Работа по созданию мини-музея в средней группе детского сада
статья (окружающий мир, средняя группа) по теме

Чижкова  Татьяна Алексеевна
Отражена работа по созданию мини-музея "Солнечный мир" в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чижкова Т.А. воспитатель МБДОУ д/с №23

Организация работы мини-музея «Солнечный мир»

    Основная идея работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

   В  средней группе №7 «Солнышко» создан мини-музей «Солнечный мир».        

Целями и задачами создания мини-музея явилось:

Знакомство детей с Солнечной системой, со значением солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных; со сменой дня и ночи; ночными и дневными животными; солнцелюбивыми и теневыносливыми растениями; с правилами безопасного поведения на солнце.

В создании мини-музея принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками,  помогали в оформлении экспозиции.

 Мини-музей представляет собой уголок, который входит в центр по познавательному развитию детей. Хозяином мини-музея, его экскурсоводом является кукла «Звездочет».

Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать,  рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Наши солнышки были изготовлены из различных материалов: из ниток, из картона, из компьютерных дисков, из бумаги,  связанные крючком и т.д. Солнышки получились разные по форме и размерам. Они очень удобно расположились на обруче, прикрепленном к потолку, солнышки прикреплены к леске, и при движении воздуха начинают вращаться, это очень красиво, дети смотрят на них и часто с ними разговаривают.

 Также в мини-музее создан плакат Солнечной системы. Здесь дети узнают о солнце, как космическом объекте, об устройстве Солнечной системы и планетах. Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о  солнышке.

 Мини-музей расположился в групповой  комнате, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью солнышек.

 Мини-музей способствует познавательному развитию детей.

Параллельно с рассматриванием, исследованием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за солнцем на прогулках, экскурсиях в разное время года, в разное время дня. Дети наблюдают за погодой и различными природными явлениями, чтобы проверить на практике некоторые природные приметы.

Можно выделить следующие разделы  и экспонаты данного мини-музея:

  1. «Солнечная семья».

Этот раздел рассказывает о солнце, как космическом объекте, об устройстве солнечной системы и планетах. Солнечная система – это мобиле с использованием шаров разной величины и расцветки; карта звездного неба.

  1. «Народные приметы».

Здесь размещены разнообразные экспонаты, а так же изображения растений и животных, по поведению которых можно предсказать погоду, т.е. живые организмы-барометры.

- в отсутствии солнца перед пасмурной погодой и вечером одуванчик плотно закрывает цветки;

- перед дождливой погодой  шишки сосны и ели плотно смыкают чешую;

- пчелы перед дождем не вылетают из улья;

- муравейник перед дождем выглядит опустевшим, муравьи прячутся и закрывают свои ходы;

- паук не плетет паутину.

  1. «Ночная жизнь».

Раздел расположился на темной стороне мини-музея и знакомит с жизнью животных, обитающих при недостатке или отсутствии света (еж, сова, летучая мышь). Игрушка- кот, стерегущий мышь рассказывает о том, что и в доме человека есть ночная жизнь.

  1. «Солнцелюбивые и теневыносливые растения».

Раздел включает:

- макет лужайки (солнцелюбивые на открытой местности);

- набор картинок с изображением теневыносливых и солнцелюбивых растений;

- подсолнухи, которые активно реагируют на местоположение солнца, поворачивая за ним свои цветки.

  1. «Солнечные часы»

Здесь находится игрушка- петушок. Он с давних времен был надежным природным будильником.

  1. «Солнце в жизни человека»

-Набор картинок, рассказывающих о том, как люди искали возможность компенсировать отсутствие солнца, как источника тепла;

- термометр позволяет человеку, не выходя из дома, узнать температуру на улице;

Стенд с гербами российских городов, рассказывающий об отношении людей к солнцу и об изображении его на гербах разных городов.

  1. «Осторожно - солнце!»

-повод поговорить с детьми и родителями о безопасности поведения, прежде всего, на летнем отдыхе;

- макет пляжа дает толчок к разговору о воздействии солнца на организм человека, о пользе солнечных ванн в небольших дозах и об опасности злоупотребления солнечными лучами;

- предметы, которые могут помочь защититься от солнца: очки, панама, крем.

8 . Уголок самостоятельной деятельности.

- «Чья тень» - по силуэту определить, тень какого животного изображена на рисунке;

- «Театр теней», с помощью кистей рук изображать образ животных.

9.Наблюдение.

Параллельно с рассматриванием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за солнцем на прогулках, экскурсиях, в разное время года, в разное время дня. Дети наблюдают за погодой и различными природными явлениями, чтобы проверить на практике некоторые народные приметы. На клумбах высаживают растения-барометры, растения-часы, за которыми организуются циклы наблюдений.

Также в группе состоялась презентация мини-музея «Солнечный мир»

Мини-музей периодически пополняется экспонатами, макетами, дети становятся старше и мини-музей становится больше, интереснее…Дети проводят экскурсии по мини-музею для детей других групп детского сада. В мини-музее проводятся занятия, если тема занятия созвучна теме мини-музея…Мини-музей в группе детского сада – это очень познавательно и интересно  для детей,  воспитатели продолжают работу по содержанию мини-музея, повышают свое самообразование, узнают для себя много нового…Мини-музей выполняет множество функций. Мой совет  воспитателям детских садов: создавайте мини-музеи в своих группах, это просто очень замечательно!!!