Сохранение историко-культурного и природного наследия Кубани. Организация работы по созданию мини-музея туризма в ДОУ
статья

В статье описывается организация работы по созданию мини - музея туризма в ДОУ. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организационную предметно - пространственную среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение историко-культурного и природного наследия Кубани.

Организация работы по созданию мини-музея туризма в ДОУ

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

В нашей стране наблюдается не только экономический кризис, но и кризис воспитания молодого поколения. Дети сегодня окружены современными темпами жизни, сильно искаженной иностранными словами речью и комиксами. Мы потеряли связь с традициями, которые передавались из поколения в поколение на  Руси веками. Это разорвало связь между старшим и младшим поколениями. Поэтому крайне важно восстановить унаследованные ценности, передать детям нравственные устои и патриотические настроения, которые все еще живут в народном творчестве. Если мы безжалостно отрежем себя от своих корней, мы станем бездуховными в воспитательном процессе.

Музейная педагогика оказалась эффективным способом решения этой проблемы. Однако, как привлечь родителей к музеям без прямой агитации? Мы пришли к выводу, что создание народного «Мини-музея» может быть идеальным решением. Мы решили сфокусироваться на туристско – краеведческом профиле мини – музея, чтобы побудить людей интересоваться культурным наследием своего родного края.

   Наше стремление узнать о прошлом нашего народа и сохранить его для будущих поколений не только отражает наш познавательный интерес, но также и естественное стремление помнить и уважать свою историю.

Важность музеев в образовании нельзя игнорировать. «Разговор» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление ребенка, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Музейная педагогика показала, что создание музеев может способствовать развитию тесных эмоциональных связей между детьми и родителями.

Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент

Методическая работа по созданию мини-музея в дошкольном учреждении занимает много времени, но это увлекательный процесс.

Она включает в себя следующее:

- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков родного края в группах;

- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;

- использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника;

- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.

Создание мини-музея можно разделить по этапам.

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

На этом этапе формируется творческая группа педагогов, которые будут заниматься  организацией  создания мини-музеев. На этом этапе разрабатывается тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций, определяются перспективы создания мини-музеев и алгоритм по созданию мини-музеев.

Важно выбрать темы мини-музея, определить места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея. Кроме того, необходимо подобрать экспонаты, оформить визитную карточку и паспорт мини-музея, разработать методики работы с экспозициями мини-музеев, разработать ознакомительные экскурсии в мини-музей, конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музея».

Приступая к работе, важно понимать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

Выбор темы мини-музея основывается на интересах детей и инициативе педагога, умеющего вовлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта.

Месторасположение мини-музеев можно определить с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.

Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые представленные экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция экскурсионных билетов, открыток и фотографий о родном городе даст представление об их разнообразии. Основная задача музея — показать объект с разных сторон и показать его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

-размещение материала на настенных полочках;

-использование ширм.

-использование стендов;

-использование мобиле;

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев важно опираться на следующие принципы:

-партнерство родителей и педагогов;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками (макеты, рисунки, стенгазеты), оформляют экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.

Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в таких мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Важно придать особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополняет экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.

Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

К примеру, формами музейной педагогики по туризму в детском саду могут быть экспозиции фотографий и предметов туристского снаряжения, детские творческие работы, создание коллекций, изготовление макетов, карт, схем, алгоритмов. Такой музей – место, где хранятся и экспонируются материалы туристической направленности, истории, культуры родного края. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культурно-историческом наследии родного края, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.

Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого. Он по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада

                                        (из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...

Работа по созданию мини-музея в средней группе детского сада

Отражена работа по созданию мини-музея "Солнечный мир" в средней группе детского сада...

«Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»

Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства нов...

Презентация опыта работы по созданию мини-музея в детском саду

В презентации представлен материал, который иллюстрирует опыт создания мини-музея по краеведению в детском саду....

Проект во II младшей группе «Приобщение детей к народному наследию, через создание мини музея - Русская матрешка».

Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей к народному наследию, через создание мини музея - Русская матрешка»....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Опыт создания мини-музея в ДОО с обучением на родном (башкирском) языке

Дошколята усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами, именно музей становится источником формирования интереса к своему народу, культуре, формирует основу нравс...