«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа)

Танана Майя Станиславовна

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы, она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Актуальность:

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса, с другой стороны.

В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры. Ж. Пиаже обращает внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Новизна:

Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствием ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов, в творческой режиссёрской игре.

Цели:

  • Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
  • Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Задачи:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

Классификация макетов (краткая характеристика).

Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада).
Ландшафтный макет-карта  это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы овраг). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, дом).

«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.

Универсальные приёмы работы с макетом:

  • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ.
  • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
  • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
  • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того чтобы, она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты нами используются в ознакомлении детей с окружающим миром.

  Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

 Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.  

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.

В ходе реализации поставленных задач нами были сделаны различные макеты, что обеспечило возможность саморазвития ребенка.

  • «Мир насекомых»,
  • «Подводный мир»,
  • «Африка»,
  • «Север»,
  • «Дикие животные в тайге»,
  • «Ферма»,
  • «Деревенский двор»,
  • «Арктика»,
  • «Космос»,
  • «Город»,
  • «Пожарная часть»,
  • «Пресмыкающиеся»,
  • «Домашние животные»,
  • «Зоопарк»,
  • «МЧС»,
  • «АЗС»,
  • «Автопарковка»,
  • «Сказка «Три поросенка»».

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.

  • Мастер – классы
  • Родительские собрания
  • Выставки
  • Консультации

 Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе.

С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры макетов, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

-тема «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО» выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей при играх с макетами развивались интеллектуальные качества ребенка, инициатива и волевое усилие. У детей повысился уровень любознательности, они задают вопросы. Игры с макетами способствовали знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а также умению играть в коллективе.

Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Использованная литература:

1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997

3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная среда в условиях ФГОС ДО

Выступление на городской конференции "Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

Выступление на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО" на августовском совещании педагогов дошкольных образовательных организаций Советского района...

Тема проекта : «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для ...

Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов: «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверст...