«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»
методическая разработка

Тематический педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ss.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

I

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы рассмотреть и обсудить современные подходы к нравственно-патриотическому  воспитанию в ДОУ. И мы надеемся, что наша сегодняшняя работа, окажет вам помощь в работе с детьми в данном направлении.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В настоящее время современные дети все меньше владеют информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Упражнение: «Наполним душу ребёнка"

Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показать сосуд) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в сосуд, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.

Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю и т.д.)

Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

Выполняя данное упражнение, мы тем самым определили компоненты нравственно-патриотического воспитания детей.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Погрузимся немного в историю:

Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направлений государственной политики. Именно Петр I провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.

Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в образовании уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Родина – отечество, отчизна, страна в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
  • Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

В связи с работой по переходу на Федеральную образовательную программу дошкольного образования всё большее внимание уделяется разработке методик воспитания гражданско-патриотических чувств, любви и уважения к России.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры

Цель ФОП: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач: 

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  • Воспитание уважения к труду.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о городах России.
  • Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Сегодня важно, чтобы детьми дошкольного возраста не только достигался уровень развития, необходимый и достаточный для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, но и совместно с родителями в детском саду воспитывались нравственные ориентиры, прививалась доброта и любовь к малой и большой Родине. Именно через взаимосвязь педагогических работников детских садов с родителями (законными представителями) воспитанников, объединяя совместные усилия, должна вестись воспитательная работа  по таким важным направлениям, как знакомство детей с семейными ценностями, с культурными ценностями своего народа.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

II

Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических технологий. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Об использовании современных образовательных технологий и форм деятельности при формировании нравственно-патриотического сознания у дошкольников расскажет Ильящук Татьяна Викторовна.

III

В целях реализации задачи по совершенствованию системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ прошёл смотр-конкурс «Юные патриоты».

Цель конкурса - активизация деятельности воспитателей в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, пополнение предметно-развивающей среды в группах по данному разделу.

В конкурсе приняли участие все возрастные группы детского сада. Об итогах смотра-конкурса нам расскажет Кобзарь Татьяна Вениаминовна.

IV

А сейчас предлагаю поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что незнаем, подучить.

Слово предоставляется Бондаревой Марии Феликсовне и Бенденко Юлии Анатольевне.

V

С целью анализа работы нашего педсовета, слово предоставляется Коноваловой Наталье Викторовне.

И подводя итог нашего педсовета, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"....

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

« Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

       Особенностями проявления патриотических чувств  у  детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что ...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...