Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО
консультация

Гусарова Елена Валерьевна

Выступление на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО" на августовском совещании педагогов дошкольных образовательных организаций Советского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_i_problemy_rpps.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

     Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.

      Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.    

     Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных индивидов. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

        Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Одна из главных задача ФГОС для дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду окружение, в которой пребывает ребёнок и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.                    

     Развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта   Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.            

     Роль педагога заключается в правильном моделировании РППС, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников.

      В связи с этим вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ становится актуальным, но проблематика организации предметно-пространственной среды в детском саду остается и связана, прежде всего, с решением следующих проблем:

1. Недостаточный уровень знаний педагогического коллектива в вопросах РППС согласно ФГОС ДО  (в вопросах методологии; не использование в работе принципа подбора предметов, которые должны находиться в групповом помещении и на участке детского сада, принципа расположения их в указанных пространствах);

2. Недостаточное материально – техническое оснащение в вопросах РППС согласно ФГОС ДО;

3. Требования "Санитарных правил и норм" для образовательных учреждений (далее – СанПиН), которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса. В настоящее время является не только барьером к инновациям в образовании, но и резко ограничивает возможности проектирования предметно-пространственной среды образовательных учреждений в соответствии с формой и содержанием образовательного процесса, реализуемого в конкретном учреждении;

4. В групповых пространствах перегруженность и перенасыщение предметного и игрового материала, материал недостаточно доступен воспитанникам (находится в закрытых шкафах, на верхних полках), зачастую мебель в групповых высокая и тяжёлая, что не отвечает потребностям и интересам детей;

5. Недостаток игрушек-моделей, сборных моделей, игрушек - трансформеров; макетов-предметов, представляющих в уменьшенном виде реальные сооружения и территории, универсальных макетов, маркеров игрового пространства;

6. Не созданы условия для формирования самостоятельного поведения, мышления, принятия решений, ситуации выбора, т.е активности детей;

7. В интерьере группы не отражаются правила и нормы совместного бытия, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности, собственные традиции группы;

8.Стабильные тематические зоны, статичность среды, жесткое зонирование не позволяет вариативно использовать среду;

9.Отмечается похожесть и одинаковость всех групповых помещений, т.е. не учитываются возрастные особенности дошкольников, индивидуальность детей группы;

10. Среда не обеспечивает оптимальную двигательную активность детей в группе.

     При  организации  развивающей  предметно-пространственной  среды  дошкольной  образовательной  организации  необходимо  учитывать:  

1. Нормативные  требования следующих документов, которые дают определенные  ориентиры:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный  закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  РФ»;
  •  Приказ  Минобрнауки  России  от  17.10.2013  №  1155  «Об  утверждении  ФГОС ДО»;
  •  Письмо  Минобрнауки  России  28.02.2014  №  08-249  «Комментарии  к  ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от

15.05.2013  №  26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм  и игрушкам в современных условиях» (вместе  с  «Порядком  проведения  психолого-педагогической  экспертизы  детских  игр  и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической  экспертизе игр и  игрушек»,  «Методическими  указаниями  для  работников  дошкольных  образовательных учреждении  "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  •  Приказ  Министерства  образования  РФ  от  26.06.2000  №1917  «Об  экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
  • Письмо Минобразования  РФ  от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  •  Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста." Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" Федеральный институт развития образования 2014г.

2. Согласно стандарта,  создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  •  создавать условия для развивающего образования;
  •  создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.  

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Стандарт делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.  Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

• образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

• двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

• различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

4. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

 – насыщенной;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– вариативной;

– доступной;

– безопасной.

    Содержательно-насыщеные требования к  среде предполагают  возможность РППС для реализации всех образовательных областей, возможность осуществлять двигательную активность в соответствии с потребностями в движении, возможность обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта, самовыражения, проявлять творческую активность и инициативность.      Предметно-пространственная среда должна содержать материалы, позволяющие детям осуществлять основные культурные практики, доступные им в самостоятельной деятельности: игру (сюжетную и с правилами), продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность. С примерным списком материалов и оборудования можно ознакомиться в примерных Программах, по которым работают ДОУ.    

     Трансформируемость среды. Возможность изменений в зависимости от образовательных задач и ситуаций, меняющихся интересов и возможностей детей, т.е. уходить от статичности. Обязательный учёт возрастных возможностей дошкольников по подбору мебели, игр и игрушек.

      Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования составляющих данной среды. Кукла не только игрушка, но и персонаж театра. Столы можно использовать как уголки уединения, если на них накинуть прозрачную ткань. Полифункциональные предметы и маркеры игрового простанства, которые мы с вами можем использовать по разному.

          Вариативность. 

- Наличие различных игровых пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

- периодическая сменяемость игрового оборудования и материала, появления новых предметов, стимулирующих детскую игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность;

- с учётом нормативов СанПин в нашем небольшом пространстве группы мы должнв найти возможность места для всех видов детской деятельности. Поэтому зонирование пространства на сегодняшний день не столь актуально, а вот центры детской активности, по мнению Оксаны Алексеевны Скоролуповой, способны решить данное требование в условиях небольшого пространства, т.к. они наиболее компактны, мобильны и целесообразны.

     Доступность. Свободный доступ воспитанников, в том числе и с ОВЗ во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ к игрушкам, пособиям, обеспечивающих все виды детской активности. Целесообразно размещать в группе различные лёгкие и передвижные (на колесиках) этажерки, шкафы, дидактические панели, использование контейнеров, маркеров игрового пространства, мягких модулей.

     Безопасность. Руководствуемся нормативами СанПин, правилами пожарной безопасности. При подборе игрового, дидактического оборудования, игр, компьютерных программ обращаем внимание на безопасность материалов, качество полиграфии, психологическую безопасность, эстетическую сторону.  

     

      В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты подходов создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

1 вариант

  • По видам детской деятельности;
  • По образовательным областям;
  • Интегрированный подход (комплексность подхода, где учитываются разнообразные виды деятельности, и пять образовательных областей).

2 вариант. По мнению Н.А. Коротковой, его достаточно разделить на три зоны:

1) зона для спокойной деятельности,

2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.),

3) рабочая зона.

    Все зоны, в зависимости от конкретной ситуации, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

     Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования среды, которые необходимо учитывать в своей группе.

      Вместе с тем, Стандарт не предъявляет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков, центров активности, педагог сегодня имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Главное, чтобы ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду.  

     Как известно все дети разные со своими особенностями, склонностями и потребностями, поэтому группы дошкольной организации должны быть непохожими друг на друга, должны отражать интересы детей и педагогов. А для этого РППС необходимо создавать вместе с детьми, активно включать их в обсуждение и оформление группового пространства. Ребенок старшего дошкольного возраста может быть полноправным творцом своего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Советы родителям по организации музыкально-развивающей среды в домашних условиях

информация поможет родителям подобрать  игрушки для музыкально-сенсорного развития малышей....

Родительское собрание "Организация развивающей среды в домашних условиях"

Консультация для родителей о том, как развивать малыша в долмашних условиях....

Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды группы ФГОСДО и ООП ДОО Гамзатовой П. Г.

Справкао соответствии развивающей предметно-пространственной среды группы ФГОСДО и ООП ДОО Гамзатовой П. Г....