Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Удивительный мир Байкала»
план-конспект занятия (старшая группа)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. 

Одним из загадочных обитателей озера является нерпа.

Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде.

Байкальская нерпа – эндемик озера Байкала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл удивительный мир Байкала139.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Автор: Владимирова Алена Павловна,

                                                 педагог дополнительного образования,

                                                 Муниципальное бюджетное учреждение

                                                 дополнительного образования

                                                «Эколого-биологический центр»,

                                                муниципального образования города  Братска

                                                 e-mail: Vladimirova0611@mail.ru

Конспект занятия для детей дошкольного возраста

«Удивительный мир Байкала»

Цель:

  • Углублять и расширять знания детей об озере Байкал и его обитателе нерпе.
  • Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал – иллюстрации: озера Байкал, нерпы, голомянки, человека, логово нерпы. Клей, трафареты, клеенки.

  1. Организационный момент

Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг, взявшись за руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку своим друзьям.

  1. Ход занятия

Чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся, послушайте стихотворение. Закройте глазки и представляйте, что я говорю:

Есть такое озеро,

Озеро – Байкал.

Все в него влюбляются,

Кто хоть раз бывал.

Озеро глубокое,

озеро могучее.

В ясный день – спокойное,

А в грозу – кипучее.

Окружают озеро

Горы и леса,

Сверху отражаются

В водах небеса.

Есть такое озеро,

Хорошо что есть!

Нерпы, рыбы в озере

Никому не счесть!

Чудные растения,

Чудные леса,

Чудные животные,

Чудо-небеса!

Мы с тобою, озеро,

Встретимся опять,

Будем любоваться,

Будем отдыхать!

Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие и познакомимся с животным миром озера Байкал. (слайд)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири». Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира.

(слайд) Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок.

Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой (слайд).

А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем  (слайд)

А вы знаете, кто живет в нашем озере?...(ответы детей)

        Ой, ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. (слайд)

И сегодня мы с вами познакомимся с одним чудом Байкала - нерпой. Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпе? (рассказы детей).

  1. Изучение нового материала
  1. Знакомство с нерпой

Одним из загадочных обитателей озера является нерпа.

Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде.

Байкальская нерпа – эндемик озера Байкала.

Кто такие эндемики?«туземец» или «местный»

 2. Внешний вид нерпы

- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)

- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы. (слайд)  

Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет.

Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно.

По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.

На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая.

Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух.

3.Питание нерпы

Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). Это эндемики.

Суточный рацион нерпы составлял от 3-5 кг рыбы.

Рассмотрим пищевую цепь: водоросли  - рачки голомянка – нерпа. (слайд)  

4. Рождение детенышей

Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. (слайд)

Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.

В марте, в снежном логове среди льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. (слайд)

        Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.

Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу.

Физминутка

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
Тот сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке

  1. Изучение нового материала

Знакомство с голомянкой

Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера(закройте, пожалуйста глаза). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде.

Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

Бледно-розова, нежна-

Студеная вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка) (слайд).

Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта перламутрово-розовая рыбка с большими красивыми плавниками, без преувеличения, одно из чудес озера, потому что в ней необыкновенно буквально всё.

Голомянка – самая удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. (слайд)

 У голомянки к тому же нет чешуи. Обычно байкальская голомянка живет на глубине более 100 метров, поэтому человек ее редко может увидеть в свободном плавании. Но зимой рыбка может подниматься ближе к поверхности озера и ее могут поймать в проруби или увидеть сквозь лед любители зимней рыбалки.

удивительных фактов о голомянке:

– рыбка не имеет чешуи
– тело почти на половину состоит из жира
– если голомянку пожарить на сковородке, то останется только спинной хребет  – все остальное просто расплавится в жир
– живородящая рыба– голомянка несъедобна для людей, кошки и собаки ее тоже не едят, но очень любят байкальские нерпы.

V. Практическая часть        

Давайте, рассмотрим рыбку голомянку.

- Какие части тела есть у рыбки? (ответы детей)

Ребята, у вас на столах лежат трафареты  маленьких рыбок. Давайте приклеим их на голубые листочки, которые будут плавать в нашем озере.

Вспоминаем, как правильно наносить клей на заготовку. Промазываем рыбок, и прикладываем их на листочки.

Красивые работы у нас получились?

http://img.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-09/image_3018271.jpg

VI. Итог занятия:

- Ребята понравилось ли вам путешествие?

- Что больше всего понравилось?

Используемая литература

  1. 1.Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
  2. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,2016.

Приложение

http://kak-narisovat.com/wp-content/uploads/2015/12/how-to-draw-a-seal-pup-seal-pup-step-6_1_000000088101_5.jpg

Список использованной литературы

1. Бородина Т., Гупало Е., Дудина М., Иванова О., Кириллов А.- Новая энциклопедия школьника. – М.: «Махаон», 2003.

2. Говорухин Д. Ледовая экспедиция, или как живет нерпа.- Экологический журнал «Волна» .- № 3-4, Иркутск, 2000г.

3. Ляхов П.Р. ,Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные Под общ. ред.

О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -544 с.

4. Пастухов В. Д., Нерпа Байкала.- Новосибирск, «Наука» ,1993, с.272 .

5. Петров Е.А. , Сокращается ли численность байкальской нерпы? – тезисы к докладу на II Международной конференции “Морские млекопитающие Голарктики”, 2002г.

6. Соколов В. Е.  и др. Жизнь животных. Млекопитающие / под редакцией академика В. Е. Соколова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — Т. 7. — С. 317.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на тему "Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр"

Продолжать расширять глагольный словарь, учить образовывать форму настоящего и будущего времени, выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет....

Конспект занятия для детей дошкольного возраста I младшей группы на тему: «В гости к Бабушке»

Образовательные области: чтение художественной литературы, познание, физическая культура, музыка.Вид образовательной деятельности: классическийТип образовательной деятельности: комплексный Цель: вызва...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста "У тебя в гостях подруга"

научить ребенка вежливо беседовать со своим гостей; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия....

Конспекты занятий для детей дошкольного возраста

Контрольные занятия для детей старшего дошкольного возраста. Они основаны для закрепления ранне пройденного материала.  Все задачи реализуются через игровые ситуации, через смену разных видов дея...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Моя дружная семья».

Конспект занятия для детей дошкольного возраста  «Моя дружная  семья».   Предлагаю материал, который может быть использован воспитателями, учителями предметниками при п...

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Удивительный мир лупы»

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста «Удивительный мир лупы»...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста Тема: «Детям о войне»

1. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне2. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.3. Дать...