«Ложка как универсальное средство для всестороннего развития дошкольников» с использованием технологии проблемного обучения
материал (подготовительная группа)

Горбунова Юлия Алексеевна

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka1.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

 «Ложка как универсальное средство

для  всестороннего развития дошкольников»

с использованием технологии проблемного обучения

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Горбунова Ю.А.

-2023-

Цель: побуждать  стремление детей к исследованию, поиску ответов

Задачи: развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить.

-

     В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? Как же научить ребёнка не пасовать перед трудностями, преодолевать их.

            Согласно государственному образовательному стандарту выпускник ДОУ должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность, задавать вопросы, пытаться самостоятельно придумывать объяснения, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, обладать развитым воображением, склонен наблюдать и экспериментировать.

            Одним из путей к достижению этой цели является применение педагогами технологии проблемного обучения. Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Данная технология достаточно изучена, и ее актуальность бесспорна. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?”, “как?”, “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

     В самом начале своей педагогической деятельности я участвовала и победила в конкурсе «Педагогический дебют», используя деревянную ложку, участвуя в конкурсе «Воспитатель года», я тоже использовала ложку в театрализованной деятельности. Я решила снова выбрать объектом, с целью побуждения стремления детей к исследованию и  поиску ответов - ложку.

Свой педагогический «эксперимент» я начала с внесения в группу «черного ящика».  Дети стали делать предположения, что же там может быть?  Ответы  были разные: от книги до сказочной принцессы. Было принято решение сыграть в игру «Горячо - холодно». И вот, предмет угадан. Достаю ложку из «черного ящика» и  вижу, что дети  разочарованы. Понимаю, что нужно спасать ситуацию. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды. Артем важно добавляет, что на деревянных ложках можно играть,  он уже играл на них.

Предлагаю детям подумать, где еще можно найти применение этому предмету.

На следующий день дети делились тем, что нового они узнали. Саша сообщил, что ложку можно использовать в эстафетах: переносить в ней маленькие  мячи. Многие отнеслись к этому с недоверием: мячик может выпасть из ложки.

Оля рассказала, что из пластмассовых ложек можно сделать цветок. Дети опять сомневались.

Все вместе мы решили опытным путем проверить все варианты использования ложки.

Спартак  предположил, что пластмассовые ложки можно использовать как счетный материал на математике. В ходе образовательной деятельности  мы убедились, что он прав. Считали ложки, закрепляли состав числа, а если взять разноцветные ложки  (это уже предположение Киры), то можно даже сравнить их по количеству. 

Идея использовать ложки в процессе обучения грамоте пришла в голову Варе. А что, если вместо хлопков отстукивать количество слогов в слове ложками? Необычное решение. Берем у музыкального руководителя деревянные ложки и … стучим. Действительно, интересно. Дети просят, задавать им как можно больше слов. И такое, раньше не очень любимое задание: определить количество слогов в слове, стало чуть ли не самым востребованным в группе.

Оказывается, с ложками можно экспериментировать. Предлагаю  детям две ложки: металлическую и деревянную. Задаю вопрос: какая из ложек не утонет или они утонут обе, а может,  будут плавать? Дети начинают предлагать варианты ответов. Аргументируют, доказывают. Проверяем опытным путем: металлическая ложка утонула сразу, деревянная осталась плавать. Нужно искать объяснение. Оказывается, все предметы состоят из мельчайших частиц – молекул и те вещества, в которых эти частички располагаются очень близко, обладают большей плотностью и тонут в воде.

    Дима вспомнил, что в  группе есть кукольный театр из ложек. Он поделился с ребятами этой новостью. Если взять ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, а также нарядное платьице, то у нас получится куколка. И вот опять работа кипит: дети рассматривают примеры такого театра, обсуждают, пытаются отстоять свою точку зрения, трудятся, мастерят, с удовольствием перевоплощают ложки в различных персонажей. И вот у нас готов замечательный театр ложек по сказке «Колобок».

Оказалось, что ложку можно использовать в изобразительной деятельности, например, рисовании мыльными пузырями. Такую версию предложила Арина. В небольшом количестве воды растворяем гуашь и добавляем жидкое мыло. Чем больше краски добавим, тем  ярче получится цвет пузырей. Затем берём трубочку для коктейля и начинаем дуть в трубочку, чтобы образовались пузыри.  Поднявшиеся пузыри  снимаем ложкой и выкладываем на лист, а дальше уже фантазируем, на что же похожи наши изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб.  Это очень весело! Ваня предположил, что если обвести ложку карандашом, то тоже можно нарисовать цветы, рыбок в аквариуме, птиц. Мы с детьми попробовали и этот способ рисования. Тоже получилось красиво. Такой вид рисования развивает у детей творческое воображение.

 Пришло время проверить предположение Оли, что из  пластмассовых ложек можно сделать цветы. Стали решать, как соединить между собой ложки, чтобы получился цветок. Предложения были разные: использовать клей, пластилин, и даже гвозди с молотком. В итоге выбрали пластилин.  И вот такие красивые букеты у нас получились.

А какой замечательный оркестр ложкарей у нас получился! Давно ли люди играют на этом музыкальном инструменте, мы узнали у нашего музыкального руководителя.

Ложки могут быть использованы инструктором по физической культуре, воспитателем и ребятами  во время утренней гимнастики для проведения упражнений с предметами, для проведения эстафет. Ребята попробовали передать  теннисный шарик из ложки в ложку, стараясь не уронить его. Получилось не сразу. Но потом они уже соревновались друг с другом. Саша ходил гордый: ведь он с самого начала предположил, что это возможно.

К концу недели дети знали очень многое об использовании этого удивительного предмета и решили поделиться своими знаниями с другими детьми. Было  много предложений как это сделать? Остановились на идее создания альбома «Необычное  -  рядом», в который дети разместили свои рисунки и фотографии. Вот такой альбом у нас получился. Старался каждый ребенок .

Этот альбом был представлен воспитанникам из группы «Облачко», педагогам, родителям и  заслужили высокую  оценку.

В процессе работы, у детей существенно повысился интеллектуальный уровень, обогатился их опыт. Все знания были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем. Наблюдая за работой воспитанников, могу отметить, что дети были заинтересованы решением проблемной задачи, у них горели глаза, каждый подтвержденный способ применения ложки вызывал у них восторг и желание рассказать об этом всем: педагогам, детям, родителям.

Дети стали более целеустремленными, самостоятельными, прибрели неоценимый опыт общения со сверстниками: с одной стороны, умение отстаивать свою точку зрения, с другой - слушать позицию другого человека, сдерживать свои эмоции, понимать чувства других, уважать их точку зрения.

Дети раскрыли свои способности  и реализовали свой творческий потенциал через театрализованную, изобразительную, музыкальную  деятельность.

Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных технологий.

Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие физические качества как ловкость, быстрота, координация.

Таким образом, используя технологию проблемного обучения, можно сказать, что обычная ложка стала универсальным средством всестороннего развития  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница - зима»

Тема: «Волшебница-зима»Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойст...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

НОД поможет научить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания. Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации....

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Задачи:Образовательные:   -Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;   -Учить интонационно, выразительно воспроизводить сло...