Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов».
консультация

Костромина Надежда Юрьевна

Цель тренинга: Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов в процессе их взаимодействия.

Задачи:

  • настроить участников на позитивное восприятие, установить доверительные взаимоотношения;
  • снять эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия;
  • развитие вербальных и невербальных средств общения;

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность – 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_pedagogov_dou.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №185»

Тренинг

Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Выступление подготовила:

педагог-психолог Костромина Надежда Юрьевна

Воронеж 2023

Цель тренинга: Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов в процессе их взаимодействия.

Задачи:

  • настроить участников на позитивное восприятие, установить доверительные взаимоотношения;
  • снять эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия;
  • развитие вербальных и невербальных средств общения;

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность – 30 минут.

Упражнение «Тренинговое имя»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Время: 5-7 минут.

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни,  выбрать себе имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Упражнение: « Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания, раскрепощение членов группы.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается им на пути. Здороваться надо определенным образом:

  1 хлопок  здороваются как мужчины;

  2 хлопка  здороваются как близкие люди;

  3 хлопка  здороваемся как женщины.

Упражнение «Пантомимика»

Цель: развитие умения передавать и понимать информацию с помощью невербальных      средств.

Описание упражнения

Участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определённой конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовят и разыгрывают описанные ситуации не показывая доставшиеся им карточки другим участникам упражнения.

Важный момент: изображая ситуацию, нельзя ничего говорить, можно использовать только движения и мимику. Когда одна пара показала ситуацию, остальные участники должны отгадать, что   им показали.

Примеры ситуаций для карточек

1. Вы с приятелем катались на велосипеде, и столкнулись, оба набили себе шишки, повредили велосипеды, и теперь пытаетесь разобраться, кто из вас был виноват.

2. Ты в магазине стараешься выбрать себе хорошие роликовые коньки, коньков большое разнообразие, а продавец упорно нахваливает одну модель, говоря, что на них можно очень быстро ездить.

3. Ты хочешь поздно вечером пойти на дискотеку, а мама запрещает тебе идти, говоря, что это опасно.

4. Ты сдаёшь домашнее задание, а учительница говорит, что ты его сделал не сам – списал или за тебя его выполнил кто-то из старших членов семьи – и отказывается его принимать.

5. Вы с другом (с подругой) вышли вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти.

6. На уроке литературы тебя вызвали рассказать стихотворения, ты не выучил, а твой друг тебе подсказывает. Учитель замечает. (2-3 участника)

7. Утро. Ребенок спит. Папа пытается разбудить ребенка в школу. И рядом сам засыпает. Заходит мама и …. (Конфликт). (3 участника)

Смысл упражнения. Развитие умения ясно передавать информацию при ограниченности средств общения по невербальным каналам межличностной коммуникации (без слов). Тренировка уверенного поведения при «работе на публику».

Обсуждение

Какие    эмоции    у    вас     возникали     при     подготовке     и     показе     ситуации? Легко ли было угадывать, что демонстрируют другие участники? Что вам помогало в этом, а что мешало?

Когда в жизни нам приходится угадывать намерения других, даже если те о них прямо не говорят?

Упражнение «Красная Шапочка»

Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Необходимый материал: карточки с названием стран для жеребьевки.

Время: 20 минут.

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:

На фестивале «Сказочный лес» различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки «Красная Шапочка».

В конкурсе участвуют три киностудии.

Первая  американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.

Вторая  французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.

И третья фирма  из Италии, предлагает детективный вариант «Красной Шапочки». В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.

У вас есть 15-20 минут для подготовки и 3-5 минут для демонстрации своей киноленты.

Обсуждение. Эффективным ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан? Кто был лидером в каждой подгруппе?

Упражнение «Автобусная остановка»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения:

На стенах зала, в котором проходит тренинг, вывешивается несколько листов большого формата с записанными в верхнем углу незаконченными предложениями («объявления на столбах»), например:

«С этой минуты я буду…»

 «Самое важное это…»

«Сегодня я сделал открытие, что…».

Все участники объединяются в 4 команды. Каждая выбирает свой плакат и 2-4 минуты пишет продолжение «объявления». Потом «остановка» сменяется  команды продвигается вперед по часовой стрелке, и добавляют свои предложения по теме на следующем плакате, и т.д., пока каждая команда обойдет все листы. Повторять уже написанное нельзя. По окончании или участники просматривают «объявления» со всех плакатов.

Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!

Список литературы

  1. Вид В. Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001
  2. Зайцев Г. К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000
  3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
  4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.
  5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание).

– М.: Универс, 1993

  1. Самоукина Н. В. Игры в которые играют… Дубна, 1996
  2. Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

Вы с приятелем катались на велосипеде, и столкнулись, оба набили себе шишки, повредили велосипеды, и теперь пытаетесь разобраться, кто из вас был виноват.

Ты в магазине стараешься выбрать себе хорошие роликовые коньки, коньков большое разнообразие, а продавец упорно нахваливает одну модель, говоря, что на них можно очень быстро ездить.

Ты хочешь поздно вечером пойти на дискотеку, а мама запрещает тебе идти, говоря, что это опасно.

 Ты сдаёшь домашнее задание, а учительница говорит, что ты его сделал не сам – списал или за тебя его выполнил кто-то из старших членов семьи – и отказывается его принимать.

Вы с другом (с подругой) вышли вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти.

 На уроке литературы тебя вызвали рассказать стихотворения, ты не выучил, а твой друг тебе подсказывает. Учитель замечает. (2-3 участника)

Утро. Ребенок спит. Папа пытается разбудить ребенка в школу. И рядом сам засыпает. Заходит мама и …. (Конфликт). (3 участника)

«С этой минуты я буду…»

«Самое важное это…»

«Сегодня я сделал открытие, что…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"

В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с  опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация  человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Фор...

Тренинг для педагогов Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Цель нашего занятия - тренинга: саморазвитие, развитие умения слышать других, ведь эффективное взаимодействие зависит именно от умения слышать друг друга....

Консультация для родителей на тему: «Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет»

Консультация для родителей  на тему: «Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет»  Даничкина Надежда НиколаевнаМБДОУ №26 «Сказка»16 группа «Пч...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....