проект "Наш удивительный Байкал"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Григорьева Анна Олеговна

Мы живем в уникальном месте, на территории нашей Иркутской области расположен «Священный Байкал», которое частично расположено на территории республики Бурятия. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, которой можно напоить весь мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_udivitelnyy_baykal.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Информационно-практико-ориентированный  проект на тему:

«Наш удивительный Байкал»

 в подготовительной группе комбинированной направленности

Автор:  

Григорьева Анна Олеговна

воспитатель

I квалификационной категории

г. Зима.

Пояснительная записка

Информационно-практико-ориентированный проект «Наш удивительный Байкал» разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Проект реализовывался в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект реализуется в совместной деятельности детей, родителей и   педагогов, что создает условия для обогащения и систематизации знаний детей об уникальном озере нашего края Байкала.

В ходе реализации данного проекта у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах детской деятельности.

Итоговым заключительным мероприятием проекта является создание в группе мини-музей «Байкал жемчужина Сибири».

Паспорт проекта (информационная карта проекта)

Проблема, актуальность

 Необходимо обогатить знания детей о уникальном озере нашего края Байкале

Заявители, инициаторы проекта

Дети подготовительной группы (6-7 лет)

Тема проекта

 «Наш удивительный Байкал»

Тип проекта

по доминирующему виду деятельности:

по количеству участников:

по продолжительности:

 

Информационно-практико-ориентированный  

групповой

краткосрочный

Срок реализации

 с 30.09.2021 г. – 15.10.2021 г.

Цель проекта

формирование основ экологической культуры, воспитание любви к родному краю, природе.

Формирование эмоционального доброжелательного отношения к уникальному озеру Байкал – чудо природы.

Воспитание любознательности, желания узнавать новое, сбор и анализ информации о Байкале.

Задачи проекта:

-формировать представления о местонахождении озеро Байкала.

- познакомить с эндемиками озера Байкала с его обитателями Байкальской нерпой, голомянкой, омулем, хариусом.

-развивать эмоционально – чувственное отношение у детей к окружающему миру, любознательность, мышление.

-воспитывать заботливое и бережное отношение к природному наследию родного края.

Участники проекта

дети, родители, педагоги ДОУ

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

 Для детей

- сформированные знания об озере Байкал, о природе и обитателей.

- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая реализовать творческий замысел в игре и разных видах детской деятельности, а также создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития.

Для педагогов

  • формирование у дошкольников патриотических чувств к родному краю
  • развитие у воспитанников навыков

познавательной, информационно – творческой деятельности, проявление ребенком любознательности

-проявление интереса родителей воспитанников к участию в образовательной деятельности в ДОУ

- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда в группе;

- сформированный банк методических материалов по теме проекта.

Для родителей

- возможность для всестороннего развития и успешной социализации детей

- укрепление сотрудничества с дошкольным учреждением.

Продукт проектной деятельности:

 Мини-музей «Байкал - жемчужина Сибири»

Презентация проекта

Выступление на родительском собрании, методическом совете

Актуальность

 Почему возникла необходимость изучить эту тему?

Любой регион, любая местность неповторимы в своей природе.

Мы живем в уникальном месте, на территории нашей Иркутской области расположен «Священный Байкал», которое частично расположено на территории республики Бурятия. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, которой можно напоить весь мир. В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов исчезновением чистой воды и обитающей в ней рыб, проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее. Исходя из этого, был подготовлен и реализован проект «Наш удивительный Байкал».

Введение в проблему: в результате наблюдений и бесед с  детьми по теме «Наша родина – Иркутская область» была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей об озере Байкале. Для решения данной проблемы возникла необходимость разработки и реализации краткосрочного информационно-практико-ориентированного  проекта.

Особенности реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в тесном взаимодействии с детьми, родителями, педагогами.

В ходе реализации проекта используются следующие методы и приемы работы с детьми: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток,  просмотр видеофильмов, использование дидактических, подвижных, пальчиковых игр, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о Байкале.

Развивающая предметно-пространственная среда группы в ходе реализации проекта будет пополнена следующими материалами и пособиями: папки «Наш Байкал», «Природа Байкала», «Подводные обитатели Байкала», продуктами художественного творчества детей и родителей.

Конечным продуктом работы над проектом станет создание мини-музея «Байкал жемчужина Сибири», который будет находиться в группе и пополняться в результате дальнейшей работы.

Этапы работы по проекту

«Наш удивительный Байкал»

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

1 этап

Подготовитель-ный (выбор темы проекта)

Побуждение участников к реализации проекта: формулирование проблемы «Экологической культуры, воспитание любви к родному краю, природе».  Постановка цели и задач по проекту, создание игровой ситуация.

Вхождение в проблему «Узнать об озере Байкал».

Ознакомление с проблемой, повлекшей разработку и реализацию проекта.

2 этап

Планирование

Работа по «Модели трех вопросов»

Составление перспективного планирования.

Планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности с учётом образовательных областей

Работа по «Модели трех вопросов»:

- Что знаем?

- Что хотим узнать?

- Как узнать?

Оказание помощи детям в работе по «Модели трёх вопросов»

3 этап

Реализация проекта

- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами по теме проекта.

- Подбор методической и художественной литературы о Байкале.

- Организация деятельности детей во всех уголках активности.

- Консультирование родителей по темам «Байкал - жемчужина Сибири», «Чудо озеро».

- Участие в совместной деятельности с педагогами ДОУ по всем направлениям образовательного процесса.

- Поиск необходимой информации вместе с родителями.

- Оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

- Изготовление макета «Озеро Байкал»,  мини-музея «Байкал - жемчужина Сибири».

- Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения.

- Оказание помощи педагогу в организации мини-музея.

4 этап

Завершающий

-Представление результатов проекта: мини-музей «Байкал - жемчужина Сибири».  

-  Подготовка презентации по теме «Наш удивительный Байкал»

5 этап

Подведение итогов

-Анализ результатов,

-Формулирование выводов;

-Определение перспектив для новых проектов по теме «Иркутская область», «Сибирский край»

Системная паутинка по проекту

«Наш удивительный Байкал»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

Познавательное

развитие

-Рассматривание иллюстраций открыток с изображением  озера Байкала;

-Рассматривание иллюстраций «Растительный  и животный мир Байкала»;

-Просмотр презентации «Байкал»;

-Д/и «Чей хвост, чья голова, чьи плавники?»,

- Рассматривание игрушки «Нерпа»

30.09.2021 г.

01.10.2021 г.

05.10.2021 г.

07.10.2021 г.

11.10.2021 г.

Речевое развитие

- Чтение сказок и рассказов о Байкале:

  • «Сказка, рассказанная озером» (авт. Марк Сергеев)
  • Сказки и легенды о Байкале
  • «Нерпенок» (авт. С. Агеева),
  • «Для чего нерпе когти» (авт. С. Бунтовская)

-Беседа «Растительный мир Байкала»

- Стихи о Байкале

- Загадки  - о Байкале

-Разучивание пословиц  - о Байкале

04.10.2021 г.

06.10.2021 г.

11.10.2021 г.

14.10.2021 г.

07.10.2021 г.

В течение проекта

Социально-коммуникативное

развитие

- Создание мини-музея «Байкал - жемчужина Сибири».

- Экологический десант «Реки Байкала»

В течение проекта

15.10.2021 г.

Художественно-эстетическое

развитие

- Изготовление макета озера Байкала

-Просмотр театрализованной деятельности «Нерпёнок»;

- Лепка «Нерпа»

-Работа с раскрасками «Озеро Байкал».

08.10.2021 г.

12.10.2021 г.

13.10.2021 г.

В течение проекта

Физическое

развитие

- Эстафета «Байкальская нерпа».

- Подвижные игры «Озеро»

- Пальчиковые игры «Нерпы»

-Физминутки «Разминка лесных зверей»

14.10.2021 г.

В течение проекта

Заключение

В ходе реализации у детей расширились и обогатились знания об озере Байкал,  о его растительном и животном мире.

Реализация проекта способствовала формированию у детей чувств любви к своему родному краю.

Дети приобрели умение узнавать растения и животных Байкала.

Дети реализовали творческие способности в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект занятия "Удивительное животное Байкала"

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе...

Уголок "Удивительный мир Байкала"

Уголок был создан в ходе реализации долгосрочного проекта "Байкал - жемчужина Сибири", для знакомства детей с уникальным озером и его обитателями....

Уголок "Удивительный мир Байкала"

Уголок был создан для знакомства детей с уникальным озером и его обитателями....

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Удивительный мир Байкала»

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Одним из загадочных обитателей озера является нерпа.Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде.Байкальская нерпа – энде...