей.

В заключении хочется сказать, что все вышеперечисленные виды работ можно сделать в условиях образовательной организации. Для этого нужно, чтобы все участники образовательной организации имели представления, с какими детьми, с какими проблемами придется столкнуться и не поворачиваться, если будут трудности, а идти вперед, достигая свои намеченные цели. Только тогда будем иметь результат. Нужно просто любить детей, принимать их такими, какие они есть. Работать с родителями, помогать им, принимать их. И обучать своих молодых коллег всем азам мастерства и опыта. Надеемся, что наш опыт может кому-то помочь.

Список литературы:

  1. Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников – СПб.: Речь-М 2016г.,
  2. Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 18)
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования  и  науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
  5. Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 104 «Ладушка»».
  6. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968г.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
  8. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
  9. Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
  10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
  11. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
  12. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М.,2010г.
  13. Киселева М.В «Арт-терапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008г.

Фотогалерея:

C:\Users\Work\Desktop\Владлен.jpgC:\Users\Work\Desktop\Олененок.jpeg

C:\Users\Work\Desktop\4fd55eea-5a17-4205-ae7d-91bc14a0dd51.jpgC:\Users\Work\Desktop\a405697c-2e58-4621-895b-064798ac5a68.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №104 «Ладушка» городского округа «город Якутск»

Тема статьи

«Фокус-группа и проекты как  инновационные формы коррекционной работы с детьми ОВЗ и инвалидами в рамках наставничества и взаимодействия с молодыми специалистами в ДОУ».

Лепчикова  А.И

педагог-психолог компенсирующих групп

Якутск 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...

Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"

Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"...

Мультипликация, как инновационная форма работы в детском саду.

Мультипликация, как инновационная форма работы в детском саду....

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...

Цветотерапия - как инновационный метод работы в детском саду.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому приоритетным направлением коррекционно-р...

"Год культурного наследия народов России. Инновационные формы работы в детском саду".

   2022 год -  Год культурного наследия народов России (Указ № 745 от 30.12.2021). Согласно документу, Год культурного наследия народов России провдится &quo...